на главную страницу

30 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ



Как мы уже сообщали, в Москве прошла военно-научная конференция, посвященная проблемам национальной безопасности России на современном этапе. С докладом на конференции выступил президент Академии военных наук генерал армии Махмут Ахметович ГАРЕЕВ.

     Д окладчик подчеркнул, что обеспечение национальной безопасности России на современном этапе остается нашей центральной, стратегически наиболее значимой задачей. Однако научная разработка проблем, связанных с этим, по его мнению, явно отстает от жизни. Принятая в 2000 году Концепция национальной безопасности уже не в полной мере отвечает современным вызовам и требует уточнений.
     Закон «О безопасности» 1992 года расширил содержание понятия безопасности страны за счет таких новых для России категорий, как безопасность личности и общества. Это означает, что концепция национальной безопасности, военная доктрина должны быть открытыми документами, обращенными ко всему народу, ибо каждый гражданин (личность), общество, все федеральные и региональные государственные органы призваны участвовать в их осуществлении. Требуется и расширение фронта научного творчества в данной области, методологической координацией которого призвана заниматься общая теория национальной безопасности.
     В сфере практической деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности, возникает необходимость долгосрочного стратегического планирования. Нельзя сказать, что в настоящее время его нет. Есть концепция внешней политики, решения и проекты по формированию государственной промышленной политики на долгосрочную перспективу, другие документы. Но они не связаны единым замыслом, не по всем параметрам устремлены к единой цели, а главное - не достигается необходимая концентрация организационных, духовных и материальных ресурсов на приоритетных направлениях, гарантирующих безусловное проведение их в жизнь.
     Докладчик отметил, что, по данным научного совета при Совете безопасности РФ, в настоящее время деятельность в области национальной безопасности регулируется более чем 75 федеральными законами с многочисленными уточнениями и изменениями, большим количеством указов главы государства, шестью различными доктринами, более чем десятью федеральными и отраслевыми концепциями. Многие из этих документов дублируют друг друга, противоречат друг другу. В ряде документов, регламентирующих национальную безопасность, содержится много никого ни к чему не обязывающих чисто теоретических положений. По мнению М.А. Гареева, целесообразно провести полный мониторинг всех этих документов, сократить их количество, сделать содержание более четким и конкретным с точки зрения ответственности соответствующих исполнителей за их реализацию.
     Н ациональные интересы - это жизненно важные интересы, выступающие как совокупность объективных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Их реализация осуществляется исходя из определенных национальных целей, идей и других духовных факторов, которые в совокупности с экономическими и другими материальными факторами определяют национальные интересы страны. Какое наше место в мире? Что за государство и общество мы строим? Куда, к каким целям идем? Что и во имя чего должны быть готовыми защищать? Когда заходит речь о национальной идее, многие ссылаются обычно на положение Конституции Российской Федерации, где сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Да, так записано. Но это не значит, что нет никаких идей и идеологии. В условиях глобализации невозможно изолироваться и придерживаться национальной идеи и политики в отрыве от того, куда идет весь мир.
     Следует иметь в виду также, что в мире происходит структурная перестройка глобальной экономической системы, когда преимущественную роль играет не реальная экономика, основанная на природных ресурсах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, а виртуальная ее модель, базирующаяся на кредитно-финансовых технологиях, позволяющих получать прибыли из самого процесса управления, ничем не подкрепленных финансовых операций. Пользуясь этим, транснациональные компании получают возможность оказывать давление на другие страны, искусственно создавать в «неугодных» странах финансовые и иные кризисные состояния и под предлогом их несостоятельности навязывать правителей из-за рубежа. Геоэкономика, где ведущую роль играют транснациональные экономические и финансовые структуры, размывает не только государственный суверенитет, но и государственную принадлежность экономической экспансии. Очевидна и антироссийская направленность всей этой экспансии. Как говорит Збигнев Бжезинский, «в ХХI веке Америка будет развиваться против России, за счет России и на обломках России».
     В тупиковой ситуации оказываются не только экономика, но и либеральная идеология. В стратегии национальной безопасности США сказано: «США несут глобальную ответственность за защиту демократии в планетарном масштабе». Но реальная политика по насаждению «демократии» (особенно то, что делается в Ираке, Афганистане, Косово, Грузии) или предвзятость ОБСЕ в оценках легитимности выборов в тех или иных странах только дискредитируют подлинное понимание демократии.
     Многие страны сегодня приходят к выводу, что без ядерного оружия отстоять свой суверенитет невозможно. Чтобы приспособиться к этим новым явлениям в мире и избежать глобальной катастрофы, нужно менять политику ведущих держав, отказаться от стремления к гегемонии и диктату, не на словах, а на деле становиться на путь сотрудничества между народами во имя общего выживания. Другого тут не дано. С учетом сложившихся реалий и со стороны России требуется умеренность в определении и отстаивании национальных интересов. Национальные интересы не должны принижаться, иначе ограничиваются возможности экономического развития. Вместе с тем опыт 1930-х годов и послевоенных лет показал, что излишний максимализм и нереальность провозглашенных национальных целей и интересов, стремление жестко и любой ценой осуществить их порождают конфронтационную внешнюю политику, военную доктрину, приводят к подрыву и полному крушению ложно понятых национальных идей и целей.
     Сегодня нам приходится считаться с тем, что потенциал России уже не тот, что был у СССР. Вместе с тем Россия по-прежнему обладает огромной территорией, выгодным геополитическим положением на Евроазиатском материке, большими природными ресурсами, научно-техническим и промышленным потенциалом, значительными ракетно-ядерными силами. То есть реальность такова, что без России в современном мире ни один серьезный вопрос решить невозможно. Исходя из этого, одним из важнейших геополитических факторов развития России является возрождение ее как действительно великой державы в глобальном масштабе. Это определяется не чьим-либо желанием, не только наличием ядерного оружия, размерами территории, а историческими традициями и объективными потребностями развития нашего общества и государства. Или Россия будет сильным, независимым и единым государством, объединяющим все ее народы, республики, края и области, что в интересах всего человечества, или она рассыплется, породив многочисленные конфликты, и тогда с ситуацией в Евразии, начиненной оружием массового поражения, не справится все международное сообщество. Альтернативы не существует. Это - одна из важнейших составных частей нашей национальной идеи.
     В то же время, по мнению докладчика, опасно и бессмысленно объявлять заведомо противниками целые государства, в том числе и НАТО. Наряду с противоположными политическими целями и противоречиями между западными странами и Россией объективно существуют объединяющие интересы. Это касается предотвращения ядерной войны и нераспространения ядерного оружия, борьбы с международным терроризмом, решения экологических и других проблем, которые объективно будут вынуждать к совместным действиям, как это было во Второй мировой войне, когда западные страны объединялись с СССР против фашистской Германии, хотя в тридцатые годы хотели совсем другого. И сегодня нужно закреплять совпадающие интересы, быть готовым найти адекватные ответы на возникающие неблагоприятные проявления противостоящей политики. Вместо объявления противниками всех окружающих стран, надо выявлять и анализировать источники и конкретные проявления угроз и в соответствии с ними планировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности страны.
     Для успешного решения этой задачи важно знать и учитывать и то, что замышляют транснациональные финансовые центры и корпорации, которые начинают все больше верховодить на международной арене, в том числе в западном мире. При этом в своих оценках надо исходить не только из того, что говорят сегодня те или иные правители в разных странах, что записано в официальных документах, а прежде всего из того, в каком направлении развиваются объективные процессы, которые будут определять решения и поведение будущих руководителей.
     К сожалению, заключаемые международные соглашения не всегда подкреплялись твердыми взаимными обязательствами и механизмами контроля за их выполнением. В результате мы получили и расширение НАТО с поглощением восточноевропейских и прибалтийских стран, и договор по обычным вооружениям (ДОВСЕ), который одна сторона должна была в ущерб своей безопасности выполнять, в то время как другая игнорировала его. Обострение борьбы за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия, территориальные претензии к нашей стране по всему периметру ее границ, стремление некоторых держав занять на международной арене доминирующее положение и проводить политику диктата и гегемонизма, попытки ряда государств воспрепятствовать интеграционным процессам между Россией и другими странами СНГ, разрешать международные противоречия путем применения военной силы -все это новые угрозы безопасности России.
     Из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм, сепаратистские и экстремистские националистические движения, направленные против единства и целостности территории России. Причем они, как правило, подогреваются извне. Установленное Конституцией устройство государства, основанное на сотрудничестве различных народов, сплочение их вокруг великого русского народа - это единственно верный путь для России.
     В Законе «О безопасности» выделены такие виды безопасности, как социально-политическая, экономическая, оборонная, экологическая, информационная. В зависимости же от характера угроз, их источника, специфики можно выделить и такие виды безопасности, как безопасность от угроз природного характера (землетрясение, наводнение), угроз социального, демографического, антропогенного характера, которые можно дробить на более мелкие частные разновидности - общественная, энергетическая, финансовая, продовольственная, биологическая и так далее. При этом хотелось бы обратить внимание на то, что нередко обеспечение национальной безопасности рассматривается как прерогатива исключительно силовых, правоохранительных органов. Странно, например, что в действующей Концепции национальной безопасности, где перечислены государственные органы, участвующие в ее осуществлении, совершенно не упоминается Министерство иностранных дел. Но обеспечить национальную безопасность возможно лишь всей мощью государства, всех его структур, в том числе МИД, органов образования, здравоохранения, культуры и других.
     Реально главная и решающая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит государству. Без поддержки сильного, эффективного государства не может сформироваться развитое гражданское общество, интересы которого совпадали бы с интересами обеспечения национальной безопасности страны, не могут быть обеспечены права и свобода личности. Сегодня в деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности повышается прежде всего роль невоенных средств. Основная мысль, заложенная в Концепции национальной безопасности РФ, состоит в том, что в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политико-дипломатическим, экономическим, информационным и другим невоенным средствам. Одновременно национальные интересы РФ требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Данное положение о сбалансированном сочетании невоенных и военных средств должно служить одной из ключевых основ обеспечения не только национальной безопасности в целом, но и оборонной безопасности России.
     Дело в том, что значение и удельный вес невоенных средств значительно возросли. В условиях глобализации политико-дипломатические, экономические, информационные формы борьбы приобрели более целеустремленный и скоординированный характер, возросли их масштабы и результативность. В связи с этим недостаточно одного лишь признания значения и важности невоенных форм борьбы в отстаивании национальных интересов. Требуется выработка адекватных, хорошо скоординированных мер реагирования на них, крупных государственных решений по этим вопросам с учетом нашего исторического опыта и современных реалий. К сожалению, если основные вопросы теории и практики военной защиты государства, обороны страны разработаны и освоены сравнительно полно, то проблемы комплексного использования невоенных средств для отстаивания национальных интересов России и противодействия новым формам борьбы на международной арене остаются пока малоизученными и нерешенными. Направленные на их решение практические мероприятия осуществляются различными государственными органами недостаточно согласованно и целеустремленно. Они не нашли должного отражения в Концепции национальной безопасности и Законе «О безопасности».
     Серьезным изъяном Концепции национальной безопасности, как отмечалось в докладе, является то, что, по существу, все задачи по обеспечению национальной безопасности возложены на федеральные органы. Принижена роль губернаторов и других местных органов власти, самих граждан. Для граждан и общества расписаны в основном права, а их обязанности и ответственность не определены. Не в полной мере это учтено и в новом законопроекте «О противодействии терроризму». Но ни правоохранительные органы в области внутренней безопасности, ни Вооруженные Силы в деле защиты Отечества не смогут успешно решать свои задачи без поддержки народа, общества и каждого гражданина. Необходимо на основе глубокого анализа потенциальных угроз российским национальным интересам тщательно планировать и осуществлять согласованные усилия в политико-дипломатической, экономической, информационной, технологической, психологической и других сферах. Вся эта работа должна осуществляться под руководством Совета безопасности и Правительства Российской Федерации.
     В Концепции национальной безопасности, считает президент Академии военных наук, целесообразно определить задачи и функции различных государственных органов по предотвращению угроз национальной безопасности. Необходимы также системная научная разработка проблем противоборства невоенными средствами, подготовка соответствующих кадров и практическое овладение всеми формами борьбы. Для подготовки кадров широкого государственного профиля по вопросам национальной безопасности и обороны целесообразно при Военной академии Генерального штаба или Академии Государственной службы создать специальный факультет, где проходили бы соответствующую учебу ведущие сотрудники правительственных органов, Минобороны и других силовых ведомств. Существующие при Академии Генштаба курсы не могут в полной мере решить эту задачу.
     Из всех невоенных факторов приоритетным является развитие экономики. Без этого невозможно решить ни одной задачи по обеспечению национальной безопасности. Мы с удовлетворением отмечаем, подчеркнул докладчик, наметившиеся успехи в экономике, ускорение темпов ее развития и другие положительные показатели. Мы знаем о приоритетных национальных программах и других мерах. Но нельзя не видеть и того, что еще не все возможности используются. В национальном доходе РФ значительную часть составляют сырьевые ресурсы. Такая экономика не может обеспечить в полной мере национальную безопасность России. К тому же нельзя, ускоряя развитие экономики, оставлять значительную часть народа, в том числе военнослужащих и пенсионеров, в бедности. Как неоднократно предлагали авторитетные ученые-экономисты, необходимо ускорять переход на инновационную, высокотехнологичную экономику, активизировать меры по стимулированию инвестиций в науку, промышленность и сельское хозяйство, полнее использовать уникальное геополитическое положение России путем прокладки евразийских магистральных транспортных коммуникаций.
     Конкретные экономически подкрепленные меры необходимы и в области внутренней, экономической и других видов национальной безопасности, и в осуществлении национальных проектов. Главное, чтобы они были жизненными. Так, например, в книге центра стратегических исследований МЧС России прямо говорится о том, что если состояние российской экономики не изменится, а развитие Дальнего Востока и Сибири останется на прежнем уровне, то их колонизация Китаем будет неизбежна. И в самом деле, если жители Владивостока из-за дороговизны билетов не будут ездить ни в Сочи, ни в другие районы России (они уже сейчас едут в Таиланд, Китай, Корею, машины покупают в Японии и заправляются в соседних странах, ибо наш бензин там дешевле), то в итоге они просто потеряют связи с Родиной. Но ведь тот же Ермак покорял Сибирь не только оружием, он от имени царя освобождал население от некоторых налогов и тягот, которые устанавливали местные князья и китайцы. Почему нельзя сегодня делать на востоке страны хотя бы то, что делал Ермак Тимофеевич?
     Все более актуальный характер приобретают проблемы духовной и информационной безопасности. Это особенно важно в свете того, что на фоне всеобщего извращения истории, попыток дискредитации Победы в Великой Отечественной войне начинается фактическое смыкание неолиберальных идей с фашистскими, когда вступление новых стран в НАТО чуть ли не в обязательном порядке сопровождается реабилитацией бандеровцев, бывших эсесовцев и других отщепенцев, сражавшихся на стороне Гитлера. Эти силы используются для подрывной идеологической и психологической работы против других стран. В связи с этим, возможно, следует подумать и о создании отдельного управления в структурах президентской администрации или в правительстве, на которое возложить координацию информационной деятельности в масштабе государства, начиная с вопросов духовной безопасности, формирования благоприятного образа России за рубежом и заканчивая проблемами противодействия подрывным действиям, идейной подготовке различного рода «оранжевых», «бархатных» и прочих революций.
     В доктрине об информационной безопасности к этой категории безопасности отнесены также проблемы формирования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, патриотизма и гуманизма. Эти компоненты общественной жизни - важнейшая часть менталитета, характера и душевного строя народов, поэтому сбережение данных ценностей в системе национальной безопасности целесообразно рассматривать не как одну из разновидностей информационной безопасности, а выделить отдельно духовную безопасность как важнейшую отрасль национальной безопасности. Тем более что эта сфера у нас в последние годы вообще недооценивается.
     В обеспечении национальной безопасности конечно же сохраняет свое значение и военная мощь государства, к которой следует прибегать лишь в случаях, когда возможности других средств действительно исчерпаны. Мне, сказал докладчик, хотелось бы уточнить наши позиции лишь по одному вопросу: для ведения каких войн и для решения каких оборонных задач необходимо строить и готовить Вооруженные Силы и другие войска?
     Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию четко определил: «У современной России должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах. Мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю угрозу и акты международного терроризма». Казалось бы, из этого и надо исходить. Но когда не только в печати, но и в некоторых официальных заявлениях пытаются сводить все оборонные задачи к борьбе с терроризмом или наркотиками, то такой подход может увести в сторону от того, что может реально потребоваться. Вы все видите, в каком направлении развиваются вооруженные силы США, НАТО, Китая. Военный бюджет США стал в два раза больше, чем был при подготовке к мировой ядерной войне.
     В то же время нельзя упрощать и борьбу с терроризмом, сводя ее только к действиям спецподразделений. В реальной жизни мы видим, что так называемые террористы могут захватывать целые страны, как это было в Афганистане, Косово, с применением большого количества бронетанковой техники, артиллерии, авиации. Для противодействия таким «террористам» потребуются организованные действия регулярных войск. Поэтому в военном строительстве, при определении возможного состава группировок войск на важнейших ТВД целесообразно исходить не только из сложившейся сегодня обстановки и имеющихся сил и средств, а из того, что может потребоваться в перспективе, в самой неблагоприятной обстановке. Традиционная американская и натовская формула оценки соотношения сил гласит: «Судить не по намерениям другой стороны, а по ее возможностям».
     Таким образом, главным в новой концепции национальной безопасности России должны быть не отвлеченные призывы и декларации, а определение конкретных задач, функций и системы ответственности личности, общества и государства за ее обеспечение.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex