на главную страницу

16 Января 2008 года

Армия сегодня

Среда

ОНИ БЫЛИ ПИОНЕРАМИ

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».



Недавно вертолетный полк под командованием полковника Олега Позднякова отметил 55-летие со дня формирования воинской части. Созданный первым в нашей стране вертолетный полк выполняет преимущественно транспортные задачи. За более чем полвека летчики воздушного формирования осуществляли спецрейсы по перевозке личного состава и грузов различного назначения не только в относительно благоприятных климатических зонах, но и суровых условиях Заполярья России, выполняли правительственные задания в различных государствах мира.

     Такого рода доверие выдвигает большие требования к профессиональной подготовке летного состава. В полку служат признанные мастера своего дела, некоторых старожилов здесь называют без лишней скромности легендарными. По мнению полковника Олега Позднякова, высокий процент высококлассных летчиков в вертолетном формировании стал возможен в первую очередь благодаря системе преемственности поколений. Сегодня шестьдесят процентов командиров экипажей вертолетов - военные летчики первого класса, тридцать - второго и только десять - третьего класса.
     Вообще, отсутствие классной квалификации - главный признак новичка. В Дальневосточное объединение ВВС и ПВО распределяются выпускники Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. В целом офицеры полка высоко отзываются о вузовской подготовке молодых лейтенантов, но тем не менее ее все же недостаточно для полноценной работы на современных вертолетах. С первых дней новички сдают зачеты, изучают район предстоящих полетов и готовятся к работе в составе экипажа - сначала днем и ночью в простых, затем и в сложных метеорологических условиях.
     Полк вооружен по большей части транспортно-боевыми вертолетами Ми-8. Лейтенанты начинают осваивать «восьмерки» на первичной должности летчика-штурмана. Сегодня все вертолеты оснащены системами ДИСС. Доплеровский измеритель скорости угла скольжения показывает скорость, пройденный путь, боковое уклонение и серьезно облегчает выполнение всех задач по навигации. Но штурманы готовятся и к работе по старинке - в условиях отказа аппаратуры они могут вести все необходимые расчеты, обладая только линейкой и маршрутной картой.
     Еще одна первичная должность для молодых офицеров - помощник командира вертолета Ми-26. На «двадцать шестом» лейтенанты не занимаются навигацией - здесь предусмотрена должность штурмана. Тем не менее круг обязанностей помощника командира вертолета остается очень широким - он работает в режиме визуального и аппаратного контроля полета и обязан принять оперативные меры в случае, скажем, превышения пределов скорости и крена машины. Лейтенанты также должны уметь осуществить взлет и посадку вертолета.
     В полку четко отлажена система подготовки молодых летчиков. Инструкторы обучают лейтенантов тонкостям ориентирования на малонаселенных дальневосточных просторах, мастерству пилотирования машин, работают над устранением выявленных ошибок между учебно-тренировочными полетами. После каждой летной смены командир полка не только подводит предварительные итоги в узком круге должностных лиц, но и проводит полный разбор полетов с летным составом с привлечением всех специалистов объективного контроля.
     Конечно, летчики допускаются к выполнению спецзадач только после целого комплекса экзаменов. Сначала офицеры получают допуск на полеты в составе экипажа в районе аэродрома базирования, потом допуск к маршрутным полетам и перелетам в простых и сложных метеоусловиях. Как водится, к молодым вертолетчикам присматриваются со стороны - они проходят «обкатку» у опытных командиров и постепенно «влетываются». Офицеры представляются на классную квалификацию и могут претендовать на должность командира экипажа вертолета.
     В основном полк работает по транспортировке различных грузов. Так, экипажи выполняют рейсы для обеспечения жизнедеятельности оторванных от автомобильных трасс и железных дорог гарнизонов Дальневосточного объединения ВВС и ПВО и войск ДВО. С ростом мастерства командиров вертолетов повышается и ранг задач. Более опытные экипажи осуществляют плановые вылеты для транспортировки военнослужащих, а также обеспечения парашютно-десантной подготовки личного состава объединения и воздушно-десантных частей, дислоцированных в Приморском крае.
     Одной из наиболее ответственных задач у вертолетчиков считается поисково-спасательное обеспечение в системе ПСС на территории Дальневосточного федерального округа. Экипажи несут постоянное дежурство на аэродромах под Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре, а также периодически направляются для временного дежурства на остров Итуруп (Курилы). Они находятся в двадцатиминутной готовности к вылету для спасения терпящих бедствие людей. В случае необходимости оказывают помощь МЧС.
     Наверное, многие наши читатели помнят, как 23 августа близ Комсомольска-на-Амуре потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-24. Так вот, приказ на спасение пилотов самолета получил находившийся на дежурстве экипаж майора Владимира Карпова. Через двадцать минут Ми-8 осуществил взлет с аэродрома Хурба. Вертолетчики оперативно вышли в район поиска и осуществили посадку на необорудованную площадку в тайге. В случае необходимости они могли эвакуировать пострадавших и с помощью лебедки, но тогда чрезвычайные меры не понадобились.
     Опытные экипажи выполняют и так называемые санрейсы для эвакуации тяжелобольных или раненых военнослужащих из отдаленных гарнизонов. Довольно часто такие полеты оказываются сложнее ожидаемого. Зимой подполковник Сергей Жеребцов получил приказ на полет в район Биробиджана. Экипаж совершил посадку на необозначенную площадку ночью и обеспечил своевременную транспортировку больного в Хабаровск. Конечно, угадать время, когда поступит сигнал на санрейс, невозможно. Скажем, в текущем году экипажи выполняли такую задачу менее десяти раз, а вот в прошлом году совершили почти тридцать рейсов.
     Но главная задача личного состава полка - это подготовка к действиям в военное время. Несмотря на столь большой объем важных повседневных задач, к занятиям по летной и боевой подготовке здесь относятся очень серьезно. Стоит отметить, что недавно объем поставок ГСМ в Дальневосточное объединение ВВС и ПВО значительно увеличился, соответственно лимит топлива для вертолетного полка также возрос в полтора раза. Впервые за долгие годы планировалась не одна, а четыре летные смены в неделю, и личный состав выполнил годовые нормы налета с опережением графика на несколько месяцев.
     Хорошей практикой после учебно-тренировочных полетов становятся и ежегодные учения. В этом году, опять-таки впервые за долгое время, проведено летно-тактическое учение (ЛТУ) не только эскадрильи, но и всего вертолетного полка. По легенде во время боевых действий значительной части наших войск пришлось действовать в отрыве от основных сил. В марте комполка поступил учебно-боевой приказ на доставку материальных средств и боеприпасов в обозначенный район. Все подразделения формирования были приведены в высшую степень боевой готовности. После выполнения необходимых алгоритмов планирования, постановки задач и подготовки к боевому вылету в воздух поднялась половина полка.
     Машины шли с двухминутным интервалом на расстояние более пятидесяти километров. Вертолетчики осуществили посадку на площадку в глухой тайге и после выполнения комплекса мероприятий по выгрузке вооружения, боеприпасов и других материальных средств вернулись на аэродром постоянного базирования. Вскоре схожую задачу отработала и вторая половина летного состава воинского формирования. Таким образом, в течение короткого периода времени боеспособность наших «войск» была полностью восстановлена, и они продолжили выполнение поставленной командованием задачи. За четкие действия на летно-тактическом учении, которое, кстати, продолжалось в течение нескольких суток, подразделения вертолетного полка получили высокие оценки.
     Впрочем, это в большей степени привычные для многих летчиков задачи. Другое дело авиационно-тыловое учение «Крыло-2007» под руководством начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны по тылу генерала армии Владимира Исакова. Это было крупнейшее за последнюю четверть века авиационное учение на Дальнем Востоке, и, естественно, оно потребовало особой отдачи от личного состава вертолетного полка. В частности, к выполнению учебно-боевой задачи тогда готовился и экипаж вертолета Ми-26Т. По сути дела, личный состав выполнял учебно-боевые задачи в таких условиях впервые.
     Вообще вертолет Ми-26 в комплектации топливозаправщика предназначен для оперативной дозаправки боевых машин. В боевых условиях во время маршей на большие расстояния подвоз топлива зачастую приобретает характер неразрешимой проблемы - там, где легко проходят танки, автомобили просто вязнут. Именно Ми-26Т позволяют в такой патовой ситуации сохранить маневренность боевых подразделений. Впрочем, вертолеты-топливозаправщики могут использоваться с подобной целью и для расширения радиуса действия авиационных подразделений.
     По легенде учения взлетно-посадочные полосы аэродромов базирования дальневосточных авиаподразделений оказались разрушенными в результате бомбардировок. Вышестоящее командование приняло решение о переброске на Дальний Восток еще одного объединения ВВС и ПВО. Подразделения готовились осуществить посадку на аэродромный участок дороги (АУД) близ Хабаровска. Здесь были оборудованы соответствующая ВПП и комплекс объектов для полного обеспечения жизнедеятельности летного и техническо-инженерного состава подразделений, но для выполнения боевых задач требовалась дозаправка вертолетов.
     Экипаж майора Сергея Маркелова осуществил посадку на АУД, несмотря на огромный размах винтов машины, двадцатиметровые деревья вокруг остались нетронутыми. Вскоре на автомобильный участок дороги села пара боевых вертолетов Ми-24. Инженерно-технический состав быстро растянул шланги и осуществил заправку авиационной техники. После этого на «двадцатьчетверки» подвесили вариант вооружения, и они были готовы к новому полету. Ми-26Т благополучно вернулся на аэродром постоянного базирования. Отличная оценка оказалась уже прогнозируемой.
     Впрочем, экипажи Ми-8 выполняют и задачи, максимально приближенные к боевым. Обучение летного состава вертолетов ведется согласно Курсу боевой подготовки армейской авиации. Грузоподъемность Ми-8 гораздо ниже, чем у Ми-26, зато, помимо перевозок личного состава и грузов, на нем можно выполнять и огневые задачи. С транспортно-боевого вертолета можно вести огонь из стрелково-пушечного вооружения, осуществлять пуск неуправляемых ракет, вести бомбометание и даже минирование местности. Естественно, экипаж должен уметь выполнять столь широкий спектр задач огневого поражения с максимальной эффективностью.
     Ежемесячно экипажи Ми-8 вылетают на специальный полигон в 70 километрах от аэродрома базирования. На местности оборудована имитация взлетно-посадочной полосы, макеты ротного и взводного опорного пунктов, танковой колонны на марше. Пилоты обязаны выполнить многочисленные нормативы за ограниченный период времени. Сделать это порой бывает непросто, ведь, например, те же неуправляемые ракеты в большей степени предназначены для площадного поражения. Результаты масштабного удара могут оказаться спорными, а потому оценка огневого воздействия осуществляется по эффективности поражения относительно небольшой цели - железнодорожного вагона.
     Настоящим экзаменом для вертолетчиков становятся вылеты на полигон для обеспечения действий наземных войск во время полковых и батальонных тактических учений с боевой стрельбой. Разумеется, на подобные задания направляются наиболее подготовленные экипажи, например подполковника Игоря Кроона или майора Владимира Конкина. Если на обычных тренировках можно выполнять огневые задачи без опаски, то на Князе-Волконском полигоне ошибки недопустимы - обстановка на учебном поле меняется очень динамично, а внизу находятся не только мишени, но и люди. В год же приходится делать до 15 таких вылетов.
     Безусловно, такая система подготовки строилась на протяжении многих лет. 15 вертолетов формирования принимали участие в подавлении мятежа в Венгрии в 1956 году. 14 экипажей выполняли правительственные задания на Кубе в 1962 году. Военнослужащие полка выполняли интернациональный долг в Республике Афганистан с 1980 по 1989 год, работали под эгидой ООН в Сьерра-Леоне и Анголе с 1995 по 2004 год. Естественно, из «горячих точек» возвращались не все, но полученный опыт всегда принимался на вооружение их сослуживцами и передавался впоследствии молодым офицерам.
     С 1995 года личный состав вертолетного полка участвует в контртеррористической операции в Чечне. Спокойствие гор зачастую очень обманчиво, а потому офицеры начинают подготовку к командировке на Северный Кавказ с первых дней службы. В соответствии с утвержденными рекомендациями процесс этот состоит из нескольких этапов. В неспокойный регион направляются только лучшие пилоты полка, ведь вертолет в высокогорных условиях в значительной степени теряет свои маневренные характеристики, становится как бы вялым, а потому для той же посадки на площадку ограниченных размеров требует особенно отточенной техники пилотирования.
     По словам командира вертолетного формирования полковника Олега Позднякова, к своему юбилею военнослужащие части подходят с хорошими показателями. Благодаря работе подполковников Эдуарда Кузнецова, Сергея Аветисяна, Валерия Юсибова и Игоря Кроона, майора Игоря Данилова, капитана Сергея Мещерякова, лейтенантов Александра Березовского и Сергея Руфова, а также некоторых других, столь же ответственных офицеров, сегодня воинское формирование стремительно входит в пору своего нового расцвета. Пока вертолетчики не могут похвастаться первым местом в объединении, но по итогам этого года надеются выбиться в лидеры. Остается только пожелать им в этом успеха.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex