на главную страницу

22 Января 2008 года

Страна и мир

Вторник

Не допускать крайних мер

Марианна ГРИШИНА, «Красная звезда».



     В пятницу в ответ на массированные ракетные обстрелы с палестинской стороны Израиль ввел режим транспортной изоляции сектора Газа, закрыв все контрольно-пропускные пункты на границах анклава. Днями ранее израильтяне провели настоящую боевую операцию в секторе Газа с задачей, как было сказано, «продолжения действий против «Исламского джихада», «Хамас» и других группировок с целью вынудить их прекратить террор». В ответ на действия израильских военных палестинские боевики обстреляли израильский город Средот и близлежащие населенные пункты ракетами «кассам».
     Указанные события стали фоном для российско-израильских переговоров, которые состоялись в конце прошлой недели в ходе визита в Москву главы израильского МИД Ципи Ливни. «Мы приветствуем тот факт, что министр иностранных дел Израиля сочла необходимым приехать в Москву, когда в Израиле дела обстоят не совсем благополучным образом», - начал свое выступление перед журналистами по итогам встречи глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом он акцентировал внимание на ряде принципиальных моментов, касающихся позиции России по ближневосточному мирному процессу. «Мы понимаем, что переговоры о статусе Палестинской автономии будут непростыми, и со своей стороны будем во всех отношениях поддерживать диалог Израиля и Палестины», - подчеркнул министр.
     Среди важнейших факторов, которые должны способствовать развитию таких переговоров, он назвал способность переговорщиков обеспечить поддержку диалога между Израилем и Палестиной в палестинском и израильском обществе, укрепление международных усилий в ближневосточном регионе, в первую очередь со стороны «квартета» и Лиги арабских государств, а также «противодействие любым шагам, усиливающим напряженность». Что касается последних, то Лавров отметил недопустимость как «обстрелов поселений в Израиле» палестинскими экстремистами из сектора Газа, так и «ответных мер со стороны Израиля, приводящих к гибели людей». В целом глава российского внешнеполитического ведомства высказался за то, чтобы «палестинцы достигли единства» на основе объединения усилий различных групп и партий, а также за «более широкое урегулирование на Ближнем Востоке», которое, по его мнению, должно «охватывать не только палестинский, но и сирийский и ливанский треки», а также включать антитеррористическую борьбу и меры по противодействию нарушениям режима ядерного нераспространения.
     Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни в ходе пресс-конференции сосредоточила внимание на общих принципах и позициях российской и израильской дипломатии, стараясь нивелировать тем самым имеющиеся разногласия. Она отметила, что в ходе состоявшихся переговоров «наметился прогресс по вопросу об отмене визового режима России с Израилем, по вопросу российской собственности в нашей стране и также по решению вопроса о выплате пенсий для бывших российских граждан, переехавших на постоянное место жительство в Израиль до 1993 года. «Я верю, что у нас с Россией есть общее понимание как интересов в регионе, так и общих угроз. И это понимание должно быть переведено в плоскость практический действий», - подчеркнула также госпожа Ливни. В частности, как отметила министр, у обеих стран есть общее понимание «относительно целей переговорного процесса между нами и палестинцами», а также согласие в вопросе о том, что Иран не должен обладать ядерным оружием.
     Однако этим, пожалуй, поле общих позиций, разделяемых Тель-Авивом и Москвой по ситуации на Ближнем Востоке, ограничивается. Если говорить, например, об Иране, то эту страну в Израиле продолжают воспринимать как «пришедший к власти экстремистский режим», что совершенно несвойственно российской дипломатии. В Израиле высказывают опасения как в отношении иранской ракетной программы, так и в отношении «попыток создать ядерное оружие» и считают, что Тегеран «угрожает стабильности соседним с ним странам и стабильности всего региона». Такое мнение израильский министр высказала, выступая с лекцией в Дипломатической академии. В этой связи, отметила Ливни, Израиль просит Россию «проявлять твердость в решении иранской ядерной проблемы дипломатическим путем», явно намекая тем самым на проблему поставок ядерного топлива на АЭС «Бушер». «Израиль выступает за то, чтобы путем санкций и путем дипломатических переговоров решить вопрос, касающийся иранской ядерной проблемы», - заявила также израильский министр иностранных дел, отвечая на вопрос журналистов о возможной израильской военной операции против Тегерана в случае продолжения им работ по обогащению. Но ее слова вряд ли можно воспринимать как окончательный вердикт: за два дня до этого израильский премьер Эхуд Ольмерт, комментируя ситуацию в Иране, утверждал как раз возможность обратного.
     Характеризуя стратегию Израиля в палестино-израильском конфликте, Ливни отметила, что «мы исходим прежде всего на разделении между экстремистскими и умеренными силами в палестинском обществе». «Мы ведем переговоры с прагматичными силами в ПНА, для нас это прежде всего Абу Мазен и администрация, и параллельно продолжаем оказывать давление на экстремистов, с тем чтобы предотвратить создание в регионе экстремистского государства», - пояснила министр свою позицию. При этом Ливни подчеркнула: «Для нас очень важно, чтобы мировое сообщество, в том числе это касается арабских стран, не призывало к объединению этих двух частей в палестинском обществе».
     Такой подход действительно много объясняет, и в том числе разъясняет суть требований и пожеланий Израиля по вопросам ближневосточного урегулирования как к России, так и к международному сообществу. Однако опять-таки он сильно расходится с позицией нашего внешнеполитического ведомства. Как известно, Москва прикладывает усилия как по восстановлению внутрипалестинского диалога между ФАТХ и ХАМАС, так и по усилению переговорного процесса Израиля с автономией, опираясь при этом на хорошие отношения и с Тель-Авивом, и с многими арабскими странами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex