на главную страницу

29 Января 2008 года

Армия и общество

Вторник

Каспийский флагман

Александр ЧЕБОТАРЕВ, «Красная звезда».



     Снег, трескучий мороз, вмерзшие во льды Махачкалинской бухты корабли и суда - картина для здешних южных краев явно непривычная. Впрочем, в первом же разговоре со мной командир дивизиона капитан 2 ранга Александр Симонов предупредил: Каспий вряд ли назовешь тихим и спокойным морем. Условия плавания здесь далеко не просты. Совсем недавно, два месяца назад, ракетный корабль «Татарстан» был направлен для поисков пропавшего судна «Комюст-1». Шесть суток поисков в штормящем море совместно с морскими пограничниками и гражданскими моряками привели к спасению лишь трех гражданских моряков. Судьба остальных и самого теплохода сложилась трагически.
     О том, что далеко не все спокойно и в самом Дагестане, известно. В первый день моей командировки в Махачкале проводилась спецоперация по уничтожению трех боевиков. Практически всю ночь слышны были выстрелы. По левому борту на «Татарстане» сейчас установлен крупнокалиберный пулемет. Вахтенный матрос Дмитрий Землемеров внимателен, несмотря на мороз и пронизывающий ветер.
     Определенная неприспособленность к зимним условиям экипажа заметна и невооруженным глазом. Корабль «оснащен» всего лишь парой валенок. И нет постовых тулупов, кои на протяжении веков верой и правдой служат многим поколениям российских часовых. Впрочем, вахтенные утепляются всеми доступными средствами, кое-что из морпеховского обмундирования компенсируют привычные для более высоких широт тулупы.
     Флотский уклад службы здесь неуклонно соблюдается, вне сносок на «аномальные» погодные условия и на «неспокойствие» региона. Старшина команды зенитно-артиллерийской батареи мичман Юсуп Раджабов и комендор матрос Евгений Ющенко проверяют скорострельную 30-мм артиллерийскую установку. Штурман лейтенант Егор Этмекчян и его подчиненный старшина 2 статьи Максим Бородинов проводят плановые занятия. На одном из соседних кораблей экипаж сдает первую курсовую задачу, причем экзаменатор капитан 2 ранга Алексей Старцев очень строг, как и следует быть начальнику штаба бригады.
     Путь ракетного корабля в боевой состав флотилии до мельчайших изгибов повторял изгибы новейшей российской истории. Первоначально, еще в 80-х годах прошлого века, «Татарстан» закладывался на Зеленодольском судостроительном заводе как экспортный корпус для ВМС Индии. Оттого изначально не были предусмотрены обязательное для холодного климата утепление корпуса и помещений, не значился в проекте котел для обогрева. А установленный «сверх» проекта котел с аномальными морозами явно не справляется.
     Кризис начала 1990-х на целое десятилетие приковал к заводским причалам несостоявшегося «индийца». Пока на самом высоком уровне не приняли решение: кораблю быть в составе Каспийской флотилии. Всегда же трудно быть первыми. С учетом того, что «Татарстан» планировался совсем для иных морей, а достройка происходила в условиях хронического дефицита финансовых средств, пришлось на ходу решать многие технические и организационные задачи. Одним из первых в военно-морском флоте здесь установили новый ударный ракетный комплекс. Первая стрельба, проведенная в 2005 году, показала его высокие боевые возможности. Определенные сложности возникли с оснащением современной аппаратурой и техникой, многое пришлось устанавливать уже устаревших образцов, не было времени ждать средств на закупку новых. Корабельное пополнение остро требовалось флотилии.
     Вместе с тем многое на корабле оказалось весьма удачным. Ходовые качества «Татарстана» иначе как великолепными не назовешь. В них сочетается высокая маневренность и способность развивать весьма приличный ход благодаря современной газотурбинной установке. Все это в полной мере проявилось при выходе на боевую службу с выполнением задач визита в иранский порт Энзели. Сейчас сложился неплохой, болеющий за дело коллектив в электромеханической боевой части, которой командует капитан-лейтенант Александр Мурашов. В январе у офицера в семье появился первый ребенок, он сейчас весь в заботах молодого отца. Но ежедневно даже в свой отпуск по семейным обстоятельствам на час, на два появляется на корабле. В боевой части 5 всегда найдется работа. Командир газотурбинной группы старший лейтенант Сергей Ряшенцев проявляет максимум усердия. Мичманы Игорь Яковенко, Исахан Ремниханов, контрактник старшина 1 статьи Аслан Джабраилов вместе со всем коллективом механиков трудятся на совесть.
     Сегодня РК «Татарстан» - самый крупный боевой корабль не только Каспийской флотилии, но и в регионе. Уникальность проекта, особенности службы на нем определяют ряд проблем, в первую очередь кадровых. Неизбежная ротация офицеров и мичманов зачастую возможна лишь внутри самого экипажа. Нынешний командир капитан 2 ранга Валерий Смирнов, по оценке командования, вполне соответствует своему статусу. Но в любом случае через какое-то время он либо уйдет на повышение, либо поступит в академию. С достойной заменой могут возникнуть сложности. Остальные корабли дивизиона совершенно не схожи с первенцем проекта «Татарстаном». Найти кандидата, на все сто отвечающего требованиям командира флагмана флотилии, будет непросто. Похожая ситуация возникает и с другими должностями. Все-таки многолетний опыт формирования корабельных частей и соединений боевыми единицами одного проекта происходит от насущных требований флотской организации. Но где сегодня набрать кораблей на целый дивизион ракетоносцев?
     Впрочем, данная проблема частично будет снята с приходом однотипного «Дагестана». В планах флотилии уже значится постройка для него причала в ближайшей перспективе. Представители Зеленодольского судостроительного завода имени М. Горького и сам его генеральный директор Сергей Ильин постоянно работают в Махачкале, изучают опыт эксплуатации своего детища. На первом корпусе было невозможно избежать многих недоработок, их предстоит исправить на втором корабле серии. Флотские, понятное дело, высказывают свое мнение, ратуют за необходимость увеличения калибра корабельной артиллерии, установить новые зенитно-ракетные комплексы, продумать вопрос обитаемости, с тем чтобы экипаж не мерз зимой и не изнывал от нестерпимой южной жары летом. Пока же заместитель командующего по вооружению, эксплуатации вооружений и судоремонту капитан 1 ранга Александр Персиянов ставит задачу всерьез задуматься о тех специалистах, офицерах и мичманах, кто составит второй экипаж для приемки от промышленности «Дагестана». Ведь времени осталось не столь много.
     Сравнение - дело заранее неблагодарное. Предыдущая моя служба проходила на Черноморском флоте, где во многом своя специфика службы. Вместе с тем еще раз убедился в одном - каждый флотский коллектив, неважно, на каких рубежах выполняет задачу, достойно несет в себе лучшие традиции русских моряков. И особенно понравилось то, что здесь представляют положение дел без прикрас, таким, каким оно является на самом деле. В трудных условиях находится в Махачкале дивизион капитана 2 ранга А. Симонова. Вместе с тем невооруженным взглядом видно старание, желание коллектива, несмотря ни на какие трудности, справиться со всеми поставленными задачами. Ведь в любом случае, несмотря на все проблемы, «Татарстан» достойно несет свою службу, став не по названию, на деле флагманом Каспийской флотилии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex