на главную страницу

30 Января 2008 года

Армия и общество

Среда

Почем нынче «медвежий угол»?

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Российского фонда федерального имущества Сергей МАКСИМОВ

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     
Визитная карточка

     Максимов Сергей Игоревич родился 9 июня 1954 года в г. Тбилиси. Окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище, Военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева и адъюнктуру при той же академии. Проходил службу в топографических частях Вооруженных Сил (редактор, технолог, командир отдельной части, старший офицер отдела штаба Группы советских войск в Германии). С 1991 по 2000 г. - заместитель начальника управления - главный инженер Военного издательства Министерства обороны РФ. В 2000 - 2006 гг. - генеральный директор ЗАО «Объединение печатных предприятий». В 2006 г. назначен заместителем начальника управления продаж высвобождаемого военного имущества в специализированном государственном учреждении при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества». С ноября 2007 г. - заместитель председателя Российского фонда федерального имущества.
     Полковник запаса, кандидат технических наук.

     

     - Сергей Игоревич, начнем с главного: Российский фонд федерального имущества - что это за структура и чем он занимается?..
     - Российский фонд федерального имущества учрежден 3 февраля 1992 года постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 2274-1 в качестве официального продавца федеральной собственности. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1993 года № 2173 Фонд наделен статусом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Постановлением Правительства Российской Федерации «О Российском фонде федерального имущества», утвердившим Устав Фонда.
     В настоящее время основные направления деятельности Фонда - приватизация федерального имущества, продажа высвобождаемого недвижимого военного имущества и реализация арестованного, конфискованного и иного принудительно изъятого и бесхозяйного имущества.
     Фонд реализует высвобождаемое недвижимое военное имущество в порядке, определенном указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 623 «О порядке высвобождения военного имущества» (с изменениями).
     

     СПРАВКА. В 2007 году Российским фондом федерального имущества продано 262 объекта высвобождаемого недвижимого военного имущества на сумму 1 млрд. 454 млн. рублей (для сравнения: в 2006 году - 834,2 млн. рублей, в 2005 году - 632,3 млн. рублей, в 2004 году - 590,6 млн. рублей). Основную часть проданных объектов, как и прежде, составили объекты Минобороны России.
     

     Региональная сеть Российского фонда федерального имущества включает в себя 40 филиалов и 47 представительств, что позволяет Фонду качественно решать поставленные перед ним задачи на территории всех федеральных округов и субъектов Российской Федерации. В настоящее время в Российском фонде федерального имущества работают около 1.100 человек.
     - Сочетание «приватизация» и «военное имущество» еще недавно резало слух. Постепенно пришло осознание того, что военному ведомству целесообразно расстаться с ненужной собственностью, содержать которую затратно и бессмысленно. Вот уже десять лет РФФИ успешно реализует высвобождаемое недвижимое военное имущество. Каким в этом плане был минувший год?
     - Проведено около 400 аукционов. Фонд, благодаря развитой сети филиалов, осуществлял продажи высвобождаемого военного имущества непосредственно в большинстве субъектов Российской Федерации. На долю филиалов в 2007 г. пришлось 75% проведенных продаж. Наибольший вклад внесли филиал в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (407,5 млн. рублей), филиал в Приморском крае (96,2 млн. рублей) и филиал в Нижегородской области (36,4 млн. рублей).
     - Привлекаете ли вы к продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества коммерческие структуры?
     - Конечно же, нет. У Российского фонда федерального имущества, как специализированного государственного учреждения, имеющего к тому же разветвленную региональную сеть, есть все возможности для того, чтобы профессионально, собственными силами и в полном соответствии с законодательством проводить продажи высвобождаемого военного имущества практически во всех регионах России.
     - Сергей Игоревич, если проанализировать результаты продаж за последние годы, то наблюдается стабильная динамика роста реализации высвобождаемого имущества...
     - Руководство фонда считает, что достигнутые показатели действительно внушают оптимизм. Тем более, если учитывать, что зачастую на торги выставляются объекты, с коммерческой точки зрения, мало привлекательные. К сожалению, у Минобороны и других силовых структур на балансе немало затерянных в таежных углах городков, аэродромов, давно заброшенных и, по сути, разоренных. Сами понимаете, инвесторы не проявляют интереса к приобретению объектов, находящихся в удаленных районах и в неудовлетворительном техническом состоянии. Хотя подчеркну: наряду с тем, что мы пристраивали в «хорошие руки» армейский «неликвид», пополняя госказну и бюджет самого Минобороны, на аукционах были представлены и объекты, за которые мы выручали средств в 8—12 раз больше стартовой цены. И еще немного статистики: 94% проданного - это здания и сооружения, и только 6% - авиационная техника.
     - Вы сказали, что выручка от продаж поступает на счета военного ведомства. Что имеется ввиду?
     - В том-то и дело, что у нас в конце приватизационной цепочки стоит именно человек. Если в гражданском поле деятельности РФФИ полученные средства идут в общую государственную казну, то прибыль от сделок, которые осуществляются в сфере высвобождаемого военного имущества, идет именно на счета Минобороны или иной силовой структуры. Как мы знаем, на деньги, полученные от продажи армейских и флотских «активов», строится жилье для военнослужащих, решаются другие социальные проблемы людей в погонах. Если хотите, то мы осуществляем приватизацию в интересах конкретного человека.
     - Прямо-таки лубочная получается картина. Неужели все так безоблачно и беспроблемно?
     - Пожалуй, нет. Проблем хватает. Приведу несколько цифр. В 2007 году было высвобождено более 500 объектов. Но высвобождение - это еще не продажа. Из них в Фонд поступило только 18 планов продажи (реализовано 15). Остальные поступившие планы продажи (209) касаются объектов, которые были высвобождены еще в 1998 - 2006 гг. Совместно с Росимуществом и Минобороны сотрудники Фонда участвовали в работе комиссии по проверке состояния высвобождаемого военного имущества и по определению возможностей дальнейшего его использования, в работе межведомственной комиссии по определению дальнейшего использования летательных аппаратов Военно-воздушных сил.
     В результате изменения порядка согласования высвобождения военного имущества в Министерстве обороны РФ увеличились сроки принятия соответствующего решения. В итоге в минувшем году Фондом получено только 48 распоряжений Росимущества (в 2006 году - 87) о высвобождении военного имущества. Тенденция к уменьшению налицо. А что до выполнения планов реализации, то успех достигнут за счет реализации объектов, высвобожденных в 1998-2006 гг. То есть нынешние успехи основываются в основном на вчерашнем заделе.
     Почему это происходит? Основных причин две. Первая: Министерство обороны, оставаясь структурой консервативной, как рачительный хозяин не спешит расставаться с коммерчески привлекательными объектами, высвобождение которых не скажется на боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил. Хотя потенциал в этом плане у военного ведомства огромный и прибыль от приватизации может быть увеличена кратно в сравнении с сегодняшним днем.
     

     СПРАВКА. Понятием «недвижимое военное имущество» охватывает не только военные городки, склады и ангары, земельные участки бывших полигонов и стрельбищ, но и демилитаризованные морские и речные суда, буксиры, катера, баржи, научно-исследовательские суда, а также транспортные самолеты и вертолеты - Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ил-22, Ил-18, Ан-72, Ан-24, Ан-12, Ан-2, Ми-2, Ми-8, Ми-26 и Ка-26 различных модификаций, учебно-тренировочные Як-52, Як-18, L-29, L-39 и L-410.
     

     Вторая - правовая база. Фондом вносились предложения по совершенствованию законодательства, в частности, по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка высвобождения и дальнейшего распоряжения недвижимым военным и иным имуществом федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, органов военного управления, учреждений, предприятий, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти». Необходимо сделать так, чтобы цепочка, в которой задействованы Минобороны, как балансодержатель, Росимущество, как собственник, и РФФИ, как продавец, была более гибкой и отвечала требованиям дня как по срокам, так и по качеству реализации.
     - В прошлом году был подписан агентский договор между РФФИ и Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны. Не могли бы вы остановиться на этом вопросе подробнее?
     - Действительно, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 16 мая 2007 г. № Пр-817 4 июня 2007 г. был подписан агентский договор между Российским фондом федерального имущества и Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «ЦУМР и ВЭС Минобороны России») о реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества. Поручение Президента Российской Федерации было дано в ответ на обращение министра обороны Российской Федерации Анатолия Эдуардовича Сердюкова, предложившего осуществлять реализацию недвижимого военного имущества именно через агентское соглашение.
     Что это означает? Подписав документ, РФФИ поддержал идею о том, что одна из структур военного ведомства может выступить как агент фонда по продаже ВВИ. И на сегодня ЦУМР и ВЭС Минобороны России практически готов к реализации закрепленных в договоре обязательств. Наш фонд, как принципал (от лат. principalis - главный; в праве - лицо, от имени которого действует агент, представитель. - Прим. В.Д.), также готов давать ему поручения на продажу объектов недвижимости. А главное - мы получаем еще одну торговую площадку, что бесспорно пойдет на пользу и увеличит результаты продаж ВВИ.
     Руководство фонда надеется, что ЦУМР и ВЭС Минобороны России значительно ускорит подготовку планов продаж и обеспечит их соответствие действующим законодательным нормам. А это немаловажно, если учитывать, что еще совсем недавно дело доходило до курьезов. Например, после проведения одного из аукционов выяснилось, что был реализован самолет, установленный перед воинской частью... как памятник на постаменте.
     Немаловажным считаю тот факт, что в ходе личной встречи руководителя РФФИ Юрия Александровича Петрова с министром обороны РФ Анатолием Эдуардовичем Сердюковым были определены основные позиции распределения объектов, которые будут реализовываться нами, как профессионалами и единственным на сегодняшний день де-факто и де-юре уполномоченным органом по реализации, в том числе и высвобождаемого военного имущества, и нашими военными коллегами. Зафиксировано, что те из них, которые с точки зрения возможного строительства жилья для военнослужащих, использования земли для решения социальных проблем людей в погонах будут проходить через ЦУМР и ВЭС Минобороны России. Все остальное по-прежнему останется за РФФИ, включая встроено-пристроенные помещения, отдельные здания, неперспективные для застройки территории, летательные аппараты и плавсредства. К сожалению, перспектива работы по агентскому соглашению некоторыми представителями военного ведомства, особенно на местах, искажается. То тут, то там они заявляют: «А теперь мы будем продавать все сами!». Это заблуждение. Нам предстоит работать вместе, и фонд намерен сделать все возможное, чтобы наметившееся сотрудничество с Минобороны было плодотворным и укреплялось день ото дня.
     Может ли случиться так, что военное ведомство станет самостоятельным игроком на приватизационном рынке? Может. Но для этого нужны законодательные изменения на уровне Правительства РФ. Хотя Фонд не разделяет такого подхода. Он противоречит принципам реформирования системы реализации высвобождаемого военного имущества и препятствует решению задач по освобождению органов военного управления от несвойственных им функций по реализации имущества. Исходя из задач реформирования системы реализации ВВИ, существует необходимость в наличии прозрачной и независимой от органов исполнительной власти, из ведения которых высвобождается имущество, системы реализации такого имущества. Фонд, как федеральная структура, обеспечивает функционирование такой системы, возможность проверки деятельности которой не вызывает сомнений.
     - Сегодня все большую цену имеет земля. Но ею, судя по всему, вы пока не торгуете.
     - И это еще один из серьезных вопросов, который требует законодательного решения. Если будут приняты и законодательно оформлены наши предложения, то эффект деятельности фонда в отношении высвобождаемого военного имущества, которое будет выставляться на аукционы вместе с землей, на которой расположены объекты, эффективность приватизационных мероприятий значительно возрастет.
     - Какое военное высвобождаемое имущество фонд выставит на торги в самое ближайшее время?
     - На аукцион в первом квартале 2008 года будут выставлены здания и сооружения военных городков в Лужском районе и г. Выборге Ленинградской области. Приватизация ожидает также ряд объектов недвижимости Минобороны в городах Череповце, Смоленске, Амурской, Псковской, Московской, Рязанской областях, Приморском крае. Среди них склады, гаражи, казармы, магазины и т.д.
     Что касается военной техники, прошедшей процедуры демилитаризации, то в феврале Фонд попытается реализовать один вертолет Ми-8Т и пограничный катер обеспечения «ПСКА-350».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex