на главную страницу

16 Января 2008 года

Азимут

Среда

Вот так и бывает

Александр ЛЕНИН, курсант Военного университета.



Радость, веселье, ожидание сюрпризов, подарков и самого праздника... В этом и заключается предновогодний ажиотаж, приятно мучающий народ, который в последние дни до Нового года напряженно бороздил городские просторы и блуждал в лабиринтах магазинных прилавков.

     Казалось бы, лучше дня в году и нет. У большинства Новый год – это любимый праздник. Но что чувствует человек, когда праздник проходит не так, как всегда, или не так, как хотелось бы?
     Скажем, солдаты, курсанты, да и многие офицеры нередко встречают Новый год в части, казарме. Интересно, какого это встречать полуночный бой московских курантов за бетонным забором?
     Остановимся на курсантах. Нам это все же ближе. Что же творится по другую сторону стены, там, куда не доходит праздничная суета, куда праздник заглядывает лишь краешком глаза, там, где ты тоскуешь, потому что рядом не сидят родные, близкие и самые лучшие друзья? Особенно когда ты первокурсник и Новый год в казарме встречаешь впервые.
     ...Люди, проходящие мимо с елками, бегущие с подарками, с улыбками на лицах, даже не представляют, что вот здесь, прямо за толстой кирпичной стеной, совершенно нет тех чувств, которые несет с собой человек, торопящийся к семейному очагу, чтобы вместе с детьми или родителями порадоваться наступающему празднику.
     Итак, как приходит Новый год в казарму...
     Предпраздничная суета – она и здесь суета. Только несколько иного характера. Все осознают, что Новый год не за горами. Все понимают, что рискуют его провести в казарме. Каждый пытается этого избежать.
     По идее отпускать на Новый год к родителям или родственникам должны успевающих в учебе на «хорошо» и «отлично» и не имеющих замечаний по дисциплине. По крайней мере так было у нас. Но это только «должны». На практике же основную роль часто играют некие «подводные течения», которые чаще решают гораздо больше, чем успеваемость и дисциплина. В роли пресловутых «течений» обычно выступают связи родителей, влиятельных знакомых, наконец.
     В такое время (за пару дней до 31 декабря) у бедного начальника курса (а именно он и решает, где тебе встречать Новый год) сотовый телефон постоянно находится подключенным к зарядному устройству, потому что звонки идут один за другим. «А отпустите, Дмитрий Валерьевич, моего сынка домой?» – говорит чья-то мама. «Дмитрий Валерьевич! Алло! Добрый день! Это папа Миши Стрункина беспокоит. Да, да. Он самый, полковник Стрункин. Моего отпустите? Все, спасибо!» – и так целый день. Хоть телефон выключай.
     Кое-кто из курсантов подходит к начальнику курса сам. Стук в дверь. «Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться, курсант Бобриков», – рапортует Николай Бобриков. «Что, Николай?» – спрашивает начкурса. «Товарищ старший лейтенант, а что надо, чтобы того, э... Новый год, это, дома отпраздновать? Позарез нужно», – говорит Бобриков. Происходит недолгий разговор – и через час с небольшими Николай уже с белозубой улыбкой движется в сторону метро, чтобы оттуда – на вокзал, а там – к тете на электричке.
     Кто не успел, кто не смог, у кого нет родственников рядом с университетом, у кого родители не живут поблизости, те встречают праздник в казарме. Еще больше не повезло тем, кто в новогоднюю ночь попадает в наряд. Представьте, что вы должны нести службу, когда почти вся страна веселится, поздравляет друг друга, пьет шампанское. Ты охраняешь спокойствие своих товарищей по службе – это большая ответственность.
     Нужно, конечно, отдать должное, что те, кто остается в казарме, праздничным столом не обделен. Но не хлебом единым, что называется...
     Как выглядит Новый год в казарме? Все начинается с застолья. Где сидят одни парни в форме. Во главе стола начальник курса, бывает заместитель начальника факультета по воспитательной работе, или, как по-старому, более привычному, – замполит. Либо еще какой офицер, назначенный командованием ответственным. Бывает, что они приходят с супругами и детьми. Все начинают есть и пить: пить, само собой, исключительно соки и газированные напитки, потому что спиртное военнослужащим запрещено. Кто-то что-то говорит, кто-то с кем-то общается. По старинке своя же художественная самодеятельность организует импровизированный мини-концертик со всякого рода стихами и песнями. Все, как говорится, познается в сравнении, и сразу же становится ясно, что этот Новый год – один из самых необычных в твоей жизни.
     Радует, если тебе в последние минуты уходящего года удается дозвониться своим близким и поздравить их с наступающим или уже с наступившим, но это, как многие знают по собственному опыту, происходит редко. А потом наступает Новый год. Все встают под бой курантов и Государственный гимн, слушают речь президента. Здесь замполит открывает спрятанную до этого бутылку шампанского, требуя сначала выключить видеокамеры на сотовых телефонах и не снимать на фотоаппараты. Он разливает всем по мизерному глотку.
     Становится одновременно забавно и тоскливо. Выходишь на улицу, на плац. Где-то за стенами гремит салют, его световые всплески бывают видны, но чрезвычайно редко. Заходишь снова в казарму. Через час ложишься спать. Пытаешься быстрее уснуть.
     Казалось бы, лучшего дня в году нет. У большинства Новый год – это любимый праздник, но бывает и так...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex