на главную страницу

6 Февраля 2008 года

Армия и общество

Среда

Океанские рубежи России

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». Фото автора.



Как уже сообщалось, в Североморск после успешного выполнения задач дальнего плавания возвратилась корабельная ударная группа (КУГ) Северного флота под командованием контр-адмирала Александра Турилина. В ее состав входили тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большие противолодочные корабли «Адмирал Левченко» и «Адмирал Чабаненко», спасательное буксирное судно «Николай Чикер» и большой морской танкер «Сергей Осипов». В общей сложности в двухмесячном походе участвовали порядка 3.500 человек.
  За время океанского плавания корабли группы прошли от 11.000 до 15.000 морских миль в Баренцевом, Норвежском, Северном, Кельтском, Средиземном морях и Атлантическом океане. Североморцы выполнили более 100 боевых упражнений, совершили более 300 полетов палубной авиации. Корабли КУГ отработали два контрольно-тактических учения в Баренцевом и Норвежском морях и Иберийской Атлантике. Взаимодействовали с отрядом боевых кораблей Черноморского флота, а также с дальней стратегической авиацией, противолодочной и ракетоносной авиацией Северного флота.
  Корабли североморцев также взаимодействовали с судами Балтийского флота.
  Кроме того, большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» под флагом командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Максимова совершил деловой заход в тунисский порт Бизерта. А БПК «Адмирал Чабаненко» - также под флагом командующего СФ - выполнил неофициальные визиты в итальянский порт Таранто и французский Тулон. После чего провел совместные учения с кораблями ВМС Италии и Франции в Средиземном море и Бискайском заливе.
  Старшим на походе корабельной ударной группы СФ был командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов, которого мы попросили осветить некоторые итоги дальнего океанского плавания североморцев.

     

     
Товарищи североморцы!

     В новейшей истории страны происходит все больше событий, которые вселяют в сердца граждан России веру в ее великое будущее.
     К числу таких событий по праву следует отнести и масштабные учения Военно-морского флота России в Северо-Восточной Атлантике и Средиземном море.
     Нынешний дальний поход воспринят российской и международной общественностью как серьезная заявка Российской Федерации на ее окончательное возвращение в мировой океан в качестве одной из ведущих военно-морских держав. В этом большая заслуга моряков-североморцев.
     Корабельная ударная группа Северного флота, преодолев более 15 тысяч морских миль, с честью выполнила все поставленные задачи. Учения, проведенные кораблями, палубной авиацией, в том числе совместно с военно-морскими силами Франции и Италии, показали высокий уровень боевой подготовки военных моряков. Андреевский военно-морской флаг достойно представлял нашу страну в портах иностранных государств.
     Уверен, что он и впредь будет гордо реять на просторах Мирового океана.
     От всей души поздравляю командование флота, всех участников дальнего похода с его успешным завершением!
     Желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, выдержки и новых морских горизонтов!
     Министр обороны Российской Федерации А. СЕРДЮКОВ.

     

     - Товарищ вице-адмирал, в соответствии с доктриной развития ВМФ закладка четырех авианосцев среднего класса планируется только в период с 2012 по 2020 годы. По итогам завершившегося длительного плавания, по вашему мнению, хватит ли ресурса у тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», чтобы поддерживать в течение ближайших пяти-семи лет летчиков палубной авиации в форме?
     - История развития советского Военно-морского флота свидетельствует, что сама жизнь заставила тогдашнее руководство страны принять решение о строительстве авианесущих кораблей. В 1975 году был введен в боевой состав ВМФ первый тяжелый крейсер с авианосным вооружением «Киев» проекта 1143, потом - «Минск» и «Новороссийск», а ввод четвертого - «Баку» - состоялся в 1987 году. Эти корабли имели на борту летательные аппараты вертикального взлета и посадки, не обладавшие, однако, в полной мере достаточными боевыми возможностями.
     Поэтому в восьмидесятые годы уже прошлого столетия на стапелях заложили сразу два авианосца проекта 1143.5 и 1143.6 и авианосец, оснащенный атомной энергетической установкой проекта 1143.7. Тогда мощности Черноморского судостроительного завода в Николаеве позволяли параллельно вести такое масштабное строительство. Но, к сожалению, в связи с известными событиями удалось достроить лишь первый корпус авианесущего корабля проекта 1143.5, заложенный 1 сентября 1982 года и принятый в боевой состав Северного флота спустя почти десять лет - 1 апреля 1992 года с именем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
     К настоящему времени тяжелый авианесущий крейсер - флагман ВМФ России - выполнил четыре дальних похода в Средиземное море и Северо-Восточную Атлантику, активно участвует в мероприятиях боевой подготовки Северного флота. В ходе нынешнего океанского плавания ему исполнилось семнадцать лет. Для такого корабля - юный возраст. У него впереди еще много интересной работы. Я уверен, что летчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, которым командует полковник Игорь Матковский, до ввода в строй новых авианосцев без плавучего аэродрома не останутся и всегда смогут в плановые сроки оттачивать свое летное мастерство.
     - Что полезного для развития авианосного флота в России мы приобрели за время пребывания группы кораблей Северного флота в Средиземном море и Атлантике?
     - Во-первых, все задачи, поставленные на этот поход, выполнены полностью и, по предварительным оценкам, качественно. После возвращения корабельной ударной группы в Североморск об этом я доложил главнокомандующему ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому.
     Что касается авиагруппы и авианосца, то организация подготовки и проведения полетов в Средиземном море, Атлантическом океане и Северном море позволили приобрести большой опыт полетов корабельной авиации в различных условиях, в том числе и в близких к предельным для применения истребительной и вертолетной авиации. В Иберийской Атлантике мы отработали межвидовое взаимодействие ВВС Северного флота и дальней стратегической авиации 37-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования в плане истребительного сопровождения ракетоносцев Ту-160, прикрытия их боевых порядков корабельными Су-33 из зон дежурства в воздухе, несения боевого дежурства по противовоздушной обороне авианосца и корабельной группы, противолодочной обороне, вылетам на перехват. Отработали также наведение корабельной истребительной авиации на воздушные цели с использованием кораблей радиолокационного дозора - БПК «Адмирал Чабаненко» и БПК «Адмирал Левченко», которыми командуют капитан 1 ранга Сергей Гришин и капитан 2 ранга Сергей Охремчук, - на удалении до пятисот километров от «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова».
     Перед выходом корабельной ударной группы в дальнее плавание Главное командование Военно-морского флота России обратилось к девятнадцати прибрежным иностранным государствам, расположенным по маршруту похода, с просьбой о выделении запасных аэродромов для вынужденных посадок корабельных летательных аппаратов при форс-мажорных обстоятельствах. Практически все - восемнадцать из девятнадцати стран - дали согласие на использование национальных аэродромов. В дальнейшем мы отработали систему запроса и согласования готовности зарубежных
     аэродромов к обеспечению вынужденной посадки. Эти вопросы решали накануне очередной летной смены через посольства Российской Федерации в иностранных государствах. Кстати, такая система реализации международно-правовых вопросов отработана впервые.
     Приведу несколько цифр, свидетельствующих о напряженности работы летчиков корабельной авиации. За время дальнего похода североморские истребители и вертолетчики за двадцать летных смен выполнили около четырехсот полетов, из которых более ста - с взлетом и посадкой истребителей на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
     - На ваш взгляд, не следует ли форсировать сроки закладки очередного отечественного авианосца? И вообще, нужны ли нам авианосцы?
     - Решение по поддержанию в составе сил постоянной готовности ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, и строительству новых авианосцев принято, сроки определены. Но мне, естественно, хочется, чтобы военно-политическое руководство страны уплотнило эти сроки, ускорило развитие событий. В этой связи приведу слова одного из предыдущих командующих Северным флотом - в 1985-1988-х годах - адмирала флота Ивана Матвеевича Капитанца: «Любое государство, решившее иметь военный флот, который отвечал бы нуждам его защиты от угрозы с моря, может строить и содержать только такой военно-морской флот - и в количественном, и качественном соотношении, - который соответствует уровню его экономического, политического, социального и духовного развития. Страна, не имеющая морской силы или почему-либо ее утратившая, лишается вместе с тем и решающего голоса в мировых делах, а следовательно и уверенности в своей независимости и безопасности».
     Ни прибавить, ни убавить. Все очень точно, объективно и честно. Я с этим полностью согласен. Полагаю, что у нас другого пути нет. И авианосцы у России будут!
     - Много лет уже идут разговоры о создании в России отечественного тренажера палубной авиации НИУТКА - аналога тому, что находится на территории Украины, в Крыму. Нужен ли он? Или же заполярные «палубники» по особой договоренности между Россией и Украиной будут каждый год летать в Саки?
     - От разговоров уже перешли к реальному делу. Принято решение о строительстве отечественного «палубного» авиационного тренажера, определено его место. Кстати, решение принимали, когда корабельная ударная группа Северного флота, которой командовал контр-адмирал Александр Турилин, находилась в Средиземном море. Это еще один весомый аргумент в пользу авианосцев и проявление уверенности в том, что их обязательно создадут.
     - Ваша оценка действий корабельной ударной группы Северного флота в Мировом океане?
     - В начале я сказал, что североморцы выполнили все стоявшие перед ними разноплановые задачи. Более того, своим появлением в Северо-Восточной Атлантике и Средиземном море мы заявили о национальных интересах России в этих регионах. Отмечаю, что это крупнейшее мероприятие оперативной и боевой подготовки, впервые с постсоветских времен проводившееся в Атлантическом океане силами Северного и Черноморского флотов
     при участии дальней и морской ракетоносной авиации, вызвало в мире определенную реакцию и стало объектом пристального внимания военно-политического руководства многих зарубежных стран. И в первую очередь США - государства, претендующего на безраздельное господство в Мировом океане. Поэтому я считаю, что и с задачами геополитического характера североморцы справились.
     - Николай Михайлович, знаю, что во время пребывания большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» в Италии и Франции в беседах с вами высокопоставленные руководители ВМС этих стран подтвердили готовность и дальше принимать с визитами корабли Северного флота...
     - Да, такие разговоры велись. Коллеги из военно-морских сил Франции и Италии подтвердили готовность и дальше принимать с дружественными визитами наши корабли, в том числе с атомными энергетическими установками: например тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» или многоцелевые субмарины как потенциальных участниц совместных учений. Думаю, что их любезным приглашением обязательно воспользуемся, и, может быть, уже в этом году.
     Планы нынешнего учебного года утверждены. Если все сложится так, как спланировали, то наши корабли в Средиземном море будут.
     
На снимках: Поощрение от главкома.; Отрываясь от палубы в небо.; Долгожданная встреча.

     

     
Крупные надводные корабли необходимы

     Серьезное внимание нужно уделить строительству крупных надводных кораблей и авианосцев, чтобы российский Военно-морской флот и впредь мог достойно демонстрировать флаг на просторах мирового океана, считает депутат Госдумы («Единая Россия»), бывший секретарь Совета безопасности России академик РАН Андрей Кокошин. В беседе с корреспондентом «Красной звезды» он высказал мнение о том, что «настало время серьезно озаботиться созданием крупных надводных кораблей XXI века, которые должны проектироваться под долговременные задачи новой геополитической обстановки, под новые военно-стратегические задачи с учетом новейших достижений в средствах радиолокации, связи, навигации, материаловедении, гидроакустике и гидролокации».
     Результаты только что завершившегося дальнего похода в Атлантику и Средиземное море группы кораблей Северного флота во главе с авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» должны быть учтены при выработке планов дальнейшего военно-морского строительства. По мнению депутата, «необходимо серьезно работать и над вариантами проектов авианесущих кораблей, в том числе с учетом быстрого развития беспилотных разведывательно-ударных средств».
     Академик Кокошин отметил, что «демонстрация флага» - одна из важнейших функций военно-морских флотов уже на протяжении нескольких столетий. Эта функция обеспечивается прежде всего крупными надводными кораблями. «В последние годы, - отметил он, - Россия шаг за шагом восстанавливает свое военно-морское присутствие в различных регионах мира, что подкрепляет российскую дипломатию, демонстрирует возможности оказывать на ту или иную ситуацию не только политическое воздействие, но и силовое».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex