на главную страницу

30 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАНОЗА

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Станция «Геологическая» Екатеринбургского метрополитена. Террористы. Заложники. Безуспешные многочасовые переговоры. Затем кульминация - силовая фаза. В ответ - применение боевого отравляющего вещества.
     Первыми в «зону риска» вошли разведчики Уральской отдельной бригады радиационной, химической и биологической защиты. Облаченные в специальные средства защиты, «навьюченные» переносными приборами для обработки зараженных территорий, они впервые работали без спецмашин и в закрытых «объемах».
     - И не только, - дополняет рассказ о сложившейся в тот день ситуации командир отдельной бригады РХБ защиты полковник Юрий Затонацкий. - Метро по своей системе жизнеобеспечения - антипод классического сооружения. Имею в виду систему воздухообмена. В нашем случае продукты заражения оказались на поверхности. Пришлось в дополнение ко всему производить разведку местности вокруг станции метро, определять границу заражения и вести спецобработку почвы.
     К счастью, это был всего лишь разыгранный на базе Екатеринбургского метрополитена сценарий тактико-специального учения. Хотя за два минувших десятка лет в истории части случались вовсе не учебные моменты.
     Уральская отдельная бригада РХБЗ отмечает 20-летний юбилей, а повод для ее формирования был не из радостных. Годом раньше мир потряс Чернобыль. Тогда всем и стало понятно, что государству, перенесшему эту катастрофу и продолжающему активно потреблять энергию АЭС, жизненно необходимы войсковые формирования подобного рода.
     13 военных округов, группа советских войск в Германии и Центральная группа войск приняли участие в укомплектовании нового соединения личным составом.
     И, что называется, вовремя. Годом позже Уральское соединение РХБ защиты прошло «крещение боем», ликвидируя последствия трагедии на железнодорожной станции «Свердловск-сортировочный». Тогда сводный отряд бригады выполнил работы по разборке 23 поврежденных и разрушенных взрывом капитальных зданий и сооружений. За проявленное мужество 19 военнослужащих соединения были поощрены командующим войсками Уральского военного округа. Указом Президиума Верховного Совета СССР семеро наиболее отличившихся воинов удостоились медали «За боевые заслуги».
     Месяцы спустя новый выезд на место ЧП: специалисты бригады приняли участие в ликвидации последствий аварии на железнодорожном перегоне Киров-Чепецк Горьковской железной дороги. В ходе спецработ ими был очищен от разливов нитробензола 500-метровый участок железнодорожного полотна, собрано и вывезено в безопасный район 150 кубических метров зараженного грунта.
     В том же году военнослужащие отдельной бригады ликвидировали последствия аварии нефтепровода под Артемовском (Свердловская область).
     Похоже, окружной переходящий кубок, вручаемый по итогам учебного года лучшему воинскому коллективу среди частей и подразделений РХБ защиты ПУрВО, что называется, всерьез и надолго задержался в стенах штаба Уральской отдельной бригады РХБ защиты. Третий год он занимает почетное место в стеклянной витрине командирского кабинета. А до того кубком владел коллектив окружной Базы хранения вооружения и техники РХБЗ, которой в тот период командовал опять же Юрий Затонацкий.
     - В нашей сфере деятельности по-иному - без стремления к постоянному совершенствованию, лидерству - относиться к делу нельзя, - разъясняет алгоритм успеха полковник Затонацкий.
     Комбриг знает, о чем говорит, поскольку сам в этой же бригаде, еще капитаном, вместо усиленной муштры по спецподготовке, случалось, неделями «красил бордюры».
     - К чему прошлое скрывать: был в истории соединения подобный период, - с явным сожалением вспоминает не слишком яркий этап службы в составе бригады Юрий Алексеевич. - Поэтому не хочу, чтобы мои нынешние подчиненные вспоминали о своей службе в том же ключе.
     Вот почему жизнь в бригаде, что называется, кипит. Третий год подряд личный состав усиленно набирается полигонного опыта. Причем не на знакомой территории, а в Поволжье, куда добираться приходится эшелоном. Что, в свою очередь, дало личному составу практический опыт взаимодействия с железнодорожниками. «До того, - поясняет полковник Затонацкий, - о технологии погрузки и швартовки спецмашин на платформах подвижного состава в бригаде знали один-два человека. Теперь это норма для всех; рабочий момент даже не второго - третьего плана».
     В соответствии с предъявляемыми требованиями на «зимних квартирах» переоснащены учебные классы. В парке боевых машин ушла под крышу спецтехника сразу двух батальонов постоянной готовности. Бронетранспортеры передового отряда разместились в отапливаемых боксах, что позволило личному составу независимо от времени года отрабатывать на закрепленной технике учебные вопросы с задействованием бортовых компьютеров и использованием химреактивов. Вот-вот дойдет дело до усовершенствования масштабного наглядного пособия - макета местности с участком подконтрольной территории Свердловской области, занимающего по площади целую аудиторию.
     - Рассчитываю не только реконструировать макет, но и подчинить его планам учебной программы, - поясняет задумку полковник Затонацкий. - Хватит ему быть рядовой декорацией класса, пусть практически делу послужит. Будет где обучаемым вести отработку определенных тактических задач.
     То, что и эта задумка будет реализована, сомнений не вызывает. Ведь удалось командиру бригады, вопреки пессимистам, воплотить в жизнь давнюю мечту - расширить линейку учебно-тренажерной базы, введя в этом году в строй уникальный учебно-тренировочный комплекс для подготовки подразделений РХБ разведки.
     Чем уникален УТК? Хотя бы тем, что за счет ежеминутного контроля руководителя за ходом занятия и последовательностью действий личного состава, стационарные условия комплекса позволяют проводить плановые учебные часы по тактико-специальной и специальной подготовке на более высоком методическом уровне. Ранее отработка вводных заданий велась экипажами хоть и на реальной местности, но в значительном (порой до 200 километров) отрыве от КП руководителя, что существенно осложняло процесс корректировки действий обучаемых, лишало членов экипажей права рассчитывать на помощь в затруднительных ситуациях. Все это сказывалось на качестве отработки плановых упражнений, увеличивало время становления специалистов. Теперь, под непосредственным контролем руководителя, процесс подготовки и слаживания отделений РХБ разведки сократился до одного месяца, взводов - до 3 календарных недель.
     Более того, использование учебно-тренировочного комплекса позволяет экономить моторесурс боевой техники, что подтверждают и несложные математические расчеты. В частности, прежняя эксплуатационная стоимость «пробега» одного километра на БТР «химразведки» составляла 58 рублей. Если учесть, что за 6 плановых часов занятий взвод РХБ разведки суммарно преодолевает 1.000 километров, отработка учебного задания обходилась государству в 58 тыс. рублей. За период обучения личный состав таким образом «выбирал» около 9 миллионов рублей.
     Новейший стационарный УТК позволил на 99 процентов экономить эту сумму. Причем вложенные в оборудование УТК финансовые затраты окупились менее чем за месяц. Все оставшиеся текущие расходы теперь связаны лишь с потребляемой в процессе плановых учебных часов электроэнергией.
     Но и это еще не все плюсы. Отведенная под УТК учебная база не обезвреживает бригадную бронетехнику. Отделения РХБ разведки вольны прибывать на занятия на закрепленных за ними бронетранспортерах. Что, в свою очередь, обеспечивает естественную адаптацию к боевой машине и ее штатному оборудованию.
     А еще, в целях максимального охвата военнослужащих учебным процессом, в бригаде на треть сократили состав внутреннего караула, заменив часовых всевидящим оком видеокамер наблюдения.
     - Столь повышенное внимание к организации учебного процесса не случайно, - поясняет комбриг череду практических нововведений. - Причина в том, что к нам на службу по контракту идет контингент с достаточно низким или вовсе отсутствующим техническим образованием. И не потому, что нет кандидатов с дипломами... Они есть. Но на наших условиях служить отказываются.
     Впрочем, это не удивительно. Нынешняя сумма денежного довольствия контрактника гораздо ниже среднемесячной зарплаты рядового екатеринбуржца. О вопросе обеспечения жильем военнослужащих бригады говорить и вовсе не приходится. Сегодня из состава Уральского соединения РХБ защиты свыше 80 офицеров и семейных волонтеров вынужденно проживают на съемных квартирах.
     - Только за последние два года из-за жилищных проблем часть потеряла около 50 обученных семейных контрактников, - поясняет ситуацию полковник Затонацкий. - А женатый волонтер, как показывает практика, - это надежная опора любому командиру: семья дисциплинирует военнослужащего и, что очень важно, «привязывает» его к месту службы.
     Не хотят ждать у моря погоды и холостяки с «гражданки». В беседе заместитель комбрига по воспитательной работе подполковник Александр Бондаренко привел такой факт:
     - В 2006 году я подготовил и отправил в адрес 17 наиболее активных в плане подбора волонтерских кадров военных комиссариатов из соседних областей обобщенный информационно-справочный материал и информационно-агитационные слайд-шоу о войсковой деятельности нашей бригады. В поисках приемлемых кандидатур на контрактную службу сам не единожды выезжал в Чебаркульский, Златоустовский, другие южноуральские военкоматы. Желающих стать волонтерами встречал немало. Это, как правило, рассудительные, имеющие конкретную рабочую специальность мужчины от 25 до 30 лет. И практически все из них готовы были в тот же день заключить контракт, но при условии предоставления бригадой служебного жилья. Чего я, за неимением такового, естественно, обещать не мог. А на нет, сами понимаете, звучит аналогичный ответ.
     И все же, несмотря на сопутствующие сложности бытового плана, вакантных должностей в бригаде практически не существует. Особенно комбрига радует тот факт, что завершился отток из войск офицеров младшего звена.
     - За два последних года ни один из лейтенантов не подал рапорт на увольнение, - рассказывает Юрий Затонацкий. - Более того, приятно радуют курсанты, проходившие на нашей базе войсковую стажировку: все питают надежду продолжить службу после выпуска именно в составе Уральской отдельной бригады РХБ защиты.
     Военнослужащих устраивает не только разумный подход к организации жизнедеятельности личного состава, но и ряд новшеств, предложенных командиром. В частности, комбриг предложил взводным и ротным командирам вариант своеобразного поощрения передовиков боевой учебы: знает специалист свое дело на «отлично», всесторонне разбирается в штатной аппаратуре, владеет вверенной техникой, подтвердил свое мастерство на итоговой проверке - вправе часть учебных часов в новом периоде боевой подготовки подменить занятиями, скажем, в спортгородке. И такое новшество, надо сказать, обоснованно. Ведь в бригаде солдат, служащих по призыву, почти не осталось. При этом как минимум треть волонтерского состава уже подписали второй контракт. И уж они-то знают свое дело в совершенстве. Так зачем из периода в период загружать их той же информацией, причем с азов? Лучше уж дать контрактникам возможность развивать себя в сопутствующих учебных дисциплинах...
     Изменил комбриг и подход к такому щепетильному вопросу, как планирование отпусков военнослужащих. Это раньше не надо было особо задумываться, когда предоставить солдату заслуженный отпуск. Теперь, при работе с профессионалами, нужен особый метод.
     - Ну и намаялся я в первый год с отпусками контрактников, - вспоминает начальный этап реализации федеральной целевой программы полковник Юрий Затонацкий. - Чуть процесс боевой подготовки под удар не поставил. А потом пришла мысль...
     С тех пор личный состав бригады ходит в отпуска... подразделениями. Во главе с командиром. В менее загруженный для роты период. Перевели технику на временное хранение, закрыли общежитие на ключ и, что называется, по домам. Зато в тех же взводах вздохнули с облегчением - нет в процессе боевой подготовки неполных экипажей. А у командиров не болит голова о том, как в конце года «разрулить» очередь из не отгулявших основной отпуск военнослужащих.
     ...И, кажется, все ладится в бригаде. Однако комбриг все же не удержался, посетовал:
     - Недавно в «Красной звезде» прочитал материал о наших соседях-танкистах из Верхней Пышмы. Их командиру принадлежит такая фраза: «Не будь в полку квартирной «занозы», сегодня можно было бы служить, как в сказке». Вот если б снять и эту, пока присущую многим, в том числе и нашему воинскому коллективу, проблему! Ведь с целым рядом трудностей, сопутствующих любому начинанию, мы в ходе ФЦП уже справились. Преодолеть бы еще и эту.
     
На снимках: командир Уральской ОБ РХБ защиты полковник Юрий Затонацкий; идут занятия по спецподготовке у военнослужащих-контрактников роты специальной обработки; в расчетно-аналитической группе прапорщик Иван Чаплыгин и вычислитель младший сержант контрактной службы Ирина КоломейЧук отрабатывают тактическое задание на топографической карте; на отработку практических задач уходит бригадная колонна передового отряда. Фото автора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex