на главную страницу

30 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

За кормой — четверть века

Подводной лодке Черноморского флота Б-380, до сих пор именуемой «Горьковский комсомолец», исполнилось 25 лет

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     – Юбилейные мероприятия по случаю дня рождения корабля мы планируем провести с участием наших шефов-нижегородцев и ветеранов корабля, - говорит командир ПЛ капитан 2 ранга Константин Табачный.
     К шефам мы еще вернемся, а пока хочу сказать, что означает на сегодняшний день для флота подводная лодка «Горьковский комсомолец». Это, по сути дела, чуть ли не 50 процентов подводных сил ЧФ, ибо в состав отдельного Констанцского ордена Ушакова дивизиона подводных лодок сегодня входят две боевые единицы: ПЛ «Алроса» и ПЛ «Горьковский комсомолец». Причем последняя с 1992 года находится в ремонте.
     Развал Союза больно ударил по всем Вооруженным Силам, особо - по ЧФ, который подвергся флоторазделу и потерял чуть ли не половину своего корабельного «парка». Подлодка
     Б-380 надолго замерла у заводского причала. Не было средств на ее ремонт. В ту сложную пору их не хватало даже на боеготовые корабли, месяцами простаивавшие у причалов. Только благодаря шефской помощи удалось ввести в боевой строй относительно новую подлодку «Варшавянку», нареченную в январе 2004 года «Алросой». С «Горьковским комсомольцем» все оказалось намного сложнее. Скептики поговаривали даже о списании лодки. Но этого, к счастью, не произошло. За ее ремонт взялось ООО «Лазаревское адмиралтейство», которое специализировалось на военном судоремонте. У моряков затеплилась надежда на встречу с морем. Они делали все от них зависящее. И все же этот процесс затянулся. Лодку, как планировали, к 100-летию подводных сил России в строй не ввели. Однако стабилизировавшееся экономическое положение России сделало финансирование флотского судоремонта ритмичным и достаточным.
     Сегодня уже ни у кого нет сомнения в том, что субмарина будет резать крутую черноморскую волну.
     – По плану - к концу следующего года, - сообщил мне командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Анатолий Варочкин.
     В подтверждение сказанного командир подлодки капитан 2 ранга Константин Табачный отметил, что в соответствии с генеральным графиком ремонта сдача корабля планируется на ноябрь 2008 года. В прочном корпусе основные работы завершены. Подлодка, находившаяся у причала 13-го судоремонтного завода ЧФ, поставлена в док, где полным ходом идут работы.
     – Уже заменено 80 процентов легкого корпуса, - свидетельствует командир ПЛ, - произведен средний ремонт всех систем подводной лодки. Активно ведутся огневые работы. Бывает, что на лодке одновременно трудятся до сотни, и даже более, рабочих. Личный состав рядом с ними, обеспечивает безопасность работ, помогает специалистам, получает практические навыки ремонтно-восстановительных работ. Материальная часть подлодки обновлена и усовершенствована. Приведена в порядок донно-забортная арматура, идет поклейка резины на корпус субмарины...
     Командир корабля - потомственный подводник. Его отец, капитан
     1 ранга Сергей Григорьевич Табачный был командиром подводной лодки, кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Поэтому не было ничего удивительного в том, что его сын Константин изучал радиотехническое вооружение подводных лодок в Высшем военно-морском училище радиоэлектроники имени А.С. Попова, после окончания которого попал на ЧФ командиром гидроакустической группы на Б-871 (впоследствии «Алроса»). Через три года после выпуска молодой офицер уже командир БЧ-4-7, еще через два - помощник командира. После высших офицерских классов его назначили старпомом на «Алросу», а через три года командиром подлодки-мишени.
     В прошлом году Табачный возглавил экипаж океанской подводной лодки 641 проекта «Горьковский комсомолец». Так что командиру довелось послужить на всех трех подлодках дивизиона и служебного опыта ему не занимать.
     Как не занимать и богатой славной истории боевому подводному кораблю, которым он командует. Для того чтобы не голословить, приведу основные этапы биографии подлодки.
     25 ноября 1981 года произведена закладка ПЛ Б-380 на стапелях завода «Красное Сормово» в г. Горький.
     25 сентября 1982 года ПЛ Б-380 спущена на воду. С 15 по 23 декабря - государственные испытания. 25 декабря 1982 года приказом ГК ВМФ корабль введен в состав ВМФ. Экипаж этой субмарины участвовал в различных учениях, дальних походах, неоднократно завоевывая самые высокие оценки за выполнение поставленных задач.
     И пусть сегодня она в ремонте, но каждого, кто прибывает в экипаж, заместитель командира ПЛ по воспитательной работе капитан 3 ранга Константин Вершинин первым делом знакомит со славной биографией океанской субмарины.
     Вершинин - «главный инженер человеческих душ» корабля. Он не только главный воспитатель в экипаже, но и инженер по образованию, поскольку окончил в свое время «Дзержинку». Кстати, он военный уже в четвертом поколении. Его отец, Серафим Серафимович, служил в Главном штабе ВМФ. Дед, Вячеслав Константинович, был командиром десантно-штурмового батальона на ТОФе, затем военпредом, а прадед и вовсе знаменит. Бригадный комиссар Константин Сергеевич Вершинин - из когорты военных комиссаров, был военкомом береговой обороны ЧФ в годы Великой Отечественной войны и в числе последних покинул Севастополь в конце июня 1942 года на подводной лодке Щ-209. Между прочим, назвали Константина в честь прадеда. Так что в его жилах течет комиссарская кровь. Замом Вершинин на лодке уже более пяти лет, один из наиболее опытных офицеров.
     Около года старпомом на лодке капитан 3 ранга Станислав Ржицкий. Командир ПЛ весьма высоко отозвался о своем старшем помощнике, прошедшем прекрасную школу на плавающей подлодке «Алроса». Молодой, энергичный, перспективный офицер. Кстати, его отец тоже был подводником, на ТОФе. Так что подводницкое дело у Ржицких - семейное. Мне как журналисту не раз доводилось общаться со Станиславом, и он во всех вопросах показывал свою компетентность.
     Помощник командира капитан-лейтенант Александр Воронин сам обладает отменным здоровьем и отличной спортивной формой, так необходимыми подводнику, и приобщает весь экипаж к занятиям спортом. И небезрезультатно. Ко Дню защитника Отечества экипаж «Горьковского комсомольца» завоевал кубок Черноморского флота по футболу! Каким же спортивным мастерством должен обладать экипаж подлодки, чтобы обойти, победить крупные воинские части! Кстати, в каюте командира корабля (так моряки называют береговой кабинет командира) я увидел на видном месте спортивную футбольную форму.
     Заметив мой вопросительный взгляд, Вершинин сказал: «Командир у нас еще и капитан футбольной команды». Теперь стало понятно, почему на самом видном месте в матросском кубрике я увидел целый современный тренажерный комплекс, которому могут позавидовать даже современные спортивные клубы.
     – Одиннадцать тренажеров, четыре из них - электронные, - уточнил капитан 3 ранга К. Вершинин, - подарок от фонда «Москва - Севастополь». Работают прекрасно.
     И в подтверждение своих слов продемонстрировал работу велоэргометра.
     Подводникам, как никому другому из плавсостава, нужны крепкое здоровье, выносливость в силу специфики и экстремальности их службы. Кстати, «горьковчане» заняты не только ремонтом, но и боевой подготовкой.
     Они регулярно выходят в море в качестве прикомандированных на подводной лодке «Алроса», дабы не терять опыта и практических навыков. И все же основная работа экипажа на сегодня - судоремонт. И нагрузка здесь в первую очередь на электромеханическую боевую часть, которую вот уже три года возглавляет капитан 3 ранга Дмитрий Лысенко - трудолюбивый, добросовестный офицер.
     Подстать ему и командир электротехнической группы старший лейтенант Михаил Гурбанов. Он, так же как и командир БЧ-5, наряду с активностью в ремонтных работах регулярно выходит в море.
     Сегодня подводная лодка «Горьковский комсомолец» в доке и вся «в лесах», дабы подводники и рабочие могли добраться к любой точке легкого корпуса. Работать приходится в сложных условиях. Особенно в зимнее время, в непогоду. Тут белоручкам не место. И как же морякам хочется после тяжелых ремонтно-доковых работ отдохнуть, расслабиться, оказаться в уюте.
     И вот здесь самое время вернуться к шефам. Именно они помогли подводникам наладить, можно сказать, образцовый быт, сделать досуг полезным и приятным.
     Я нередко бывал в экипаже ПЛ «Алроса» и считал, что созданные там бытовые условия чуть ли не идеальные. То, что увидел в подразделении «Горьковского комсомольца», превзошло мои ожидания. В помещении матросского кубрика я не увидел... ни одной койки. Это был просторный, сверкающий своей чистотой спортивный зал со стеклопакетами на окнах, белыми жалюзи, сплит-системами, дающими прохладу летом и тепло зимой, со штангой, гирями, гантелями и современными новенькими тренажерами, о которых я уже сказал.
     А живут подводники напротив - в чистых и уютных каютах (так здесь называют спальные помещения). «Горьковчане» благодаря шефам, выделившим средства на ремонт, так осовременили свои жилые и служебные помещения, что привычное для военных слово «казарма» исчезло из их лексикона. Казарменного помещения просто нет. Есть серия кают, которые отличаются количеством одноярусных коек. Две каюты по шесть коек для срочной службы. Три помещения для контрактников, одно для мичманов, две каюты - офицерские. Самой многочисленной аудиторией, судя по помещениям, получаются контрактники. И это вполне отвечает духу времени, ибо сегодня наши армия и флот становятся профессиональными. И контрактники в этом экипаже не на словах, а на деле чувствуют о себе заботу, ведь вопрос жилья на сегодня один из наиболее проблематичных.
     В комнате бытового обслуживания - столы и электроутюги для глажки формы, зеркала, шкафчики с военной фурнитурой, кулер, выдающий в любое время кипяток и ледяную воду. В просторном умывальнике - современная стиральная машина, бойлер с резервной емкостью для помывки, чтобы подводники в любое время могли принять освежающий душ... В уютной комнате отдыха два цветных телевизора (один из них для электронных игр), музыкальный центр, DVD-плеер, новые столы, стулья, подшивки газет, книги, шахматы, шашки, опять же сплит-система и красочный стенд, рассказывающий о шефстве над подводной лодкой. На нем представлен губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, наиболее важные вехи из истории шефства.
     С кончиной комсомола ушли в лету и шефские связи «Горьковского комсомольца». Но лишь на время.
     В августе 2000 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве с администрацией Советского района Нижнего Новгорода. Вот с этого времени и началось «второе дыхание» помощи нижегородцев экипажу подводной лодки. В это время активизировались и ремонтно-восстановительные работы на лодке, один за другим стали решаться социально-бытовые и культурные вопросы. А еще экипаж ПЛ стал регулярно пополняться хорошими моряками-нижегородцами.
     На подводной лодке в экипаже побывало руководство Нижнего Новгорода и Советского района, вникло в проблемные вопросы, был составлен перечень первоочередных и перспективных дел.
     Шефы практически каждый год навещают своих подшефных, вникают в их дела и заботы, отслеживают службу своих земляков. На День ВМФ уходящего года был, например, заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Александр Суворов, заместитель главы Советского района Вера Степановна Золотницкая.
     Черноморцев-подводников приглашают в гости на день города, в начале сентября. В это время обязательно проходит встреча с родителями подводников, которые служат на лодке. А их немало. До осеннего увольнения в запас было 20 человек. Сейчас - 14.
     – У нас уже выработался определенный алгоритм пополнения экипажа необходимыми специалистами, - говорит командир подводной лодки капитан 2 ранга Константин Табачный. - Каждый призыв по пять человек из Советского района. Причем это далеко не случайные люди...
     Командование корабля поддерживает прочные контакты с районным военным комиссаром, который по заявкам черноморцев подбирает для подшефного корабля необходимых специалистов, в том числе контрактников.
     В вопросах взаимодействия экипажа ПЛ с шефами большую работу проводит и фонд «Будущее флота», возглавляемый подводником капитаном 2 ранга запаса Александром Яниковским из Нижнего Новгорода. Он не единожды бывал у черноморских подводников и знает их проблемные вопросы. Служба на подводной лодке стала за годы шефства хорошей жизненной школой для многих нижегородцев. В экипаже и сегодня добрым словом вспоминают командиров отделений электриков и торпедистов старшин 2 статьи Антона Пронина, Сергея Тихонова, Андрея Ермакова... С честью отслужив срочную службу, они добросовестно трудятся в родном краю. А на смену им пришли другие старательные, дисциплинированные ребята. Например, старший электрик из Нижнего Новгорода старшина
     2 статьи Дмитрий Корнев. После срочной службы он решил стать контрактником. Скоро станет командиром отделения.
     Самые добрые отзывы идут о службе другого нижегородца - машиниста-трюмного старшего матроса контрактной службы Ивана Гурылева.
     Кстати сказать, во время моей беседы с подводниками командир подлодки инструктировал командира группы БЧ-4,7 старшего лейтенанта Руслана Иванова перед поездкой в Нижний Новгород за молодым пополнением для ЧФ (это более 30 человек). Так вот вместе с ним в эту ответственную командировку в качестве помощника отправляют и Ивана Гурылева.
     Надо сказать, что на подлодке уже сложилась стройная и проверенная временем система формирования экипажа. Тем, кто добросовестно служил срочную, предлагают стать контрактником. Тем более что отношение к контрактникам в экипаже доброжелательное. Свои, можно сказать, «доморощенные» контрактники: командир отделения гидроакустиков старшина 2 статьи Сергей Павлов, тот же Дмитрий Корнев, старший электрик старший матрос Борис Кравченко. Надежные ребята. Сегодня на подлодке 33 контрактника. В начале 2008 года станет 40.
     – А контрактники со временем становятся мичманами, - продолжает командир подлодки, - например техник гидроакустической группы Александр Голубев. Еще в учебном отряде он изъявил желание служить на подводной лодке. Был матросом срочником, потом контрактником. Сейчас - мичман. Причем с высшим образованием. Будет мичманом и командир отделения электриков главный старшина Александр Султанов.
     Тепло отозвался командир о технике-торпедисте мичмане Борисе Добрянском, который внес существенный вклад в ремонт служебных и жилых помещений, о старшем инструкторе-коке старшем мичмане Александре Мыкычуке.
     Итак, посланцы «Горьковского комсомольца» отправились в Нижний Новгород. Там их уже ждут. Родители ребят, которые служат на лодке, получают весточки от сыновей. Вместе с тем для моряков они собрали подарки к юбилею подлодки. В том числе хорошие книги, диски с аудио- и видеозаписями.
     – А не кажется ли вам странным, что подлодка до сих пор носит название «Горьковский комсомолец», ведь уже давно нет ни комсомола, ни города Горький, и такое название попахивает нафталином? - интересуюсь у командования корабля.
     Офицеры соглашаются и говорят о том, что ведутся переговоры о переименовании подлодки. Как один из вариантов - «Святой князь Георгий». Почему? Дело в том, что именно он был основателем Нижнего Новгорода. И за это ратует архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Кстати говоря, подаривший подводникам икону с мощами канонизированного и боголюбивого адмирала Ушакова - в прошлом командующего Черноморским флотом, великого флотоводца, не проигравшего ни одного сражения. Понимая огромную значимость такого подарка, подводники передали иконку с мощами во Владимирский собор-усыпальницу адмиралов. Такое дарение должно быть достоянием всех черноморцев и севастопольцев.
     Ну а пока экипаж подлодки занят повседневными делами. Возможно, в море субмарина выйдет уже с новым именем. Не будем торопить события. Главное то, что экипаж бережно хранит славную историю и добрые традиции передовой подводной лодки и вместе с шефами и командованием дивизиона делает все возможное для скорейшего ввода субмарины в боевой строй.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex