на главную страницу

7 Февраля 2008 года

Страна и мир

Четверг

Иран выходит на орбиту

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     В понедельник Иран провел испытание ракеты «Кавешгяр-1», а в течение года намерен с ее помощью вывести на орбиту исследовательский спутник «Омид». Реакция главных критиков Тегерана была соответствующей: выражение досады и новые предупреждения о международной изоляции. Иранское руководство в свою очередь вновь указывает на законное право страны идти по пути технического прогресса.
     «Мы не видим никаких причин для беспокойства по поводу наших успехов. Все, кто привержен миру, справедливости, уважению прав других государств и мирному сосуществованию, что является основополагающим принципом нашей внешней политики, не имеют оснований для опасений», – заявил на пресс-конференции официальный представитель правительства Исламской Республики Голям Хосейн Эльхам.
     По его словам, Иран уже доказал, что развивает науку и технологии «в законных и нравственных рамках» и что он приступил к освоению космоса «для реализации своих научных и исследовательских целей».
     «Опасения в связи с этим выражает тот, кто сам угрожает и оказывает давление на другие страны, стремясь монополизировать научный прогресс», – добавил Эльхам.
     Наряду с развитием ракетных технологий Иран продолжит и свою мирную ядерную программу. Об этом еще раз напомнил в своей статье, опубликованной в газете «Гардиан» и процитированной агентством ИТАР-ТАСС, министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки.
     Он отметил, что экономическое будущее Ирана зависит от его способности обеспечить собственную энергетическую безопасность и диверсификацию. Именно «честное и откровенное» сотрудничество Тегерана с Международным агентством по атомной энергии подчеркивает приверженность Ирана к осторожному движению вперед в рамках уважения международных норм, говорится в статье.
     Ее автор, помимо прочего, указывает на то, что Тегеран остается приверженным идее превращения Ближнего Востока в регион без оружия массового поражения, включая ядерное.
     Заявления официальных лиц Исламской Республики об исключительно мирном характере развития ракетных и ядерных технологий воспринимаются за рубежом далеко не однозначно. Кто-то к ним относится с пониманием, кто-то с недоверием, кто-то с явным раздражением.
     В Вашингтоне испытание иранской баллистической ракеты расценили как новое свидетельство наличия реальной угрозы со стороны Ирана и как лишний аргумент в пользу развертывания американской системы противоракетной обороны в Европе.
     Об этом, в частности, заявил журналистам пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл. Он выразил надежду, что этот последний факт убедит «поляков и чехов, а также всех остальных в Европе» в необходимости как можно скорее продвигаться на переговорах по ПРО.
     Пресс-секретарь также сообщил, что данная тема (в увязке с вопросом об отношениях с Россией) будет обсуждаться на встрече министров обороны НАТО в Вильнюсе в четверг – пятницу.
     Естественно, отреагировали в госдепартаменте США, официальный представитель которого Шон Маккормак указал на то, что «технологии и возможности, необходимые для запуска на орбиту космического аппарата, могут также использоваться при создании межконтинентальных баллистических ракет». И что на этих ракетах можно установить ядерные боеголовки. Причина такого беспокойства, считают в госдепе, кроется в нежелании Ирана отказаться от получения высокообогащенного урана, который может быть использован при создании ядерных боеприпасов.
     С американцами солидарны израильтяне. Там по сему поводу был представлен специальный доклад внешней разведки «Моссад», в котором говорится, в частности, что уже через три года Иран создаст собственное атомное оружие.
     В России в набат не били и не бьют, полагаясь на традиционные связи и хорошие виды на дальнейшее развитие многостороннего партнерства с Ираном. В то же время Москва считает, что Тегерану надо бы плотнее сотрудничать с Советом Безопасности ООН. Речь идет о подготовке новой резолюции по Ирану, которая будет не чем иным, как «серьезным политическим сигналом иранским коллегам».
     Указывая на данное обстоятельство, заместитель главы МИД РФ Сергей Кисляк отмечает, что новая резолюция «пока еще не сверстана, согласованы лишь ее базовые элементы», однако документ предусматривает «определенное расширение санкционных решений, принимавшихся ранее Совбезом ООН».
     Относительно взаимодействия Тегерана с МАГАТЭ Кисляк констатировал «движение Тегерана в правильном направлении», что «важно в контексте задачи восстановления доверия к программе Ирана». По мнению дипломата, озабоченности международного сообщества «можно спокойно снимать», создавая тем самым благоприятные условия для разветвленного сотрудничества Ирана с другими странами.
     Кисляк напомнил, что на иранской территории строится единственная атомная электростанция – в Бушере. Первые партии топлива российского производства уже поставлены. Необходимости в другом топливе в ближайшие десятилетия у Ирана, по его словам, не возникнет, поскольку и других АЭС в этой стране не будет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex