на главную страницу

30 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

Фирменный стиль комбрига Нелидина

Виталий Аньков, «Красная звезда».



     О капитане 1 ранга Андрее Борисовиче Нелидине, уверен, еще будут очерки написаны. Один факт чего стоит, когда он, будучи командиром большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», убедил вышестоящее командование в возможности замены главных двигателей прямо у пирса, а не на заводе. В результате было сэкономлено более 13 миллионов государственных рублей. А главное - БПК избежал участи менее удачливых собратьев по флоту, для которых в те годы заводской ремонт нередко заканчивался отправкой на металлолом.
     Бригаду больших противолодочных кораблей, которой вот уже несколько лет командует капитан 1 ранга Нелидин, с полным правом можно назвать соединением постоянной боевой готовности. «Адмирал Пантелеев», «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц» - эти имена прославленных военачальников, принадлежащие сейчас кораблям, на постоянном слуху не только у российских граждан, но и во многих странах Тихого и Индийского океанов. Задачи боевой службы, ракетные, артиллерийские стрельбы, поиск и уничтожение подводных лодок «противника» неизменно оцениваются вышестоящим командованием на «хорошо» и «отлично». Минувший учебный год не стал исключением. Один из семи призов главнокомандующего ВМФ, завоеванных тихоокеанцами, был вручен противолодочникам капитана 1 ранга Нелидина...
     Как и у многих ярких личностей, есть у Андрея Борисовича свой стиль работы с людьми, решения больших и малых задач. В очередной раз я убедился в этом на борту БПК «Адмирал Пантелеев». Обо всем в коротком материале не напишешь, но вот одной грани фирменного стиля постараюсь коснуться. Тем более что есть возможность проиллюстрировать ее снимками.
     К тому моменту годичный план боевой подготовки бригады в целом и корабля в частности был полностью закрыт. Однако, возвращаясь к родному берегу после окончания российско-американского учения «Тихоокеанский орел- 2007», «Адмирал Пантелеев» будто позабыл об этом. Сигналы учебной тревоги звучали один за другим. Работала артиллерия, в постоянном напряжении находились гидроакустики, радиометристы, не остался в стороне зенитно-ракетный комплекс «Кинжал»...
     И, конечно, не обошлось без учения за живучесть корабля. Начало его я застал в помещении центрального командного пункта (ЦКП). В прямом смысле здесь жарко не было, но в переносном... У командира корабля капитана 2 ранга Ивана Ковалева и его подчиненных от частоты поступающих вводных уже через несколько минут выступил пот на лицах. Капитану 1 ранга Нелидину, похоже, этого было мало. Не привлекая внимания, он нагнулся и отключил несколько каналов громкоговорящей связи. К чести командира, его эта «каверза» вышестоящего начальника не смутила. Он стал передавать указания по ликвидации «очагов возгорания» через посыльных...
     Быстро следую за одним из них туда, где складывается наиболее драматическая ситуация. Это помещение, находящееся в носовой части корабля, моряки называют «шпилевой». Понятно почему. Здесь расположены механизмы, заставляющие крутиться два шпиля на верхней палубе. А они, кто не знает, натягивают швартовые концы... Именно эти швартовы, как выясняется, только что и «горели». Естественно, подобные учения по борьбе за живучесть корабля не могут быть лишены условностей. Реальный огонь не разведешь, пробоину в борту не сделаешь. Для этого существуют, хотя и в меньшем количестве, специальные учебно-тренировочные суда и береговые комплексы. И все же при умелой организации создать обстановку, требующую максимального напряжения сил, вполне возможно. А главная задача - натренировать личный состав, обучить его алгоритму действий. Ведь огонь распространяется по кораблю по своим законам. Важно знать, какие средства пожаротушения и в какой последовательности применять, что тушить в первую очередь...
     Вот с этим алгоритмом, как я понял, у носовой аварийной партии промашка вышла. (Это потом подтвердил и комбриг Нелидин.) В результате уже не только физическое напряжение нарастало, но и эмоциональное. Пошла в ход специфическая флотская лексика. У люка помещения, расположенного еще ниже, образовалось небольшое столпотворение...
     Когда же «огонь» и там был потушен, о чем свидетельствовали доносившиеся снизу доклады, произошло нечто неожиданное. Причем, не только для меня, но и, похоже, для всех находившихся в «шпилевой» моряков. Из люка вылез... командир бригады. Теперь понятно, почему еще на ЦКП я видел его в рабочем комбинезоне. Но как он оказался внизу? Мимо точно не проходил и вниз не спускался... Позже выяснилось, что каждый уголок в трюмах корабля капитану 1 ранга Нелидину давно и хорошо знаком.
     «Разбор полетов» Андрей Борисович провел по горячим следам и не отходя от места действия. Поскольку некоторые его участники еще отдышаться не успели, эффективность импровизированного совещания была стопроцентной.
     На снимках: тренировка по борьбе за живучесть корабля; будни комбрига капитана 1 ранга А. Нелидина.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex