на главную страницу

18 Января 2008 года

Тема номера

Пятница

ПО ЗАКОНУ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Приемной министра обороны - 90 лет!

Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



     
     На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Приемной министра обороны Российской Федерации генерал-майор юстиции Игорь МАШИН.
     


     ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
     Игорь Павлович Машин родился 15 апреля 1961 г. в г. Аральске Казахской ССР. Окончил Житомирское высшее училище радиоэлектроники противовоздушной обороны, Московскую государственную юридическую академию. Военную службу начал командиром учебного взвода. Затем последовательно занимал различные командно-штабные и юридические должности в частях и соединениях, входящих в состав Среднеазиатского военного округа и Космических войск. В 1996 - 2001 гг. - старший юрисконсульт; начальник группы; заместитель начальника отдела; начальник отдела военного законодательства Минобороны. С октября 2001 года - начальник Приемной министра обороны Российской Федерации.
     Кандидат юридических наук.
     


     - Игорь Павлович, летопись Приемной министра обороны России ведет отсчет от 20 января 1918 года. Наверное, многое изменилось за 90 лет? Я имею в виду содержание работы этого органа.
     - Вы знаете, в основном-то не очень. Изучая архивные материалы, сравнивая задачи, которые в различное время Приемная выполняла, можно заметить, что единственным существенным отличием является то, что раньше на нее возлагалась работа по контролю за разрешением жалоб, заявлений и писем, направленных на рассмотрение в соответствующие государственные и общественные органы. В настоящее же время эти функции возложены на федеральные органы и органы местного самоуправления.
     - Но характер-то вопросов и обращений все же изменился, не так ли?
     - Ну, конечно. Время вносит свои коррективы во все. Но я хотел бы отметить вот что. До 2001 года Приемная, что называется, не знала своей истории. Понадобилось более четырех лет кропотливой работы в архивных учреждениях Российской Федерации и Минобороны, чтобы восстановить имена людей, которые начинали работать по этой части. К сожалению, не все удалось нам сделать в том, что касается обращений красноармейцев к руководству армии в довоенный период. Эти данные были попросту уничтожены в соответствии со сроками, установленными для хранения этих документов.
     Но, начиная с 1947 года, такая информация у нас имеется. Архивные материалы показывают, что характер обращений в целом отражает изменения, происходившие в обществе.
     Так, в послевоенный период заявители в основном просили помочь им разыскать родных, близких, сослуживцев. Это был вполне естественный душевный порыв. Люди хотели восстановить связи с теми, с кем их развели военные дороги. Почти треть всех писем, поступивших в наше ведомство, относилось именно к этой теме.
     На втором месте были обращения по поводу восстановления в армии. Ведь в запас после Победы было уволено огромное количество молодых людей. В свое время они уходили на фронт прямо со школьной скамьи, не успев освоить мирные профессии, и, конечно же, не представляли свою жизнь без армии.
     Потом, в 1950-х годах, характер просьб заметно изменился. Наибольшее количество обращений поступало от жен военнослужащих, проходивших службу в оккупационных войсках за пределами СССР. Женщины обращались с просьбой разрешить выезд к мужьям.
     В 1960-е годы, когда проводились мероприятия по сокращению Вооруженных Сил, поступавшие обращения отражали как негативные, так и позитивные настроения в армейской среде.
     В последующие годы постепенно стало увеличиваться количество просьб и жалоб, связанных с вопросами прохождения военной службы и материально-бытовым обеспечением тех, кто попрощался с армией. Заметно больше писем стало поступать от инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших фронтовиков. На этот же период приходится рост количества писем по вопросам, связанным с жильем и материальным обеспечением военнослужащих и членов их семей.
     А в середине 90-х годов, когда задержки с выплатой денежного довольствия, «пайковых» достигали нескольких месяцев, доля обратившихся в Приемную по этим вопросам стала подавляющей. Решили проблему - практически сошли на нет и обращения.
     - Расскажите, пожалуйста, о штатном составе Приемной министра обороны.
     - В годы войны штат Канцелярии Народного комиссара по военным делам составлял порядка 10 специалистов. В 1946 году штат увеличили до
     33 человек. Потом еще увеличили - до сорока. Эта численность, в общем, осталась без изменений. Правда, когда поток писем резко увеличивался (например, во время партийных съездов), на работу брали дополнительное количество временных сотрудников.
     Сейчас Приемная состоит из нескольких отделов: приема посетителей, писем, контроля и анализа обращений. В ней трудятся 11 офицеров и 33 гражданских служащих.
     Более 60 процентов сотрудников имеют высшее юридическое образование. Офицеры - все дипломированные специалисты, юридическое образование у них является вторым высшим образованием. Опыт и география прежней службы соответствующие - от Дальнего Востока и Монголии до Таджикистана и Группы советских войск в Германии.
     Особо подчеркнул бы способность наших сотрудников вникать в проблемы тех, кто к нам обращается за помощью. Не преувеличу, если скажу, что у них повышенная степень сострадания к людям. Другим у нас делать нечего. Ведь ежегодно в Приемную за консультациями обращаются до 15 тысяч человек, мы рассматриваем около 60 тысяч письменных обращений.
     - Интересно, сколько всего человек за эти годы обратилось в Приемную министра обороны?
     - К сожалению, нет таких сведений. Могу лишь привести данные по некоторым наиболее характерным годам. Так, в 1948 году зарегистрировано более 245 тысяч обращений и принято около 32 тысяч посетителей. Большое количество обращений отмечалось в 1949 году - почти 290 тысяч. Но самым рекордным стал 1950 год - 298 тысяч.
     С конца 1980-х годов пошла тенденция на снижение. Очевидно, сказалось сокращение численности Вооруженных Сил. В 1989 году в Приемную поступило около 150 тысяч писем, в 1999-м около 40 тысяч, в 2001-м - еще меньше. В настоящее время отмечается некая стабильность, в течение последних лет в Приемную ежегодно поступает около 60 тысяч письменных обращений.
     Меньше стало и посетителей, лично обращающихся в Приемную. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что многие апеллируют напрямую к президенту, не находя поддержки у местных чиновников. А ведь практически все можно решать именно на местах. В том числе и в военных комиссариатах.
     Еще один нюанс. У нас образовалась категория профессиональных жалобщиков. Их требования порой не то что необоснованные - абсурдные. Между прочим, в Законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрен механизм прекращения переписки с такими авторами. И мы им пользуемся.
     - Как проходит прием посетителей?
     - Существует утвержденный график. При подборе кандидатов на личный прием к представителям руководства Министерства обороны выясняются все юридически важные обстоятельства вопроса, оцениваются обоснованность требований, масса других деталей, которые лишь на первый взгляд не важны. Конечно, присутствует и человеческий фактор.
     Многолетняя практика показывает, что такая форма работы с людьми имеет высокую эффективность и позволяет оперативно решать наиболее сложные вопросы. Как правило, в большинстве случаев принимаются положительные решения, направленные на восстановление нарушенных прав обратившихся в Приемную граждан.
     Обращения лиц, не попавших на личный прием, конечно же, не остаются без внимания. Они направляются Приемной для рассмотрения должностными лицами органов военного управления, в компетенцию которых входит принятие решений по существу поставленных в обращении вопросов. Словом, работа Приемной организована таким образом, что ни одно поступившее обращение не остается нерассмотренным.
     Хочу подчеркнуть: решения, принимаемые на уровне заместителей министра обороны или главнокомандующих видами Вооруженных Сил, требуются лишь в 10, от силы 15 процентах случаев. Необходимость личного участия министра обороны возникает еще реже. Повторяю, что практически все проблемы можно решать там, где наши люди живут и служат.
     - Существуют так называемые выездные приемные. С некоторых пор в их работе участвуют представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации...
     - Да, вы правы. Такие приемные работают, в том числе с участием представителей Уполномоченного по правам человека. Это весьма важно, поскольку военнослужащие, проходящие службу в любой точке России и за ее пределами, имеют возможность фактически напрямую обратиться к министру обороны и получить ответ по существу. Приведу пример. В ходе работы выездной приемной в августе 2007 года в Астрахани, на Каспийской флотилии, было оперативно и положительно разрешено обращение гражданки Виноградской по вопросу оплаты проезда в январе 2007 года ее мужа - подполковника в отставке, инвалида 1-й группы – на лечение в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербург.
     Как правило, о работе выездной приемной граждан оповещают через местные средства массовой информации. Заседания, на которые приглашаются должностные лица органов военного управления, имеющих право принимать решения по конкретным вопросам, проводятся в форме личного общения посетителей с членами выездной приемной. Более 90 процентов обращений, принятых в ходе выездных приемных, разрешаются положительно, в том числе непосредственно на местах. В необходимых случаях поступившие обращения представляются министру обороны России.
     В частности, в 2007 году в ходе выездов в воинские части Балтийского флота, Космических войск, Каспийской флотилии и Сибирского военного округа было принято 477 человек.
     - Какой вы видите работу Приемной через 10 лет, когда будет отмечаться 100-летний юбилей? В чем она должна, по-вашему, измениться?
     - Как и любой другой развивающийся организм, Приемная не стоит на месте. Внедряются новые формы и методы работы. В частности, с 2002 года учет поступающих обращений автоматизирован, на рабочих местах всех сотрудников стоят компьютеры. Открыв электронную учетную карточку любого обращения, поступившего в Приемную, работник может изучить так называемую историю заявителя, увидеть, сколько раз и по каким вопросам человек обращался к министру обороны. Все это позволяет проследить динамику рассмотрения обращения и в режиме реального времени проконтролировать, на какой стадии находится его разрешение.
     На новый, более высокий уровень поднята работа при непосредственном участии первых лиц Минобороны. В частности, при решении жилищных вопросов. Техника позволяет вести беседу предельно конкретно, человеку могут показать реальный дом и квартиру, в которых он будет жить.
     В наших ближайших планах - расширение географии выездных приемных. В рабочем порядке прорабатывается предложение полностью уйти от работы с бумажными носителями поступающей информации и с помощью современных компьютерных технологий переводить ее в электронный вид.
     Добавлю, что порой посетителям Приемной требуется простое участие, они ищут возможность поведать кому-либо свои проблемы. В ряде случаев посетители нуждаются не столько в юридической, сколько в психологической помощи. Это наводит на мысль о введении в штат Приемной специалиста-психолога.
     Свое слово, видимо, скажет и Интернет. Он даст возможность должностным лицам органов военного управления вести с заявителями живой диалог.
     - Большое спасибо, Игорь Павлович, за ваш рассказ. Позвольте поздравить вас и весь коллектив Приемной министра обороны России с юбилейной датой и пожелать вам успехов на столь благородном поприще.
     - Спасибо. Мы постараемся соответствовать высокому предназначению нашего органа. Ну и приумножать сложившиеся за 90 лет традиции.

     На снимке:Прием ведет начальник Приемной генерал-майор юстиции Игорь МАШИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex