на главную страницу

22 Января 2008 года

Армия и общество

Вторник

Человек, изменивший мечту

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».Фото автора.



     Наблюдать практическую работу летчика-штурмана мне приходилось не раз. А вот познакомиться с профессиональной спецификой главного штурмана объединения ранее не довелось. Вот почему со временем сформировался сугубо личный взгляд, будто это кабинетная должность.
     - Отрицать не стану, в течение дня «штабная» составляющая занимает немало времени, - соглашается главный штурман-летчик штурманской службы управления авиацией Уральского объединения ВВС и ПВО полковник Виктор Филиппов. - Но даже то, чем приходится заниматься в кабинетной «тиши», имеет главную задачу-цель - обеспечение авиасоставляющей объединения расчетными данными для безаварийного выполнения стоящих плановых задач.
     В этом удалось убедиться минувшим летом в ходе подготовки к совместному антитеррористическому учению стран Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007». Тогда, в канун активной фазы международных войсковых маневров, на плацу Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов можно было наблюдать, как одномоментно 76 российских и китайских экипажей военно-транспортной, истребительной, бомбардировочной и армейской авиации отрабатывали основной совместный этап наземной тренировки. Главная роль в тех учебных проходах «пеший по-машинному» принадлежала полковнику Филиппову. Мастерски преодолевая языковый барьер, он терпеливо, по нескольку раз, в том числе и жестами (имитируя полет самолета или вертолета), доводил порядок действий восточным асам.
     - Вот ваш экипаж, - обращался Филиппов в ходе тренировки к командиру китайского истребителя-бомбардировщика, - в указанное время (демонстративно постукивал по наручным часам) подлетает сюда (указывал отмеченное знаком место на плацу) и... бум-бум-бум (озвучивал нанесение удара по наземной цели). О`кей?
     - О`кей! - соглашался пилот и утвердительно кивал головой.
     - Летим дальше, - тут же жестом приглашал за собой Филиппов.
     Как и с экипажами самолетов, терпеливо согласовывались «полеты» с китайскими вертолетчиками. «В 13.22 на эту площадку садится вот он, - через переводчика представлял полковник Филиппов китайскому офицеру командира российского Ми-8. - Его прикрывает пара Ми-24. Где в этот момент находится ваш Джи-9?»
     Так на подобной языково-жестовой смеси в общении прошел весь этап той совместной наземной подготовки.
     После тренировки один из руководителей учения с китайской стороны откровенно признался, что не ожидал от россиян столь скрупулезной подготовки, с его точки зрения, к обычному плановому занятию.
     То, что занятие действительно было плановым, никто не отрицает. Но настолько ли оно было обычным? Ведь по своему предназначению Чебаркульский полигон, где проходила «Мирная миссия-2007», - это общевойсковой полигон. По площади он заметно уступает авиационному. Офицерам штурманской службы объединения пришлось приложить немало усилий, чтобы создать на его базе отвечающую замыслу учений авиационную составляющую. В частности, были построены дополнительные вертолетные площадки подскока для Ми-8 и Ми-17. С этих «точек» «вертушки» забирали тактический воздушный десант, своевременно входили в активную полигонную зону, в установленных местах осуществляли посадку, высаживая доставленные группы театра военных действий.
     Но если под вертолеты при их относительно небольших рабочих скоростях подстроиться было несложно, то под Су-25, Ил-76 и штурмовую авиацию китайских ВВС пришлось, как говорится, постараться. Заметьте, маневры авиации на подлете к «пятачку» полигона и особенно в его воздушном пространстве, использование авиационных средств поражения - все это требовало не просто четко выработанного плана действий, а скрупулезного, посекундно выверенного расчета пребывания в воздухе каждого из семи с лишним десятков летательных аппаратов...
     Полковник Филиппов блестяще справился с возложенной на его службу задачей. Что, впрочем, неудивительно. Ведь несколько ранее он так же кропотливо провел этап становления российской авиационной базы в Канте. Тогда, для того чтобы поднять в небо сопредельного государства российские самолеты, главному штурману объединения и его подчиненным буквально с нуля, при отсутствии должного финансирования предстояло составить инструкцию на производство полетов. И такой руководящий документ был подготовлен, причем в рекордные для тех условий сроки. В последующем, претерпев ряд текущих дополнений и изменений, он стал настольной книгой для несущих сегодня службу в предгорьях Ала-Тоо российских авиаторов.
     ...Иной раз бывает так: знакомишься с послужным списком офицера и диву даешься, кем он только ни был: и взводным, и воспитателем ротного звена, и руководителем группы по ОГП, войсковым психологом.
     В этом отношении полковник Виктор Филиппов - образец преданности единожды избранной специальности. На всех этапах служебной лестницы в названии занимаемых им должностей неизменно оставалось присутствие слова «штурман».
     Кстати, штурманом Виктор Евгеньевич стал потому, что когда-то мечтал быть... космонавтом. Как, впрочем, и тысячи пацанов из периода его детства. Но, чтобы быть одним из немногих, прежде следовало получить профессию летчика.
     - Вот поэтому я подал документы на поступление в ЧВВАУШ, - поясняет в беседе полковник Филиппов. - И так, признаюсь, мне штурманское дело в душу запало, что об ином роде деятельности уже думать не хотелось.
     - Выходит, мечте изменили?
     - Нет, просто мечту изменил, - точь-в-точь по-киношному парирует вопрос Филиппов.
     Насколько серьезной оказалась тяга штурмана Филиппова к полученной специальности, говорит такой факт: за истекшие десятки лет служебной деятельности он ни разу не изъявил желание, что называется, подержаться в полете за ручку управления боевым самолетом.
     - Мне это не нужно, - признается главный штурман Уральской армии ВВС и ПВО. - В воздухе меня всегда захватывало одно и то же чувство: точно вывести «борт» на цель, по приборам первым увидеть ее, захватить в прицел и провести команду на поражение.
     ...Это ему удавалось всегда. Еще с лейтенантских времен. «Потому что на этапе офицерского становления освоению любимой специальности я посвящал все свое личное время», - поясняет Филиппов. Однако тут же поправляется: «Правда, пока был холостой».
     Но и первого года столь продуктивной службы в Домне (в те времена - Забайкальский военный округ) хватило для того, чтобы командир полка не только заметил способного лейтенанта, но и перевел его из «молодежной» в состав первой эскадрильи, где, по устоявшейся традиции, проходили службу лишь мастера боевого применения.
     - Может, нескромно прозвучит, - вспоминает лейтенантские годы Филиппов, - но командир полка во мне не ошибся.
     И вот почему. Буквально в тот же период в Домну прибыла группа офицеров из отдела Липецкого авиацентра для выполнения на самолетах Су-24 ряда исследовательских задач. В их распоряжение командир, соизмеримо стоящей задаче, выделил звено из состава первой эскадрильи. После знакомства с экипажами гости из Липецка, указывая на Филиппова, вынесли вердикт: «Нам нужны опытные специалисты, а не «зеленые» лейтенанты». На что командир полка пообещал выполнить замену, «если лейтенант задачу не потянет». На том и порешили.
     Ровно месяц - по 3-4 дня в неделю, совершая 4-5 вылетов в сутки: днем, ночью, на различных высотах и скоростях участвовал в решении задач исследовательской группы лейтенант Виктор Филиппов. «Если у нас в строевых частях все лейтенанты такие, как Филиппов, то следует гордиться уровнем выучки специалистов отечественной штурманской службы», - подвели итог в конце командировки сотрудничества липецкие авиаторы.
     Кто бы знал, что спустя полтора десятка лет выпускник академии Виктор Филиппов продолжит службу в том самом Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава. Причем на поприще исследовательской работы. «В частности, - вспоминает Виктор Филиппов, - я участвовал в разработке методического пособия для строевых частей по боевому применению управляемой ракеты Х-25. После ряда практических испытаний нашей исследовательской группе удалось доказать, что дальность боевого применения данного вида авиавооружения может быть увеличена с нормативных семи километров до практических двадцати. Причем при полном сохранении как тяговой энергетики ракеты, так и точности поражения заданной цели».
     Исследовательская работа по расширению боевых возможностей управляемых ракет пригодилась Виктору Филиппову в самый сложный этап его службы - в период участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе.
     ...В среде штурманов бытует выражение: «Штурман - профессия не командная, а героическая». И это бесспорно. Достаточно лишь вспомнить, что в нашей авиации есть такая престижная квалификационная категория, как «штурман-снайпер». И этим все сказано.
     Полковник Виктор Филиппов - штурман-снайпер. Он не просто достиг этого звания. В составе липецкой особой группы он в ходе двух спецкомандировок свыше полутора сотен раз подтверждал его в ходе реальных боевых вылетов.
     - К концу первой командировки, - рассказывает Виктор Евгеньевич, - мы настолько «набили руку» на применении УРов, что нам «заказчик» уже не только указывал на карте объект предстоящего поражения, но и просил «довести» умную ракету до подъезда здания, а то и до конкретного окна квартиры, где укрылись боевики.
     По большому счету, замечает в беседе Филиппов, «при необходимости мы бы УР и в форточку загнали. Причем с первого захода».
     Поверьте, это не бахвальство. Во-первых, потому что за плохую работу ордена не дают. А их у главного штурмана объединения два - Мужества и «За военные заслуги». Во-вторых, любитель приукрасить действительность не стал бы признаваться, что наряду с удачной боевой работой были в его практике и сложные моменты. Например...
     - ...Задача стояла: уничтожить контролируемый боевиками мост через ущелье, - вспоминает один из боевых эпизодов Владимир Филиппов. - В тот раз на подвесках мы несли комплект ракет с пассивной телевизионной системой самонаведения. Отличная ракета, но... Когда летишь на высоте, выводить ее на цель несложно. Другое дело - при спуске «в горы». На экране контроля возможно естественное затемнение. Именно оно вынудило нас в тот день повторять попытку захода на объект несколько раз. Всякий раз более-менее различимой цель становилась лишь при проходе над точкой сброса, когда, учитывая скорость атаки самолета, делать пуск - все равно что отправить умную ракету не пойми куда... А тут еще топливо на исходе. Да и возвращаться на базу с боеприпасом, сами понимаете, плохой пример для подражания - старший группы ракеты назад привез... Позор...
     Можно лишь представить, в каком эмоциональном состоянии шел на крайний боевой заход штурман Филиппов. «В горле пересохло. Глаза от напряжения слезились. Казалось, в тот момент у меня волосы на голове седели, - продолжал вспоминать военный штурман-снайпер. - ... Я успел сделать пуск. Цель была уничтожена».
     Об одном лишь умолчал в своем рассказе полковник Филиппов. Ведь любой из тех заходов в ущелье мог стать для экипажа последней атакой в жизни. Нарастающий звук зума, сигнализирующего о преследующей планер ПЗРК, раздавался в тот день в наушниках экипажа не один раз. И лишь срабатывавшие тепловые ловушки прерывали этот бьющий по нервам звук.
     ...Одно из качеств, единогласно отмечаемое офицерами штаба Уральского объединения ВВС и ПВО в своем главном штурмане армии и характеризующее его как человека и профессионала: Филиппов никогда не повышает голоса.
     - А зачем? - услышав данную характеристику, рассмеялся Виктор Евгеньевич. - Будоражить нервы себе и подчиненным специфика службы не позволяет. Ведь на штурманских плечах зачастую лежат посекундные расчеты. Вот так испортишь выволочкой человеку рабочий день, а он, переполненный эмоциями, возьмет и ошибется при составлении данных... Да и нет в нашей службе таких, кто жить не может без внушений. Они для нас - посторонние. А посторонним путь к нам заказан.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex