на главную страницу

31 Января 2008 года

Истоки могущества

Четверг

Как генерал Милорадович столицу осветил,

или Когда и как возникла ключевая отрасль
российской экономики

Алексей Стариков.



     Газ - это богатство России, обеспечивающее динамичное развитие экономики страны, решение социальных задач населения, мощный вклад в бюджет страны, ее обороноспособность и авторитет на международной арене. Позитивные перемены в жизни страны во многом стали возможны благодаря бесперебойному функционированию газовой отрасли - этого сложнейшего геолого-разведочного, добывающего, транспортного, газоперерабатывающего и научно-исследовательского комплекса. Некоторые официальные документы советского периода началом рождения этой ключевой для страны промышленной отрасли считают ввод в эксплуатацию в 1946 году газопровода Саратов - Москва. Однако на самом деле родословная газовой отрасли значительно продолжительнее.
     Об истоках создания газовой промышленности России рассказывает заместитель директора «Российского газового общества» кандидат экономических наук Алексей Стариков.

     Газ - лучший вид топлива. Это - общеизвестная истина. Полнота сгорания без дыма и копоти, отсутствие золы после сгорания, легкость розжига и регулирование процесса горения, высокий коэффициент полезного действия топливоиспользующих установок, экономичность и простота транспортировки к потребителю, возможность хранения в сжатом и сжиженном состоянии, отсутствие вредных веществ... Об этом знали наши предки много лет назад.
     Ввод в эксплуатацию газопровода Саратов - Москва в 1946 году был, несомненно, значимым событием в экономической жизни страны. Но газопроводы, несмотря на всю их важную роль, - это далеко не вся газовая промышленность, а сегмент сложного организма. Поэтому возникает правомерный вопрос: настолько ли молода газовая отрасль в сравнении, к примеру, с электроэнергетикой, нефтяной и угольной промышленностью, имеющими более чем столетнюю историю?
     Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо вспомнить о создателе первой российской установки по получению искусственного газа. Имя этого удивительного человека Петр Григорьевич Соболевский. В Санкт-Петербурге в фондах Российского государственного исторического архива до сих пор хранится наглядный документ, свидетельствующий о создании «термолампа», первой отечественной установки для получения искусственного газа, сконструированной этим талантливым изобретателем.
     И надо заметить, что сей документ датирован 24 октября (по новому стилю) 1811 года! Благодаря хранителям музейной старины мы наверняка знаем, что в те времена это величайшее событие не прошло мимо вездесущей прессы. Газета «Северная почта» незамедлительно осветила это открытие в двух своих номерах (№ 96 от 2 декабря 1811 г. и № 97 от 6 декабря 1811 г.), опубликовав статью под заголовком «О пользе термолампа, устроенного в Санкт-Петербурге гг. Соболевским и Геррером». В своей статье газета восторженно описывает удивительные свойства искусственного газа, а само изобретение причисляет к важному открытию в мире науки.
     Вскоре после выхода этого газетного материала, точнее 26 (14) декабря, в Санкт-Петербурге Соболевский лично выступает с докладом о своем изобретении «термолампа» на заседании Всероссийского общества любителей словесности, наук и художеств, и его доклад публикуется в первом номере газеты «Санкт-Петербургский вестник» за 1812 год. К опубликованному докладу во вступительной части редакция любезно приложила чертеж и описание самого изобретения, пояснив читателям, что «термолампами называются печи, посредством которых через пережигание дерева в уголье освещаются и отапливаются покои...»
     Император Александр I высоко оценил это открытие, и в январе 1812 года, согласно императорскому указу, горный инженер Соболевский был награжден орденом Св. Владимира VI степени «за попечения и труды, с коими произвел в действие устроение термолампа, доселе в России не существовавшего». Вскоре вслед за награждением на стол императора лег «проект освещения водотворным газом адмиралтейского булевара и некоторые примечания об устройстве термолампов», и Александр I лично его утвердил. Но, к сожалению, реализовать этот проект помешали вторжение 24 июня Наполеона и начавшаяся Отечественная война 1812 года.
     Но, несмотря на трудности того периода, Соболевский продолжал заниматься изобретениями, и вскоре им была изготовлена другая более совершенная установка. И если заглянуть в фонд вышеописанного Российского государственного исторического архива, то в деле № 555 можно обнаружить подробное описание этого устройства, которое состояло из чугунной печи, выложенной внутри огнеупорным кирпичом. Внизу находилась топка с чугунными колосниками, а вверху - для материалов перегонки чугунные реторты - большие полые сосуды, которые наполняли углем и нагревали в печи. Продукт перегонки (светильный газ) из реторт поступал в медный холодильник и змеевик, омываемый водой. После очистки газ шел в газометр - деревянный сосуд с наружным железным кожухом, а затем по трубам направлялся к потребителю.
     Газ, получаемый при помощи этого устройства, уже можно было использовать как для отопления помещений, так и для освещения. В исторических документах также приводятся сведения, что в конце лета 1816 года Соболевский применил свое устройство «термоламп» в загородном имении камергера В.А. Всеволожского Рябово, расположенном в 11 км от Санкт-Петербурга, а также для освещения мастерских на Пожевском заводе, расположенном в 150 верстах от Перми.
     Большую поддержку творческим замыслам талантливого горного инженера Соболевского оказывал в то время губернатор Санкт-ПетербургаМихаил Андреевич Милорадович. Он являлся одним из инициаторов практического внедрения газового освещения в России. И благодаря его инициативе и поддержке осенью 1819 г. на улицах Санкт-Петербурга зажглись первые уличные газовые фонари. Вот как об этом событии свидетельствовала газета «Санкт-Петербургские ведомости» (№ 87 за 1819 г.): «Года 1819, 28 октября, на Аптекарском острове Санкт-Петербурга прошли испытания фонаря, питаемого водотворным газом. Сие событие станет образцом достижений русской науки. Толпа, собравшаяся поглядеть на оную демонстрацию, с восторгом и одобрением следила за тем, как происходило действие. Думается, данный вид освещения имеет дальние перспективы в России».
     Следом за этим свет, вспыхнувший при помощи газа, добытого по системе Соболевского, зажегся в домашнем театре генерал-губернатора Михаила Милорадовича и в помещениях Главного штаба на Дворцовой площади.
     


     Наша справка. Стариков Алексей Анатольевич родился в 1955 году в Свердловске, окончил Омское высшее общевойсковое командное училище, в последующем военную академию, был командиром танкового взвода, заместителем командира танкового полка. Службу завершил в должности заместителя командира 79-й гвардейской танковой дивизии в Западной группе войск. В дальнейшем работал заместителем директора ФГУП «Уралтрансмаш», помощником-советником директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, занимал ответственный пост в аппарате Государственной Думы, в настоящее время - заместитель директора «Российского газового общества». Кандидат экономических наук, член Союза писателей России.
     


     Таким образом, газ пусть постепенно, но зато верно «проникал» в каждый уголок России.
     А в 1835 году наступил новый период в истории газовой промышленности. И этот период был весьма важен, так как именно в этот год была создана необходимая городская инфраструктура и освещение помещений стало централизованным. Индивидуальные установки остались в прошлом. 27 февраля 1835 года утвердили устав первой российской акционерной газовой компании, получившей название «Общество для освещения Санкт-Петербурга газом», и в районе Обводного канала построили первый газовый завод. А вскоре вслед за этим городская дума рассмотрела и утвердила проект инженера Жадовского «Об освещении одним и тем же газом комнат и улиц, уничтожении копоти и запаха газового освещения».
     Это было удобно, практично, и естественно, что следом за Санкт-Петербургом освещение при помощи газа проникло и в другие крупные города России. Сначала Тифлис. 27 марта 1848 года на Дворцовой площади и Армянском базаре главного административного центра Закавказья зажглись первые газовые фонари. Через два года, 13 ноября, вспыхнули газовым светом фонари города Одессы. 24 газовых фонаря освещали центральные улицы этого южного приморского города - Итальянскую и Ришельевскую, Дерибасовскую, Екатерининскую и Ланжероновскую, и конечно же Приморский бульвар.
     Таким образом, можно сказать, что газовая промышленность России начала набирать обороты. 26 октября 1864 года впервые были проведены торги на сооружение системы уличного газового освещения, победителем которых стала компания «Букье и Компания», которая предложила «...годовую плату за уличный рожок 14 рублей 50 копеек». Об этом свидетельствует газета «Санкт-Петербургские новости» (№ 254).
     В архивной литературе также можно почерпнуть сведения о том, что в середине ХIХ века в Москве было учреждено «Общество сжатого газа» и в городе действовало несколько небольших установок, которые производили искусственный газ для последующей его реализации в специальных баллонах.
     С 1865 года активно начали строиться заводы по производству светильного газа. Сначала в Москве — за Садовым кольцом, в Нижне-Сусальном тупике. Именно в этот год в городе зажглись первые 500 газовых фонарей, и всего спустя пару лет городские улицы освещались почти 6 тысячами таких фонарей. А к концу 1868 года в Российской империи функционировало 310 газовых заводов, четыре из которых находились в Санкт-Петербурге. В журнале «Записки Русского технического общества» (№ 6, 1876 г.) можно увидеть подробное описание газового завода промышленника Башмакова, построенного в Казани в 1874 году. Этот завод перерабатывал в год 30 тыс. пудов мазута, получая из него газ, который распределялся по городу сетью труб диаметром 15 дюймов и общей протяженностью 47 верст.
     Правда, в конце ХIХ века газовой промышленности пришлось вступить в серьезную конкурентную борьбу с керосиновым, а затем электрическим освещением, но и тут она хоть и сдала немного свои лидирующие позиции, но продолжала играть важную роль в коммунальном хозяйстве не только столицы, но также и других городов.
     Уже в начале ХХ века, а если быть точнее, в 1905 году, в Москве протяженность газовых сетей достигла 229 километров, на улицах горело 8.735 газовых фонарей, имелось 3.720 частных потребителей газа. В 1914 году в Санкт-Петербурге протяженность газовых магистралей достигла 500 километров, четыре газовых завода вырабатывали примерно 82 тыс. кубометров газа в сутки и обеспечивали работу 8.813 газовых фонарей.
     Поэтому ответить на вопрос: сколько лет газовой промышленности России, можно, лишь досконально изучив документы, которые бережливо хранят государственные архивы. Можно лишь с уверенностью сказать, что эта отрасль не настолько молода, как принято считать. Российская газовая отрасль имеет глубокие корни и хранит многие секреты, раскрыть которые — важная задача профессиональных историков и всего научно-инженерного отраслевого сообщества, так как накопленные ранее знания могут быть использованы нынешним поколением российских газовиков.
     Вот почему Российское газовое общество, подключив видных историков, экспертов, научные круги, занялось глубокой проработкой этой темы. И в ближайшее время откроются новые страницы истории газовой промышленности нашей страны, будут восстановлены ее исторические корни на благо ее развития и процветания России.
     На рисунках:М.А. Милорадович. П.Г. Соболевский.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex