на главную страницу

23 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

Адрес службы - Ханкала

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото Евгения ПЕТРИЙЧУКА.
Москва - Ханкала - Москва.



Группа офицеров Главного командования Военно-воздушных сил во главе с заместителем начальника Управления воспитательной работы ВВС полковником Виктором Шуликой, а также корреспондент «Красной звезды» посетили авиационно-техническую базу и отдельный вертолетный полк, которые дислоцируются в населенном пункте Ханкала Чеченской Республики и входят в состав Объединенной группировки войск (сил). Цель - вручение подарков военнослужащим авиабазы и полка в рамках акции, проходящей в ВВС под общим названием «Спасибо за службу, солдат!».


     Авиационно-техническая база и отдельный вертолетный полк обитают в Ханкалинском гарнизоне достаточно автономно. Например, у них есть своя котельная, которая обеспечивает отоплением авиабазу, и тепло из нее доходит без потерь. Имеется и командный пункт, отслеживающий движение воздушных судов над территорией, находящейся под контролем Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе. Кроме того, активно функционирует метеослужба базы, хорошо обустроены караульные помещения, автопарк, столовая и т.д. Словом, в Ханкалинской авиабазе есть все, чтобы отдельный вертолетный полк на высоком уровне решал задачи в интересах ОГВ(с).
     Командир авиационно-технической базы полковник Мкртич Маркарян рассказывает, что несколько лет назад здесь была всего лишь одна группа ГСМ, которая не удовлетворяла потребностям всего вертолетного парка. «Сегодня все приведено в соответствующий порядок, что позволяет выполнять задачи по предназначению в полном объеме», - отметил полковник Маркарян.
     Однако есть и трудности. Конечно, сейчас нехватки в авиационном керосине нет. Проблема, с которой командование авиабазы регулярно сталкивается, - это достаточно невысокий уровень исправности вертолетного парка. Полковник Маркарян при этом подчеркивал, что у авиаторов других ведомств, машины которых размещаются у них же на базе, техника находится в гораздо лучшем состоянии: «Им вертолеты приходят прямо с завода-производителя, от них даже свежей краской пахнет. Что уж тут говорить о наших машинах, постоянно требующих замены то одного, то другого...»
     И это притом, что экипажи вертолетов, относящихся к ФСБ и МВД, выполняют свои задачи без отвлечения на различные мероприятия. Летчики МВД производят полеты исключительно над равнинной местностью региона в отличие от экипажей отдельного вертолетного полка, которым под силу выполнение задач в горной местности, а также ночью. Эти слова ни в коем случае не умаляют профессионализма авиаторов других ведомств. Они свидетельствуют лишь о разделении обязанностей и различии в полномочиях.
     К слову сказать, отдельный вертолетный полк ОГВ(с) структурно состоит из двух эскадрилий. Одна на вертолетах Ми-24 прибыла в состав части из Кореновска (Краснодарский край), а другая эскадрилья на транспортно-боевых Ми-8 - из станицы Егорлыкской (Ростовская область). Замена летного и технического состава проводится регулярно в установленные сроки. Однако особенность ротации в настоящее время состоит в том, что раньше экипажи прибывали практически из всех регионов России, теперь же это летчики и техники преимущественно из полков Северо-Кавказского объединения ВВС и ПВО.
     Эти летчики - настоящие мастера, люди, самоотверженно занимающиеся своим ремеслом.
     Так, заместитель командира отдельного полка по летной подготовке подполковник Олег Зайцев находится в командировке далеко не первый раз и не первый год. Сейчас он проходит постоянную службу в Егорлыкском полку, летает на Ми-8. Летчик-снайпер подполковник Олег Зайцев, побывавший в Афганистане, кавалер трех орденов и множества медалей, одним из первых попал в Чечню еще 29 ноября 1994 года. Тогда по тревоге Егорлыкский полк, где он проходит службу и по сей день, перебазировался в Буденновск, а далее - в Моздок.
     Первая задача, которую необходимо было выполнить в срочном порядке зимой 1994-го, - эвакуация раненых, доставка в войска продовольствия и боеприпасов. К экстремальным условиям службы подполковник Зайцев привык с тех пор, как его полк был направлен на дежурство в зону осетино-ингушского конфликта. Приходилось ему участвовать и в операции по ликвидации бандгруппы Басаева в горах под Ботлихом в Дагестане.
     О подготовке летного состава к командировкам в Чеченскую Республику подполковник Олег Зайцев знает не понаслышке. Сам занимается этим.
     - Готовим летчиков в три этапа. Первый - наземная заблаговременная подготовка на базе каждого вертолетного полка. Этап включает в себя теоретические занятия (тематические лекции). Второй - изучение материальной части и т.д., а третий этап - это горная подготовка, которую летный состав проходит на аэродроме Нальчик. Там отрабатываются посадки на заснеженные высокогорные площадки, - рассказывает подполковник Зайцев.
     По словам замкомандира по летной подготовке, в его обязанность входит оценка натренированности экипажей, контроль ее фактического уровня. Когда погода нелетная, он проводит соответствующие занятия в классах.
     В разговоре мы коснулись и нарушений в летной деятельности. Да, раньше, в период активных боевых действий, чтобы выполнить полученную задачу, спасти людей, командиры экипажей зачастую шли на прямые нарушения инструкций - брали на борт людей больше положенного. Сейчас же нормы соблюдаются исключительно строго. Этим занимается группа контроля на аэродроме, да и командир лично.
     Во время нашей беседы, проходившей на Ханкалинском аэродроме, у техников кипела бурная работа. На вертолете Ми-8 меняли двигатель, чему мы и стали свидетелями. По словам подполковника Зайцева, инженерно-технический состав работает в полную силу, никогда не подводит летчиков. Например, техники вертолетов прапорщик Евгений Душенко и капитан Максим Горностаев, помимо работы с узлами и агрегатами винтокрылых машин, их технического обслуживания, практически через сутки заступают дежурными по стоянке.
     Одним из лучших пилотов в вертолетном полку считается командир 2-й вертолетной эскадрильи на Ми-24 из состава Кореновского полка майор Эдуард Казачек. Бывший летчик-истребитель после переучивания возглавляет подразделение, которое наиболее готово к боевому применению. Именно Казачеку и его подчиненным поручают наиболее ответственные задачи. Несмотря на заметное улучшение общей обстановки, по его словам, все еще приходится наносить точечные удары по заранее выявленным целям, а также прикрывать Ми-8 во время перевозок групп спецназа. Майор Казачек вспоминает, что последний раз применяли вооружение весной при высадке десанта, которому предстояло ликвидировать бандгруппу. «Перед посадкой Ми-8 с группой десанта экипаж майора Казачека «обрабатывал» площадку приземления и близлежащую местность», - рассказывает комэск.
     Майор Казачек в составе экипажа «двадцатьчетверки» не раз спасал от верной гибели спецназ. Для него время течет от командировки до командировки. Последний раз был в Ханкале весной. Новая командировка - нынешней зимой. Офицер награжден орденом Мужества за участие в декабрьской операции 1999 года в Аргунском ущелье, которая стала одной из ключевых в восстановлении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.
     Есть в составе полка и молодые офицеры, которые сразу после выпуска из училища проходят службу в «горячих точках» на Северном Кавказе. Борттехник
     Ми-24 капитан Александр Зибарев окончил училище в 1998 году и сразу же был направлен на Кавказ. Сравнивая боевую работу сегодня и в прошлые годы, делает вывод о явной стабилизации ситуации. «Раньше мы проводили полеты на «свободную охоту» с полным боекомплектом управляемых и неуправляемых ракет. Работали по боевикам в заданном квадрате. В настоящее время такое бывает редко. В основном задачи сводятся к сопровождению бронепоездов, колонн, вертолетов Ми-8», - делится впечатлениями капитан Зибарев.
     Авиационная составляющая группировки не замыкается только на командование ОГВ(с) и Северо-Кавказского объединения ВВС и ПВО. База и полк постоянно в центре внимания Главного командования ВВС. Так, представитель Центрального командного пункта ВВС подполковник Андрей Соколов, в прошлом командир корабля Ту-22 Дальней авиации, регулярно бывает в командировках в Ханкале. Цель их - налаживание взаимодействия и контроль полетов, а также обеспечение безопасности полетов и перелетов армейской авиации.
     А чего же все-таки смогли добиться сами вертолетчики и руководители армейской авиации на Северном Кавказе, чтобы не потерять свой статус? Одним из моих собеседников стал заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по авиации - начальник авиации полковник Сергей Косяков. Он рассказал, что им удалось отстоять необходимость сопровождения вертолетов Ми-8 и транспортных Ми-26 боевыми «двадцатьчетверками». А ведь были необдуманные, на его взгляд, предложения от него отказаться. Полковник Косяков провел на Северном Кавказе 17 лет. Повидал всякое. А последняя потеря вертолета Ми-26 заставила его еще и еще раз о многом задуматься, и не только его. Он, в чьем ведении находится вся авиация ОГВ(с), не изменил своей твердой позиции. Поэтому до сих пор все Ми-8 и Ми-26, независимо от того, кто на борту, в обязательном порядке сопровождает вертолет Ми-24 с полным боекомплектом.
     Иногда полковник Косяков слышит в свой адрес упреки: «Мол, вы необоснованно растрачиваете ресурс авиатехники», на что отвечает: жизнь людей всего дороже. Вот на таких командирах, как полковник Косяков, и держится наша группировка на Северном Кавказе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex