на главную страницу

6 Февраля 2008 года

Планета людей

Среда

Под эгидой «Веселого Роджера»

Капитан 1 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



На днях по лентам информационных агентств прошло сообщение о пропаже в Восточно-Китайском море сухогруза «Капитан Усков». Грузовой теплоход вышел из Находки в Гонконг. В порт назначения в положенное время он не прибыл. На его борту было 17 членов экипажа – россиян. Сухогруз перевозил 4,5 тысячи тонны металла. В поисках теплохода принимали участие поисково-спасательные силы различных стран. Однако каких-либо его следов обнаружить так и не удалось. Одна из версий исчезновения судна – нападение пиратов.
  Такую версию, в частности, высказал президент Ассоциации морских капитанов российского Дальнего Востока Петр Осичанский. По его словам, крупная партия металла в трюмах сухогруза «тянет на миллионы долларов». В пользу этой версии говорит и тот факт, что на пропавшем теплоходе не сработал сигнальный буй, который в случае гибели судна автоматически подает сигнал SOS. «Если теплоход захватили пираты, то они в первую очередь отключили всю сигнальную аппаратуру», – уточнил он.
  А 1 февраля пираты захватили у берегов Сомали буксир «Свицер Корсаков», на борту которого находились четверо россиян и двое британских подданных. Это судно было построено в Санкт-Петербурге и направлялось на Сахалин через Сингапур.

     Российская сторона оповестила о произошедшем флот НАТО. Российских же кораблей в этом районе Индийского океана нет. Однако в этом районе экипажу буксира может оказать помощь корабль любой страны, находящийся поблизости, сообщил помощник главкома ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало.
  Он напомнил, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет, что государства должны вести борьбу с пиратством. Этой же конвенцией предусмотрено право каждому военному кораблю захватывать судна пиратов.
  «Участившиеся факты пиратских нападений на российские и иностранные суда подтверждают правильность курса военного руководства РФ и главного штаба ВМФ на возобновление присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства. Это поможет сократить количество нападений пиратов на гражданские суда», - сказал помощник главкома.
     СЛОВО «пират» (по-латыни pirata) происходит от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова – «пытающий счастья». Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э. А до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.
     Существует масса легенд о возникновении традиции поднимать на пиратских кораблях «Веселого Роджера». Его прообразом (череп и две скрещенные кости на черном фоне), скорее всего, служил международный флаг, означающий, что на борту эпидемия (например, чумы). Такой флаг представлял собой две диагональные белые полосы на черном фоне (затем трансформировавшиеся в две белые кости). Пираты, иногда поднимавшие на флагштоках своих кораблей флаг эпидемии, демонстрировали, что они так же страшны, как и чума, и одновременно отпугивали более сильные военные корабли.
     Откуда пошло прозвище «Веселый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно – «Красный Знак»). В английской транскрипции это похоже на «Jolly Roger» – «Веселый Роджер». Стоит также упомянуть, что на английском жаргоне слово «Roger» означает мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».
     По другой версии, название «Веселый Роджер» пошло от тамильских пиратов, промышлявших в Индийском и Тихом океанах. Они поднимали на своих кораблях красный флаг и называли себя «Али раджа», что означает «Властители моря». Опять же в английской транскрипции это превратилось в «Джали Роджерс», откуда до «Джолли Роджер» совсем недалеко.
     Одним из удачливейших и самых знаменитых английских пиратов был Френсис Дрейк.
     Он родился около 1545 года близ Тавистока (графство Девоншир, Англия). Сын матроса (по одним источникам) или деревенского священника (по другим), он рано покинул отчий дом и ушел в море. Настойчивый и трудолюбивый Френсис Дрейк быстро прошел путь от юнги до капитана. В 1570-1572 годах он предпринял три пиратских похода в Вест-Индию, грабя испанские города и захватывая корабли с сокровищами. Своей добычей Дрейк щедро делится с английской казной.
     После этих удачных походов корсара королева Елизавета становится пайщицей пиратской фирмы Френсиса Дрейка и выдает ему официальное разрешение препятствовать испанской торговле в Тихом океане. После нескольких набегов на побережье Перу Дрейку сообщили, что за ним начала охоту испанская эскадра.
     Встреча с таким противником не входила в планы расчетливого и умного корсара. «Пеликан» поднялся на север примерно до 48 градусов северной широты. Френсис Дрейк первым из европейцев дошел до реки Колумбия и до южной оконечности острова Ванкувер. Однако из-за начавшегося обледенения и сильных холодов от дальнейшего продвижения на север Дрейк вынужден был отказаться. Положившись на удачу, он повел свой корабль через Тихий океан и, избежав неприятных встреч с испанскими эскадрами, 4 ноября 1579 года через Марианские острова достиг одного из Молуккских островов – Тернате. Оттуда он, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, 5 ноября 1580 года вернулся в родной Плимут, став вторым в истории кругосветным путешественником.
     Помимо славы великого мореплавателя Френсис Дрейк привез в Англию еще и нечто более материальное. Его вояж 1577-1580 годов принес ему четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли.
     Позднее Дрейк захватил и разграбил богатые испанские города Картахену в Южной Америке и Сан-Доминго на острове Гаити. В 1587 году в гавани Кадиса Дрейк сжег один из отрядов испанской «Непобедимой армады», посланной Филиппом II против Англии, а в 1588 году Френсис Дрейк уже в чине вице-адмирала принял участие в уничтожении испанской эскадры в Ла-Манше.
     ЕЩЕ большими легендами окутано другое имя – Кидд. Многим известно о кладе капитана Кидда – сундуках с золотом и драгоценными камнями. Самое пикантное, что Кидд отправился в море с целью.... борьбы с пиратством. История началась в мае 1696 года. Для борьбы с французским пиратством и попутно пополнения собственных карманов образуется синдикат, в который входят многие знатные люди, в том числе канцлер Англии. На деньги синдиката снаряжается 30-пушечная галера «Приключение», капитаном которой становится Уильям Кидд. Выйдя из Плимута, он вскоре прибыл в Нью-Йорк, где завербовал дополнительно новых членов экипажа и после этого направился в Индийский океан, сперва на Коморские острова, а затем к Мадагаскару. Крейсируя в этом районе, Кидд, разумеется, предпочитал не сталкиваться с пиратами, а занимался в основном мелким грабежом прибрежных селений. Добыча была небольшой, и вскоре «Приключение» направилось к берегам Индии.
     Вскоре счастье улыбнулось Кидду. В начале 1698 года ему удалось захватить судно «Кедахский купец» с грузом мануфактуры стоимостью 10 тысяч фунтов. Однако владельцы судна оказались людьми влиятельными, и история вышла за рамки заурядного грабежа. Опасаясь ущерба своим торговым интересам в Индии, англичане обьявили Кидда пиратом и отправили эскадру для охраны торгового судоходства. Кроме того, Кидд, сам того не подозревая, оказался втянут в политическую интригу внутри самой Англии. Члены синдиката были вигами, и оппозиция тори сделала все, чтобы максимально раздуть скандал.
     Не подозревая об этом, Кидд отправился в Нью-Йорк, где продал награбленное и выплатил команде причитающуюся ей часть. Губернатор Нью-Йорка посадил Кидда под домашний арест до дальнейших распоряжений из Лондона. Более восьми месяцев в Англии по этому поводу шла закулисная борьба в парламенте и правительстве. В конце концов, когда оппозиция потребовала ареста Кидда, синдикату пришлось им пожертвовать. 27 марта 1701 года капитан был доставлен в Англию и предан суду.
     Вместе с еще шестью пиратами он был приговорен к смертной казни и 12 мая 1701 года повешен. Конфискованная у Кидда доля добычи составила около шести тысяч фунтов стерлингов – сумма, конечно, немаленькая, но никак не фантастическая. Судовые документы свидетельствуют, что иных сокровищ у капитана Кидда быть не могло. Поэтому сундуки с золотом, якобы зарытые на необитаемых островах, увы, красивая сказка...
     ВО ВСЕ времена считалось, что пиратское дело – привилегия суровых мужчин. Из книг можно узнать о захватывающих приключениях повелителей морей, о кораблях с черными парусами, о флагах с черепами и костями, о тяжелых сундуках с награбленными сокровищами. И в то же время авторы мало вспоминают о женщинах-пиратах, которые по своей смелости порой превосходили мужчин. Примером тому может служить имя Энн Бонни.
     Она родилась в 1690 году в небольшом ирландском городке Корк и была внебрачной дочерью преуспевающего адвоката. Когда ей исполнилось пять лет, ее отец Уильям Кормек вместе с Энн уехал в Америку и поселился в английской колонии в Южной Каролине, став плантатором. Там и прошло детство Энн.
     К шестнадцати годам у нее явно проявилась склонность ко всякого рода авантюрам. И вот отец узнает, что Анна собирается обвенчаться с простым матросом по имени Джеймс Бонни. Они бежали в пиратское логово в Новом Провиденсе, на Багамах.
     Вскоре она положила глаз на известного пирата Джона «Калико Джэка» Рэкхэма. Калико Джэк был статным разбойником, умевшим тратить деньги так же легко, как и получать. Вместе с Чарльзом Вэйном, пиратским капитаном, которому не сиделось на берегу, они собрали экипаж и решили продолжить старый бизнес. Энн твердо решила отправиться с ними.
     Через некоторое время она, одетая в мужскую одежду, стала докой во владении пистолем и рапирой и теперь была опаснее любого мужчины. Бесстрашно сражаясь, она всегда оказывалась в числе абордажной команды, делившей добычу. Калико Джэк, Энн и их старая команда захватили шлюп, стоявший в гавани на якоре, и начали пиратствовать. В октябре 1720 года губернатор Ямайки Лоус, узнав о приближении пиратов, снарядил корабль для их поимки. Джэк и Энн были на борту «Провиденса», шлюпа, захваченного Мэри Рид, другой женщиной пиратом.
     «Провиденс» был обнаружен кораблем Лоуса на рассвете, когда практически все пираты отдыхали после попойки по случаю недавнего захвата рыбацкой шхуны с приличным количеством рома. Несмотря на активное сопротивление пьяной команды и двух демонесс, они были взяты в плен. Обе женщины, и Мэри, и Энн, в тот момент были в положении.
     Сразу после того, как повесили Калико Джэка, Мэри Рид умерла вместе со своим неродившимся ребенком. А имя Энн Бонни через несколько дней после казни ее мужа загадочно исчезает из официальных записей властей. Следы Энн теряются где-то глубоко в неподъемных пластах истории с бесчисленными наслоениями легенд и баек...
     В НАЧАЛЕ девятнадцатого века пираты, хозяйничавшие у берегов Северной Америки, уже не имели такой силы, как век назад. Они не нападали на города и поселения, а довольствовались морским разбоем. Многие, правда, находили дополнительный доход в контрабанде и работорговле. Одним из самых ярких представителей этой новой пиратской породы был француз Жан Лафит.
     Он родился на Гаити, в семье французских иммигрантов. Весной 1804 года он вместе с братом Пьером поселяется в Новом Орлеане, где заводит кузницу. Однако настоящим его делом было другое.
     Неподалеку от Нового Орлеана в дельте Миссисипи расположился хорошо скрытый и укрепленный поселок Баратария. В заливе могли найти убежище корабли пиратов и контрабандистов, а система проток обеспечивала быструю и незаметную связь с Новым Орлеаном, где и сбывали товар. Жан Лафит и был боссом этой пиратской колонии.
     Братья Лафит богатели и чувствовали себя безнаказанными.
     Через некоторое время все они поступают в армию Соединенных Штатов, а сами братья Лафит входят в штаб американских войск. В сражениях с англичанами бывшие контрабандисты завоевывают не только прощение, но и благодарность генерала Джексона и президента Медисона. Воспользовавшись антииспанским восстанием в Мексике, в конце 1817 года Жан Лафит создает на острове Галвестон пиратский поселок. На этот раз он выступает как корсар повстанческого мексиканского республиканского правительства и одновременно как испанский шпион. Пиратское государство процветает до начала 1821 года, когда американское правительство, уставшее от жалоб испанцев и контрабандных операций братьев, присылает военную шхуну с требованием в течение двух месяцев очистить остров. Жан Лафит выполняет приказ и сжигает поселок...
     К СОЖАЛЕНИЮ, морское пиратство, первые упоминания о котором относятся еще к временам Древней Греции, существует и сегодня. Причем количество случаев разбойных нападений на море растет угрожающими темпами. За последние годы зарегистрированы случаи нападений даже в некогда спокойных Средиземном и Черном морях.
     В 1981 году было основано Международное морское бюро (International Maritime Bureau, IMB). Это подразделение Международной коммерческой палаты – организации, занимающейся преимущественно исследованием и предотвращением преступлений в сфере международной торговли. В 1992 году в связи с резким увеличением случаев морского пиратства IMB открыло в столице Малайзии Куала-Лумпуре центр по сбору информации обо всех инцидентах, связанных с пиратами (в те времена именно малайзийские корсары представляли наибольшую опасность для торговых судов). С тех пор IMB ежегодно выпускает статистический отчет о развитии морского разбоя.
     Согласно отчету, опубликованному Международным морским бюро (International Maritime Bureau), во многих регионах мира судоходство небезопасно. Согласно данным организации, не только увеличилось количество нападений, но и сами разбойники стали более агрессивны. Между тем, если в ближайшее время мировое сообщество не займется всерьез проблемой пиратства, о безопасной международной морской торговле можно будет забыть.
     С проблемой пиратства неоднократно сталкивался и российский флот. Так, некоторое время назад в 60 милях от западноафриканского порта Конакри (Гвинея) российский танкер «Шкотово» подвергся нападению вооруженных пиратов. Шесть вооруженных разбойников на двух катерах рано утром атаковали корабль с 19 членами экипажа на борту. «Морские разбойники» сумели забраться на борт танкера, после чего похитили кассу судна и скрылись в прибрежных водах. Тогда никто из членов экипажа не пострадал. Однако не всегда дело ограничивается этим.
     Для нападения на мирные суда корсары выбирают в основном транзитные пути, пролегающие в территориальных водах Юго-Восточной Азии, Индии и восточной Африки. «Проблема пиратства существует давно, и она не исчезнет еще долгое время. Однако морские риски возросли в связи с распространением угрозы терроризма, незаконной торговлей наркотиками и работорговлей», – считает эксперт Международного института стратегических исследований Патрик Кронин. До 70 процентов всех пиратских вылазок происходят в прибрежных водах Нигерии, Индии, Индонезии, а также Аденского залива и Малаккского пролива. «От Малаккского пролива до Бенгальского залива и от африканского мыса Доброй Надежды до Гвинейского залива международное сообщество подвергается огромному риску, не зная, что происходит и какие грузы перемещаются по Мировому океану», – полагает г-н Кронин.
     Государства вышеназванных регионов зачастую не имеют достаточно сил и средств для поддержания безопасности судоходства, чем безнаказанно и пользуются «морские дьяволы». «Пираты нападают там, где пересекаются основные судоходные пути, где нет государственного контроля, то есть где существует этакое «гуляй-поле». По сути идет партизанская война на море, с которой очень сложно бороться», – отмечает в свою очередь эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Вместе с тем если государства Юго-Восточной Азии еще как-то пытаются бороться с пиратами, то, например, власти Нигерии и Сомали и вовсе не в состоянии предложить способы решения проблемы из-за отсутствия военно-морского флота как такового.
     Проблема морского пиратства сегодня настолько актуальна, что о ней все чаще идет речь на различных международных совещаниях и конференциях. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти державы постоянно проводят морские учения соответствующей направленности, отрабатывают маневры по борьбе с морскими грабителями.
     Ряд стран серьезно обсуждает возможность участия в борьбе с пиратством военно-морских флотов. Однако борьба с морскими разбойниками сильно затруднена из-за отсутствия различных межгосударственных соглашений. Например, военным кораблям нельзя вторгаться в территориальные воды других держав даже при преследовании пиратов. Спорным районом в плане юрисдикции является Южно-Китайское море.
     Проблема эффективной борьбы с пиратством лежит и в идентификации преступников. Сегодня пиратские суда больше не вывешивают на мачте знаменитый пиратский флаг с черепом и костями – «Веселого Роджера», как разбойники прошедших веков. Современные пираты используют малоразмерные высокоскоростные моторные лодки и катера, которые иногда весьма трудно отличить от спортивных или рыболовецких судов. При этом вооружены они современными автоматами, гранатометами, пользуются спутниковыми средствами связи и слежения. Также нет больше, как ранее, пиратских республик – самостоятельных государств на затерянных островах или в далеких архипелагах. Обширные архипелаги Юго-Восточной Азии с более чем 70.000 островами обеспечивают сегодняшним пиратам отличные укрытия и пункты базирования.
     Проблема морского пиратства отнюдь не надуманна и может со временем превратиться в еще большую головную боль для стран, имеющих выходы в открытое море и Мировой океан, в том числе и для России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex