на главную страницу

16 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

В Новый Год с Волшебной сказкой

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



     
В ожидании чуда

     В новогоднюю сказку с аэродрома Чкаловский александровцы «отчалили» отнюдь не на комфортабельном Ту-154, а на «грузовике» Ил-76. Причина прозаична: театральные декорации нелегки на подъем. Вместе с подарками для детей их общий вес составил около четырех тонн. Дюралевый гигант оказался не столь вместительным, как это представлялось на первый взгляд. Поэтому многим артистам пришлось расположиться на чемоданах. Но, как говорится, к трудностям корифеям песни и пляски не привыкать. Во время трехчасового перелета до осетинского Моздока разговоры сказочных персонажей невольно напоминали привычные диалоги в гримерке после генеральной репетиции спектакля. Обрывочные фразы-пародии сменялись шутками, экспромтами и воспоминаниями о предыдущих командировках. Как выяснилось, перед самой поездкой на Кавказ артисты армейского ансамбля вернулись с гастролей по Чехии и Словакии. Лишь сутки были у них на отдых, и снова «в бой», в очередной «творческий поход»... Новый год героям антрепризного шоу пришлось перенести на 22 декабря, чтобы долгожданный праздник отметить в тесном семейном кругу. Однако романтики дальних дорог хотели подарить сказку осетинским и чеченским детям – не только по долгу службы, но и по собственному желанию они стремились выступить в роли добрых «волшебников».
     Директор концертных программ академического ансамбля заслуженный работник культуры России полковник запаса Сергей Галкин уже третий год подряд слышит бой курантов вдали от дома... И когда «метель в просторах вяжет нити», а стрелки часов приближаются к заветной отметке, он традиционно поздравляет супругу по сотовому телефону. Для него подобные поездки – привычное дело. А вот многие артисты свое турне по Северному Кавказу с улыбкой называли авантюрой.
     В прошлом году вопреки ожиданиям вместо Моздока «александровцы» приземлились в Ростове-на-Дону. За несколько минут до посадки обледенела полоса, и летчики вынуждены были изменить маршрут. В этот раз все обошлось без приключений, и уже вечером «сказочники» поселились в гостинице «Владикавказ».
     
Артисты «четвертого цеха»?

     Новогодняя сказка изобилует режиссерскими находками. К примеру, Снегурочка – самая молодая артистка ансамбля Юлия Афонина – с легкостью как снежинка кружится в вихре «Русского танца» Чайковского. Она притягивает внимание зрителей, словно выступает на сцене Большого театра.
     - Это придает ей лиричность, – поясняет режиссер-постановщик «Волшебного ларца» заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Ширяев, – и если в традиционном понимании данного образа подобный подход может вызвать недоумение, то в нашей постановке все выглядит гармонично.
     В спектакле также звучит музыка Мусоргского и Стравинского. Однако наряду с классическими композициями используются и современные мелодии. Как это ни странно, Баба Яга поет голосом Людмилы Гурченко. А вот финальная песня досталась самому... Деду Морозу. Ее артист хора и бригадный солист военного коллектива Виталий Герасименко исполняет баритональным басом. В представлении переплетаются элементы мьюзикла, цирковые номера, хореографические и эстрадные миниатюры... Поэтому без шоу-театра кукол «Аркадия» и артистов столичных цирков ансамблю Минобороны РФ было просто не обойтись... Впрочем, и сами александровцы, известные всей планете как представители «трех цехов» – хора, балета и оркестра, выступили в новой для себя роли драматических актеров.
     Если говорить о бюджете зимней сказки, то, по словам продюсера «Волшебного ларца» генерального директора Международного фонда культуры и науки «Гармония» Галины Мачевской, стоимость одних только костюмов составила 750.000 рублей. Тем не менее для военнослужащих 58-й армии билеты были бесплатными.
     
Привлекательная карга

     На генеральной репетиции спектакля Виктор Ширяев был необычайно сосредоточен. Корректируя действия персонажей феерии, он использовал уменьшительно-ласкательные суффиксы. Несмотря на это, Виктор Михайлович признался в интервью, что для творческого десанта в период праздников он стал «временным бармалеем». Наверное, именно поэтому такого героя в сказке не оказалось. Зато в ней было предостаточно другой нечисти: болотных кикимор, драконов, ну и какой Новый Год без Бабы Яги? Роль колдующей старушки досталась актеру театра и кино Сергею Сатарову. Он смело импровизирует на сцене, придумывая с каждым спектаклем свежие метафоры. В представлении артист называет себя самой привлекательной Бабой Ягой на свете, шуточно сравнивая свою фигуру то с Дженифер Лопес, то с Бритни Спирс... По словам трехсотлетней злодейки, она делает «подтяжку» в одной клинике с Аллой Пугачевой. Хитрая лиходейка прибегала к репликам из сценария только для звукорежиссера, чтобы ему было понятно, когда включать ту или иную мелодию. Именно Баба Яга вовлекает юных зрителей в происходящее действо. Она общается с детьми, спрашивает советы и даже порой запугивает их...
     - А это правда, что Баба Яга может меня в лягушку превратить? – обратился к отцу после представления шестилетний Ваня Исаев.
     - Ну если только будешь себя плохо вести, – не задумываясь, ответил родитель.
     С такой вот современной героиней приходится сражаться Ивану-молодцу.
     
Из «иностранцев» – в русского Ивана

     Назначение на эту «должность» артист ансамбля Владимир Миронов воспринял как подарок судьбы. Предложение выступить на сцене в качестве храбреца из волшебной сказки было для него неожиданным. По иронии судьбы и с легкой руки известного кинорежиссера Владимира Фатьянова молодому актеру доставались роли иностранцев. Говорить с акцентом ему приходилось в картинах «Маршрут», а также «Мика и Альфред». И вдруг он становится фольклорным героем, которому не нужно «ломать язык», заучивая роль.
     - Значит, есть-таки в моей внешности что-то славянское, – улыбается актер, – идея сыграть на театральных подмостках русского храбреца мне показалась заманчивой. Если признаться, то во время первых репетиций я был немного скован и напоминал оловянного солдатика. Поэтому поначалу приходилось много работать над собой.
     Оказывается, предстать перед зрителем рубахой-парнем не так-то и легко. Все дело в том, что Владимир Миронов никогда не выходит на сцену неподготовленным. По его признанию, выступать в праздничном шоу даже труднее, чем сниматься в фильмах.
     - Но сравнивать кино и театральные подмостки не стоит, – рассуждает он, – это различные вещи. Когда ты находишься на сцене Владикавказского киноконцертного зала «Октябрь» за каждым твоим движением наблюдают 3.000 глаз. Они словно подсказывают мне, что делать дальше. Если в кинематографе я должен вызвать отклик зрителей, глядя в объектив, то здесь я сам реагирую на реакцию зала.
     Интересно, как удается артисту держать в напряжении не только детей, но и взрослых? Секрет профессионализма, как выясняется, заключается в том, что Владимир, словно ребенок, верит в эту театрализованную сказку. Стоит ему только примерить сценический костюм, как он сразу же незаметно для себя самого перевоплощается в архаичного «супермена». Впрочем, Миронов предстает перед зрителями не только в качестве Ивана-молодца, но и Скоморохом, и Снеговиком. Каждую свою роль он играет с полной самоотдачей.
     Добрый молодец не ограничивается монологами со сцены. Он постоянно общается со зрителями, задает им вопросы. Все, кто присутствует в зале, становятся непосредственными участниками спектакля. Как заметил артист, ребятишки на Северном Кавказе более эмоциональны, чем столичная публика. Юные зрители, для которых новогодние персонажи из Москвы в диковинку, нередко рвутся на подмостки, «в атаку» на Бабу Ягу.
     - Дети – мои помощники, – поясняет Владимир. – Мы вместе с ними сражаемся с темными силами, превращаясь во время представления в сплоченную команду.
     Поэтому творческая командировка для артиста ансамбля отнюдь не подвиг самопожертвования, а возможность «получить колоссальную энергетику», зарядиться эмоциями зрительного зала. В связи с новогодним турне по Северному Кавказу, он вынужден был отказаться от сольного концерта. Все получилось, как в известном анекдоте... Когда начинающему русскому актеру сообщают сенсационную новость о том, что его утвердили на роль в грандиозном голливудском проекте, а он лишь виновато отвечает: «Ой, извините, у меня «елки». Кроме того, за проведение корпоративных вечеринок в Москве, во время праздников, Владимиру предлагали фантастические гонорары. Но ни славой, ни деньгами подкупить его было невозможно.
     - Признаюсь, – откровенничает он, – ни капельки не жалею о своем выборе. Семь лет я посвятил ансамблю, коллектив стал для меня семьей, а Новый год, как известно, – семейный праздник. Но есть и еще один повод приехать сюда: подарить волшебную сказку осетинским и чеченским детям...
     После представления у Владимира Миронова нередко спрашивали автограф. Многие узнавали в удалом храбреце актера, на счету которого более 20 ролей в кинематографе. Если позволяло время, он не ограничивался росчерком пера, а писал своим поклонникам праздничные поздравления. По возможности Владимир старался пообщаться со зрителями, проявлявшими к нему интерес. Одна из таких бесед с осетинским мальчиком его необычайно поразила. Казалось бы, эпатировать артиста – задача не из легких. Обычно они сами призваны «дирижировать» эмоциями зрителей. За свою актерскую бытность Владимир по-настоящему удивлялся трижды. В первый раз это произошло на гастролях в Ватикане. Он случайно включил телевизор и увидел на экране, как ему, исполняющему свой коронный номер – прыжок через шашку, аплодирует папа Римский. Во-вторых, когда Майкл Йорк, снимавшийся с Мироновым в одной картине «Мика и Альфред», во время знакомства непосредственно, словно родной, обратился к русскому актеру: «Володьа». Финальная история произошла здесь, во Владикавказе. После выступления к артисту подошел заплаканный ребенок. Виновато вытирая слезы, он произнес: «Прости меня, Иван, я пытался тебя обмануть... Баба Яга в другую сторону полетела».
     
Дети Беслана

     В отличие от раскаявшегося мальчугана, пожелавшего остаться безымянным, Валерия Амбалова, ученица 6 «а» класса средней общеобразовательной школы №8 города Беслана, так и не решилась подойти к любимому новогоднему персонажу. Как считает школьница, добро всегда должно одолевать темные силы. Поэтому на протяжении спектакля она надеялась на победу удалого храбреца. После теракта в сентябре 2004 года ей казалось, что она больше никогда не поверит в сказки. Трое суток девочка была заложницей боевиков.
     - На моих глазах стреляли, убивали мужчин, – вспоминает Валерия, – нас загнали в угол и приказали не шевелиться... Мы плакали, просили воды, но ее не давали. Тогда я думала, что для меня праздников больше не будет. Но вдруг прогремел взрыв. Я машинально выпрыгнула из окна. Меня подхватили военные и увезли в больницу.
     Долгое время Валерия не ходила в школу и первый после теракта Новый год встречала дома, опасаясь, что трагедия может повториться. По ночам ей снились кошмары, и она просыпалась в холодном поту. Однако душевные раны постепенно затягиваются, и наряду с отголосками из прошлого в ее сны врываются не только «бородатые дяди с автоматами», но и более мирные персонажи: добрый молодец Иван, Дед Мороз и Снегурочка. Теперь 12-летняя девочка безбоязненно посещает уроки и все доступные новогодние представления. «Волшебный ларец» стал для нее самым запоминающимся событием ушедшего года. Театрализованное шоу Валерии Амбаловой понравилось больше, чем любимый фильм «Гарри Потер». Сейчас она с нетерпением ожидает окончания каникул, чтобы написать сочинение о зимней сказке...
     - Искусство – лучшее лекарство от тяжелых воспоминаний, – считает начальник департамента образования города Беслана Зарема Бургалова, – и творческая терапия в посттрагический период нашим детям просто необходима. И хотя мы уже избалованы визитами российских знаменитостей, такого зрелищного шоу ребятишки Беслана еще не видели. Александровцы выступили сильнее, чем все вместе взятые творческие коллективы, приезжавшие к нам с гастролями.
     Если в прошлом году лишь 30 ребят из этого печально известного городка, находящегося в 22 километрах к северу от Владикавказа, смогли посмотреть представление, то в нынешнем маленьких зрителей было в 30 раз больше.
     По словам заместителя начальника отдела культуры Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ полковника Ерванда Цовяна, в прошлом году артисты посетили место трагедии.
     - На глаза у них набегали слезы, – рассказывает офицер, – они скорбили вместе со всеми, кто пострадал от этого безумия. Беслан не одинок в своем горе.
     Так и на этот раз александровцы снова отправились в «Город ангелов», для того чтобы возложить цветы всем погибшим в те трагические дни...
     О значимости благотворительной акции ансамбля говорить излишне. Впрочем, артисты нередко вспоминают историю, как после прошлогоднего выступления к ним обратилась женщина, потерявшая ребенка: «Если бы он увидел ваш спектакль, то умер бы счастливым»...
     
И морозы нипочем...

     Монологи со сцены переносились в повседневность. По дороге в Грозный «сказочники» нередко называли друг друга именами фольклорных героев спектакля. В столице Чеченской Республики им предстояло провести всего-то четыре «елки». Складывалось впечатление, что все самое тяжелое уже позади. Но, как говорится, не тут-то было... Во Дворце спорта «Олимпийский» оказалось немногим теплее, чем на улице. Столбик термометра с трудом отрывался от нулевой отметки. Но александровцы не спасовали перед трудностями. Ведь, по словам министра культуры Чеченской Республики Дигалу Музакаева, подобные шоу ребятишки не видели здесь на протяжении 15 лет. В гримерках для артистов были установлены электрокалориферы, или, проще говоря, «тепловые пушки». Увы, и они не спасали от холода. Кроме того, за ширмой также находилась самодельная газовая горелка, и в перерывах между номерами повелители сцены собирались погреться у «камелька». «Трудности артистов только закаляют», – нередко повторяли корифеи песни и пляски, подбадривая самих себя. Чтобы не простудиться, Снегурочка выходила на сцену «на шесть одежек». Примеру ледяной королевы последовали и другие новогодние герои. Иногда во время выступления отключали свет, и привычное музыкальное сопровождение зрители заменяли аплодисментами.
     Однако артисты не ограничились представлениями в Грозном, и творческая бригада ансамбля подарила праздник и подарки детям Ханкалы.
     - Долгое время Чеченская Республика была оторвана от нашей российской культуры, – пояснил Дигалу Музакаев, – но сейчас у нас наступает эпоха Возрождения. Сюда нередко приезжают звезды российской эстрады, но народ жаждет серьезного искусства... Поэтому весьма символично, что точкой отсчета всех наших творческих начинаний 2008 года стала волшебная сказка, в которой добро побеждает зло.
     Обстановка в Чечне постепенно нормализуется, местные жители отвыкают от выстрелов. Количество происходящих здесь преступлений снижается ежегодно. И теперь российская армия входит в Грозный не под грохот разрывных снарядов, а под мирные выстрелы из хлопушек и петард...
     * * *
     Около 3.000 детей военнослужащих СКВО посмотрели феерическое шоу и получили новогодние подарки. По признанию артистов шоу-театра кукол «Аркадия» Ирины и Михаила Рябцевых, командировка пролетела незаметно. А у артистки ансамбля Ольги Вихревой после финальной елки на глаза невольно набегали слезы... Видимо, ей хотелось, чтобы сказка никогда не заканчивалась.
     Вечером 9 января на аэродроме Чкаловский героев «Волшебного ларца» встречали с оркестром. По словам начальника управления патриотического воспитания и связей с общественностью Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-майора Николая Ефимова, творческий десант совершил гражданский поступок, который в наши дни сродни подвигу. Только вот «каникулы» продлятся у них недолго, и уже в конце месяца дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова ожидают очередные гастроли...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex