на главную страницу

18 Января 2008 года

Страницы истории

Пятница

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЧЕЛОБИТНОЙ...

Марина Елисеева. Фото Павел Герасимов



     На Руси издавно повелось подавать челобитные. Упоминания об индивидуальных и групповых жалобах, доносах, просьбах встречаются в архивах, переносящих нас в далекий XV век. Первым законом, регламентирующим работу системы государственной власти, говоря нынешним языком, с обращениями граждан, стал Судебник 1497 года. В Судебнике 1550 года эта регламентация уточнена и конкретизирована. Тогда же был создан Челобитный приказ – прообраз будущей кассационной судебной инстанции, сосредоточивший в своих руках прием жалоб.
     Следующим этапным документом было Соборное Уложение 1649 года - систематизированный сборник законов Российского государства.
     В допетровский период «шлифовалось» прежде всего само право на обращение в те или иные властные структуры, к царю. Уточнялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными, меры наказания должностных лиц, уклоняющихся от работы с жалобами.
     Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. Петр Великий, более всего известный внедрением западных форм правления в практику российской жизни, активно содействовал тем не менее развитию национального института обращений в руководимой им империи.
     Созданный в 1582 году Пушкарский приказ позже, в 1701 году, был реорганизован в Приказ военных дел, который ведал всей военной тематикой. В 1706 году Приказ был переименован в Военную канцелярию. В 1716 году издали Военный устав, строго определявший права и обязанности военных, вводивший единый штат в армии, предусматривавший систему обучения офицеров и унтер-офицеров.
     В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления. В результате система приказов, которых на тот период уже насчитывалась целая сотня, причем с весьма расплывчатыми функциями, была заменена 12 коллегиями (фактически их было 11). Это были предшественники министерств. Важнейшими, «государственными», являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (отдельно армией и флотом) делами.
     На смену Петровским коллегиям в 1802 году при императоре Александре I пришло Министерство сухопутных сил, преобразованное в 1811 году в Военное министерство.
     В дореволюционной России наиболее эффективными были так называемые всеподаннейшия прошения и жалобы, то есть обращения непосредственно на Высочайшее имя царя. В середине XIX века право ходатайствовать «о прекращении местных злоупотреблений» или об «устранении неудобств, замеченных в местном управлении» непосредственно перед его Императорским Величеством имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением просьб, жалоб и прошений.
     В итоге были учреждены Отдел прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а в качестве исполнительного органа при военном министре - общая Канцелярия. В задачу последней входило представление на решение военного министра «силою законов все затруднения, проистекающие не от недостатка или неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных исполнителей военно-сухопутного управления».
     В рамках Военной Канцелярии функционировали различные комитеты, которые строгого состава не имели, зато были весьма полезны. В частности, тем, что аккуратно, дотошно вели «мемории», то есть журнальные записи, попадавшие потом на стол министру.
     В 1869 году в Своде Военных Постановлений было особо оговорено, что «делопроизводство по частным просьбам», поступающим на имя военного министра, поручается лицам из числа состоящих в распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц явился своего рода основой для образования Особой комиссии, позже выросшей в Особую канцелярию для приема посетителей и разбора просьб, подаваемых военному министру.
     Комиссия занималась в основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей.
     В послереволюционный период институт обращений по инстанциям реализовывался в различных формах. К примеру, его выражением стали «ходоки к Ленину», обеспечивавшие в свое время высшему руководству обратную связь с населением.
     20 января 1918 года приказом Народного комиссара по военным делам вводились изменения и в организацию учреждений всего военного ведомства. Особая канцелярия для приема и разбора просьб, подаваемых на имя военного министра, была упразднена, а дела переданы в Канцелярию Народного комиссара по военным делам. Именно с этой даты ведет отсчет своей истории ныне существующая Приемная министра обороны России.
     29 мая 1918 года была введена должность и выпущено Положение о правах и обязанностях Управляющего делами Народного комиссариата по военным делам. А первым вынужденным актом молодой советской власти, провозгласившим право граждан на подачу жалобы, стало постановление шестого Всероссийского чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 года «О точном соблюдении законов». Оно вменяло в обязанность всем должностным лицам и учреждениям составлять краткий протокол «...по требованию любого гражданина Республики, желающего обжаловать их действия, волокиту или чинимые ему в его законных притязаниях затруднения».
     Одновременно было принято решение об организации приема граждан руководителями высшего органа государственной власти страны. Это, в частности, нашло отражение в поездках Председателя ВЦИК М.И. Калинина на специальном поезде по регионам. От населения принимались устные и письменные жалобы, которые, как правило, на месте рассматривались инструкторами различных народных комиссариатов, следовавших этим же поездом.
     В 1919 году при Народном комиссариате Государственного контроля было учреждено Центральное бюро жалоб и заявлений. В апреле 1920 года введен новый штат Управления делами Реввоенсовета Республики (РВСР), в состав которого вошел общий отдел Управделами РВСР, занимающийся «перепиской по жалобам и прошениям».
     В довоенное время в армии активно реформировались органы военного управления. Одновременно с изменениями в структуре Красной Армии менялись организация и задачи ее центральных органов, в том числе уточнялись и перераспределялись обязанности должностных лиц по рассмотрению жалоб, заявлений и предложений. В результате этой работы органы, которые в военном ведомстве занимались разбором просьб (жалоб), адресованных военному министру, неоднократно реформировались.
     В годы Великой Отечественной войны Приемная Народного комиссара обороны СССР проводила прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых на имя Маршала Советского Союза И. В. Сталина.
     В послевоенный период рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых на имя министра Вооруженных Сил, было возложено на Управление делами Министерства Вооруженных Сил СССР.
     В мае 1956 года директивой министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова утверждено Положение о приеме посетителей руководством Министерства обороны СССР. И только в 1962 году приказом министра обороны было объявлено собственно Положение о Приемной министра обороны СССР, в котором конкретно определены задачи и функции, возложенные на Приемную.
     В декабре 2000года вновь было разработано и утверждено Положение о Приемной министра обороны Российской Федерации. В феврале 2004 года издан Приказ министра обороны РФ № 55, в котором уточнены задачи, возложенные на Приемную министра обороны РФ.
     В 2004 году Приемная получила статус Управления Министерства обороны России и была включена в состав Аппарата министра обороны РФ как самостоятельное подразделение.

     На снимке: Встреча с ветеранами Приемной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex