на главную страницу

16 Января 2008 года

Геополитика

Среда

Арктика: «новое похолодание»?

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



На прошлой неделе, как уже сообщала «Красная звезда», Президент России В.В. Путин подписал указ о присвоении звания Героя Российской Федерации, награждении орденами группы наших сограждан, принявших участие в высокоширотной арктической глубоководной экспедиции и проявивших при этом в экстремальных условиях мужество и героизм. Высокая оценка научного подвига мужественных исследователей Арктики, помимо всего, – проявление того внимания, которое российское государство уделяет сегодня этому региону по экономическим и геостратегическим соображениям.

     ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ геополитических «сюжетов» первой четверти XXI века, как считают многие аналитики, будет разворачиваться именно в Арктике, где геологические изыскания свидетельствуют об огромных запасах углеводородов – основных энергоресурсов современной экономики. России, занимающей волею судьбы очень выгодное географическое положение в этом регионе, еще предстоит юридически закрепить на международном уровне свои права на освоение крупнейшей мировой кладовой полезных ископаемых, выдержав при этом жесткую конкурентную борьбу со своими геополитическими соперниками.
     Свидетельство огромных сырьевых возможностей Арктики – российское Штокмановское газоконденсатное месторождение (одно из крупнейших газовых месторождений на планете). Оно расположено в центральной части Баренцева моря – на расстоянии около 600 километров на северо-восток от Мурманска. Разведанные запасы оцениваются не менее чем в 3,7 трлн. кубометров природного газа и 31 млн. тонн газового конденсата. Первый газ со Штокмановского месторождения должен быть получен в соответствии с графиком уже в 2013 году.
     Москва решила привлечь к освоению месторождения на его первой фазе с учетом технологической сложности проекта (глубина моря в этом районе – 320 – 340 метров) две крупные иностранные компании, имеющие большой опыт в этой области. Совместно с «Газпромом» в Баренцевом море предстоит работать французской «Тоталь» и норвежской «СтатойлГидро». России будет принадлежать 51 процент акций в компании «Штокман девелопмент компании», которая выступит оператором по проекту освоения месторождения, французам – 25 процентов, норвежцам – 24 процента.
     


     Наша справка.
     В 2006 году «Газпром» принял решение о приоритете поставок со Штокмановского газоконденсатного месторождения трубопроводного газа на европейский рынок. Это месторождение было определено ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через газопровод «Северный поток». Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд. кубометров природного газа в год и начало его поставок по газопроводу в 2013 г., а сжиженного природного газа (СПГ) – в 2014 г. В рамках первой фазы освоения Штокмановского месторождения планируется поставка 7,5 млн. тонн СПГ (соответствует 10,7 млрд. кубометров), который будет продаваться как странам Европы, так и странам Атлантического бассейна, что ускорит формирование мирового рынка СПГ.
     


     Освоение Штокмановского месторождения позволит существенно улучшить газовый баланс России, которая, помимо обеспечения внутреннего потребления (около 300 млрд. кубометров в год), традиционно поставляет большие объемы «голубого топлива» в Европу, а также бывшие республики СССР. В условиях роста спроса на природный газ на континенте перед «Газпромом» (на него приходится 84 процента общероссийской добычи газа и весь объем транспортировки) стоит проблема значительного увеличения долгосрочных финансовых инвестиций, так как повышается доля трудноизвлекаемых запасов, а новые месторождения расположены в малодоступных районах.
     Некоторые аналитики высказывали даже опасения, что, если «Газпром» примет решение о разработке основной Ямальской группы месторождений, со «Штокманом» придется повременить, ибо общие затраты на освоение двух крупных инвестиционных объектов превысили бы 50 млрд. долларов, что неподъемно даже для российского газового гиганта. В последние годы «Газпром», как известно, ограничивался в основном инвестированием в уже освоенные месторождения, а также в так называемые месторождения-спутники. Освоение же Южно-Русского месторождения очень крупных инвестиций не требует.
     


     Наша справка.
     В России 73 процента запасов природного газа сосредоточено в 22 крупных месторождениях (Заполярное, Оренбургское, Уренгойское, Ямбургское и др.). Более половины разведанных запасов «голубого топлива» находится в районах с развитой газовой инфраструктурой.
     


     В АНАЛИТИЧЕСКОМ сообществе существовало также мнение, что России, может быть, пока и нет смысла «распечатывать» арктические месторождения. Проще договориться с газодобывающими республиками Центральной Азии – Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном – о наращивании ими продаж «голубого топлива» в Россию, которая является монополистом на транспортировку экспортного газа бывших советских республик (в РФ действует принцип «одного окна» на границе: в соответствии с принятым в 2006 году законом «Об экспорте газа» у «Газпрома» имеется эксклюзивное право на экспорт газа).
     Но ситуация в Центральной Азии начинает приобретать качественно новый характер. С 2009 года Туркменистан начинает экспорт газа в Китай и также наращивает продажи газа Ирану. Гипотетически Иран и Турция могут договориться о прокладке газопровода в Европу из среднеазиатского региона через свою территорию, невзирая на возражения США. Казахстан вслед за поставками нефти в Китай может начать продавать в Поднебесную и «голубое топливо». К тому же ситуация в регионе потенциально нестабильна, так как радикальные исламские круги не оставляют своей деструктивной деятельности. В этих условиях, по мнению ряда аналитиков, для России было бы недальновидно уповать только на газовый потенциал Средней Азии.
     Что же касается инвестиций в освоение арктических месторождений, то подключение к реализации первой фазы Штокмановского проекта двух крупных иностранных компаний как раз и позволяет задействовать, помимо их технологических возможностей, значительные финансовые ресурсы Европы.
     Возможно, что к участию в освоении российского сектора Арктики могут подключиться и другие отечественные нефте- и газовые компании. Например, в разработке северного шельфа России заинтересована, как сообщалось, такая эффективная компания, как «ЛУКОЙЛ», о чем заявлял ее президент Вагит Алекперов. «Мы заинтересованы даже на условиях риска в активном участии в геолого-разведочных работах на шельфе северных морей», – говорил он журналистам. По его словам, «шельф северных морей весьма перспективен, и пример «Штокмана» это доказывает».
     Освоению Арктики будет, видимо, способствовать недавнее создание «ЛУКОЙЛом» совместного предприятия с «Газпром нефтью» («Нефтегазовая компания «Развитие регионов»). Как сообщалось, это СП будет нацелено «на участие в конкурсах на приобретение активов, которые представляют интерес». Среди приоритетных регионов для работы новой компании назывались Восточная Сибирь, шельф, Тимано-Печора.
     ШТОКМАНОВСКИЙ проект – фактически «первая ласточка» в начинающемся интенсивном освоении природных богатств Арктики, где, по оценкам геологов, под морским дном находится до четверти общемировых запасов нефти и природного газа. В условиях истощения энергоресурсов на планете борьба за Арктику будет обостряться. Основное соперничество развернется между восемью прибрежными государствами региона. Помимо России, это США, Канада, Дания (контролирует Гренландию), Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия.
     России в общем-то не привыкать отстаивать свои интересы в Арктике. Еще в 1921 году к острову Врангеля подходил корабль под британским флагом. Тогда на остров высадилась партия зимовщиков из Канады. На советский остров их отправил В. Стефанссон – канадский исландец, являвшийся не только полярным путешественником, но и колониальным чиновником Британской империи. Позднее, в 1935 году, он писал: «Фолклендские острова лежат у берегов Аргентины и должны были бы принадлежать ей. Но они принадлежат Британии... Мы хотим иметь остров Врангеля для развития воздушных путей как базу для дирижаблей и самолетов, как Фолклендские острова являются базой для наших кораблей и крейсеров». Но Москва, несмотря на военную слабость, отреагировала очень жестко: в 1924 году ледокол «Красный Октябрь» под командованием военного гидрографа Б. Давыдова совершил переход из Владивостока к острову Врангеля. Канадские «путешественники» были арестованы и выдворены с острова. Закрепить острова за Британской империей Лондону тогда не удалось.
     В ближайшие годы соперничество будет, видимо, не менее острым. Своего рода толчок ему дала российская полярная экспедиция «Арктика-2007», достигшая в августе Северного полюса, где на рекордной глубине полярники взяли пробы грунта. Это, по мнению отечественных специалистов, помогло доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически являются продолжением российского континентального шельфа. Значит, по существующим нормам международного права Россия может получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров арктических территорий, и отечественные нефтегазовые компании смогут приступать к разработке колоссальных месторождений углеводородного сырья в треугольнике Мурманск – Северный полюс – Чукотка.
     


     Наша справка.
     Заместитель директора ВНИИ океангеологии (головного научно-исследовательского морского геологического института федерального агентства Роснедра) Виктор Поселов в августе 2007 года сообщил, опираясь на первые результаты исследований грунта, что подводный хребет Ломоносова в Ледовитом океане является структурным продолжением Сибирской континентальной платформы и не изолирован от российского плоскогорья.
     


     ВОДРУЖЕНИЕ титанового государственного флага РФ на дне Северного Ледовитого океана вызвало волну недружественных России публикаций в западной прессе. Американский журнал «Тайм» даже обвинил Москву в намерении «аннексировать весь Северный полюс». После информационно-пропагандистской подготовки западные страны попытались перейти в контрнаступление и на правовом, и на политико-военном «фронтах». В октябре прошлого года республиканская администрация США предупредила о возможности конфликта вокруг природных ресурсов Арктики, о своих притязаниях на которые заявили-де «некоторые государства региона».
     «Изменения климата постепенно открывают водные пространства Арктики не только для разработки новых ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов, которые могут изменить глобальную транспортную систему», – отмечалось в распространенном в Норфолке программном документе – «Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI века». Эксперты оценили этот документ как концептуальный план дальнейшего развития США как военно-морской державы. Интересно, что ситуация в Арктике включена в документе в список «вызовов новой эры», к которым США необходимо быть готовыми, так как изменения в этом регионе, хотя и «представляют возможность для роста» (экономики. – Прим. ред.), «являются потенциальными источниками для конкуренции и конфликта вокруг доступа и природных ресурсов».
     В конгрессе США законодатели резко активизировали работу по ратификации Конвенции ООН по морскому праву, которая долгое время лежала там «под сукном» (хотя она существует с 1982 года). Ратификация конвенции облегчит американским властям участие в «битве» за арктический шельф. Для Вашингтона, в частности, важно получить право на владение береговой зоной в районе побережья штата Аляска, уходящей в Северный Ледовитый океан на 965 км.
     За скорейшую ратификацию конвенции выступили представители американского бизнеса, которые до этого не торопились вкладывать средства в разработку энергоресурсов в арктической зоне. «Наша нефтяная и газовая промышленность, – сказал в конгрессе председатель профильного комитета по иностранным делам сенатор-демократ Джозеф Байден, – единогласно поддерживает эту конвенцию, так как они стремятся получить юридические гарантии для инвестирования долларов, необходимых для извлечения ресурсов с морского шельфа».
     На Западе стали раздаваться голоса и о необходимости расширения военного присутствия в Арктике. Так, в одном из канадских изданий (The Ottawa Citizen) обозреватель Дэвид Уоррен в августе минувшего года повел речь об «акте агрессии против Канады». Сегодня «еще большее значение приобретают нефть, газ и минералы – таким образом, контроль над прилегающими районами морского дна может принести стране баснословное богатство, – писал он. – Разворачивается нечто вроде «борьбы за Африку» в колониальную эпоху».
     Канада уже объявила о планах создать две новые военные базы в Арктике. Комментируя это решение, британская «Таймс» написала, что «Канада произвела предупредительный выстрел в новой «холодной войне» за обширные ресурсы крайнего Севера». Канадский премьер-министр С. Харпер заявил, что Канада откроет в Резолют-Бей новый армейский центр по подготовке войск к ведению боевых действий в арктических условиях и построит глубоководный порт на северной оконечности острова Баффин-Айленд. На крайнем Севере будет размещено дополнительное подразделение спецназа в составе 900 военнослужащих.
     Очевидно, что в складывающейся ситуации у России может не остаться другого выхода, как тоже принять дополнительные меры по укреплению своего «Северного стратегического бастиона».
     АЖИОТАЖвокруг Арктики вызван отчасти информацией о продолжающемся таянии льдов на планете, что предоставляет дополнительные возможности для экономического освоения шельфа Северного Ледовитого океана. На конференции ООН по изменению климата, прошедшей в прошлом месяце, было высказано мнение, что в Северном Ледовитом океане ледники растают уже к 2013 году. Утверждалось, что в своих прогнозах по сокращению льдов в Арктике исследователи ошиблись как минимум на 30 лет. В целом за последние 15 лет площадь ледового покрытия Арктики уменьшилась на 25–30 процентов.
     В связи с таянием льдов, сообщалось на сайте Европейского космического агентства, открылся Северо-Западный проход – арктический маршрут, связывающий Атлантику с Тихим океаном. Северо-Восточный проход, находящийся в российской части Арктики, пока остается закрытым. Но и там наблюдается ускорение уменьшения площади ледового покрова. Кстати, у США сложились весьма напряженные отношения с Канадой как раз из-за спора о статусе Северо-Западного морского прохода. Канадцы считают его своим (расположен между ее территорией и берегами Гренландии), а американцы хотят придать ему международный статус.
     Но надежды на глобальное потепление и облегчение условий добычи углеводородов могут оказаться несбыточными. Поэтому, прежде чем вкладывать миллиарды долларов в новые проекты, в том числе и модернизацию портов, нелишне было бы тщательно проверить прогнозы специалистов по климату. Далеко не все крупные научные авторитеты согласны с мнением, что климат на планете будет становиться теплее.
     Так, заведующий лабораторией космических исследований главной астрономической обсерватории РАН Хабибулло Абдусаматов считает, что глобальное понижение температуры может начаться на Земле уже через семь лет! Интенсивность солнечной светимости медленно идет на спад и достигнет своего минимума ориентировочно в 2041 году. Термическая инерция Мирового океана, правда, несколько отдалит процесс глубокого «остывания» планеты, и пик глобального похолодания придется на 2055–2060 годы. В этом случае незамерзающие акватории северных портов, в том числе и Мурманского морского порта, могут покрыться толстым слоем льда.
     Так что долгосрочные прогнозы климатологов предвещают топливно-энергетическому комплексу еще более трудные условия для работы в Арктике. Впрочем, России к трудностям не привыкать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex