на главную страницу

26 Января 2008 года

Страна и мир

Суббота

Российский федерализм: новые перспективы

Николай ЛЕНКОВ.



     В конце минувшего года в издательстве Российской академии естественных наук вышла монография кандидата философских наук С.О. Алехновича «Регионы России: современный ракурс и перспективы». Она посвящена системному анализу вопросов федеративного устройства и региональной политики Российской Федерации, имеющих важное значение с точки зрения и интересов национальной безопасности, и обороноспособности нашего государства. Исследование проведено с привлечением обширнейшего круга теоретических работ российских и зарубежных авторов на эту тему.
     Автор книги доказывает, что оптимальной основой региональной политики в период укрепления российского государства стала «централистская» версия федерализма, предполагающая укрупнение субъектов федерации и пересмотр национально-территориальных оснований, на которых она была построена исторически.
     Несмотря на очевидные успехи такого курса в последние годы, в долгосрочной перспективе российский федерализм может столкнуться с целым рядом серьезнейших проблем. Нынешний консенсус во взаимоотношениях Центра с региональными элитами, как считает Алехнович, не является абсолютно устойчивым, а это означает, что политика, направленная на дальнейшее сосредоточение власти в «федеральных руках» почти достигла своих естественных пределов. Дальнейшая централизация может стать избыточной, дестабилизируя региональное политическое пространство. Следовательно, важно представить регионам новую программу сотрудничества, содержащую контуры новой региональной и федеративной политики.
     Укрупнение регионов на основе их хозяйственной самодостаточности и становления в качестве бюджетных доноров должно быть положено в основу нового российского федерализма. Он фактически предполагает реформирование федерации, но требует при этом избегать крайностей отказа от национального принципа. Национальные республики нельзя просто «отменить», так как это чревато серьезными потрясениями.
     Для достижения этой цели необходима реформа всего комплекса отношений бюджетного федерализма. Нынешний уровень централизации налогово-бюджетных полномочий создает ситуацию, в которой регионам просто невыгодно зарабатывать: чем больше средств они генерируют самостоятельно, тем больше приходится направлять в Центр.
     Назревшие преобразования окажутся успешными, считает автор монографии, только в том случае, если механизмы воспроизводства элит и система комплектования регионального руководства подвергнутся реформированию. Подлинный федерализм требует открытой и публичной политики - без этого условия баланс интересов Центра и субъектов федерации соблюсти невозможно.
     Автор анализирует распространение позитивного опыта, накопленного в регионах, на страну в целом, воздействие национальных проектов на формирование новой региональной политики, преобразование экономических основ российского федерализма. Этот анализ помогает выстроить целостную и последовательную картину реформы взаимоотношений Центра и регионов, начатую нынешним главой государства в 2000 году.
     Монография Алехновича, как и любое серьезное научное исследование, содержит, бесспорно, немало дискуссионных положений и постановочных вопросов, выдвигая которые автор руководствуется исключительно интересами будущего российской государственности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex