на главную страницу

18 Января 2008 года

Планета людей

Пятница

«ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ» ГЕНЕРАЛА БАЗАНОВА

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     С виду разве скажешь, что жизнь этого человека прошла через многие суровые испытания и знаковые события? Не скажешь. Он улыбчивый и оживленный в разговоре. В торжественных случаях его просят рассказать о войне - тогда его речь звучит горячо и убедительно. Как бы ни был занят - а он и по сей день трудится, - если к нему кто-то обратился за советом или помощью, обязательно отзовется.
     Таков генерал-лейтенант Базанов Иван Николаевич, которому исполняется 85 лет. Как в былые годы, стройный и подтянутый, он всегда в действии. А вот о старости как-то не любит рассуждать. Разве что вырвется иногда: «А куда от нее денешься, - закон природы». Но что бы то ни было, минувшее всегда стоит перед глазами.
     ...Война быстро докатилась до села Радищево Пензенской области, где когда-то прошли детские годы знаменитого писателя и революционера. Только что окончившего десятилетку восемнадцатилетнего Ивана Базанова направили в Саратовское бронетранспортерное училище. Быть танкистом ему мечталось, и песню «Три танкиста, три веселых друга» он распевал с товарищами как самую любимую. Но при распределении курсантов оказался в не так давно созданном батальоне ГСМ. Ведь уже вовсю шла война моторов, а танки, как и самолеты, без горючего не двинутся с места...
     Ныне офицеров-горючников готовят пять лет, но во время войны на это был отпущен лишь год. Поэтому по 10 - 12 часов в день - техническая, огневая подготовка и периодически марши по 30 километров. С такой подготовкой лейтенант Базанов в числе пятнадцати своих товарищей, горевших желанием поскорее оказаться на фронте, был направлен на Юго-Восточный (потом Сталинградский) фронт.
     Первое назначение Базанова - диспетчер фронтового склада горючего, обеспечивавшего горючим близрасположенные дивизии. Первое боевое крещение - массированный налет немцев на Сталинград. На глазах у Ивана зажигательная бомба упала рядом с ним, возле резервуара-«пятитысячника». Лейтенант схватил свою новенькую шинель и с ее помощью обезвредил бомбу. Вспоминает: шинель было жалко...
     С 14 сентября немцы начали штурм Сталинграда. Все дни «юнкерсы» и «мессеры» висели над городом, бомбили нефтебазу. Горючники, выбегая из укрытий, только успевали делать все возможное для тушения пожаров. Не обошлось без контузии.
     В один из дней, стоя в укрытии, Иван увидел, как рядом от прямых попаданий взорвалось несколько резервуаров и горящая лавина нефти по крутому волжскому склону устремилась к воде, сжигая все на своем пути. Горючники не сдавались и делали все, что могли. Потеря топлива по ночам пополнялась с левого берега. Были организованы заправочные пункты в блиндажах, а когда требовалось, в бочках и канистрах доставлялось на позиции танкистов и самоходчиков.
     Всех эпизодов не рассказать... Сталинградская битва навсегда осталась в памяти и сердце молодого офицера. Военная служба продолжалась. Уже в составе 4-го Украинского фронта Базанов шел по Украине, брал Крым. А потом - вот уж чего никак не ожидал - его отозвали в Москву, и, видно, как проверенного в боях специалиста послали... инспектором отдела службы горючего в Войско Польское, в Люблин. Двадцатидвухлетнему офицеру поляки сразу присвоили звание капитана, и он стал изучать польский язык, доставлять на бензовозах горючее к фронту. Брал вместе с поляками Варшаву, заработал медаль «Заслуженным на поле хвалы».
     В январе 1952 года начальник ЦУ РТГ предложил Базанову отправиться советником начальника службы горючего Корейской народной армии вместо погибшего там при бомбежке (Корея в это время пылала в огне) полковника Сухова. Как и положено военному человеку, офицеру Советской Армии, Базанов, пройдя инструктаж, немедля полетел в «горячую точку». Сразу увидел: американская авиация наносила ожесточенные удары по передовым и тыловым позициям, в том числе и по базам горючего. Вместо них тут же в горах строились новые базы тоннельного типа. За полтора года пребывания Базанова в Корее потери горючего составили лишь 27 тонн. А какое напряжение требовалось для заправки нашей авиации, действовавшей в скрытных условиях! Остались в памяти теплые отношения с воинами Кореи. Хранится у Ивана Николаевича и торжественно врученный Ким Ир Сеном второй по значению в КНДР орден - Государственного знамени II степени.
     После этой войны отдохнуть не пришлось: в 1954 году в теперь известном всей стране гарнизоне Тоцкое проводилось первое испытание атомной бомбы. По линии службы горючего представителем на этой операции оказался Иван Базанов (что значит быть надежным и ответственным!). Во главе всего мероприятия стояли министр обороны маршал Николай Булганин и его первый заместитель маршал Георгий Жуков, и тут уж в таком неизведанном деле мобилизовываться надо было изо всех сил. Вместе с группой своих подчиненных Базанов обеспечивал качественно и в срок горючим наземную и авиационную технику, а потом изучал воздействие ядерного взрыва на различные виды и технические средства горючего.
     Не обошлась без Базанова и тайная операция высадки наших войск на Кубе («Анадырь») в 1962 году, он непосредственно руководил размещением на шести судах-рудовозах цистерны с ракетным топливом. А сколько сил было потрачено, когда Базанов, уже будучи генералом и заместителем, а потом и начальником ЦУ РТГ, вместе с боевыми соратниками генералами Анатолием Сиренко и Анатолием Карташовым участвовали в афганских событиях, обеспечивая войска горючим и прокладывая в горах полевой магистральный трубопровод.
     Сохраняя и сегодня в душе боевое настроение и занимаясь будничными делами, Иван Базанов вместе с верной спутницей, супругой Татьяной Петровной, мысленно окидывает пройденную жизнь, которая, как известно, измеряется не только годами, но и делами. Все они были посвящены служению Отечеству.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex