на главную страницу

12 Февраля 2008 года

Армия и общество

Вторник

ПО ПУТИ К СВОЕМУ «ШАЛАШУ»

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



- Я прекрасно сознавал, что иду на нарушение финансовой дисциплины. Но случай-то особый: не помоги командование части своему офицеру - его супруга и шестеро детей оказались бы в буквальном смысле без крыши над головой. Хозяйка жилья, которое снимает майор Зокиров, потребовала погасить возникшую задолженность. Поэтому я был вынужден удовлетворить ходатайство офицера о выдаче ему денежного довольствия в счет предстоящего месяца.

     Этот монолог командир танкового полка Приволжско-Уральского военного округа произнес в контексте рассказа о многодетных военнослужащих части. Их у него - четверо. Если посчитать подрастающее в семьях поколение наследников, наберется на два танковых взвода: 18 детишек. Только в семье заместителя командира батальона по воспитательной работе майора Кобила Зокирова их шестеро: Шамсия, Мутаима, Муслима, Мохира, Акбар и Акмал.
     Но этот подсчет для непосвященных. На самом деле с недавних пор в одной квартире с Николаем (так на русский лад зовут Зокирова сослуживцы) обосновались еще два постояльца. Вышла замуж старшая дочь Шамсия. Родился ребенок.
     Внуку майор Зокиров безгранично рад. «Как смогли, так в трех комнатах и разместились», - поясняет сложившиеся бытовые «удобства» многодетный отец и новоиспеченный дед. И тут же подкрепляет сказанное известной русской поговоркой: «В тесноте, да не в обиде».
     Оно, конечно, так. Семейная гармония, бесспорно, превыше всего. Да только суть другой, не менее распространенной поговорки «С милым рай и в шалаше» хороша в том случае, когда пресловутый «шалаш» - твоя собственность. А с собственным углом Николаю Зокирову как-то не везло.
     Окончив Саратовское ВВКИУ ракетных войск, лейтенант Зокиров получил назначение в тогда еще Туркестанский военный округ. На месте принял должность начальника расчета пусковой установки ракетного дивизиона. Затем стал врио командира батареи. «Устоявшись» на службе, женился. Своей квартиры не было. Жили у тещи.
     Комбатом стать не успел: часть попала под расформирование. Пришлось убыть к новому месту службы. А там все то же бесквартирье. Воспользовавшись законным правом, Зокиров своевременно определился в списке очередников на получение жилья в Российской Федерации. К концу службы на полном основании рассчитывал осесть в Смоленской области. И все к тому шло. К 1996 году в семье Кобила подрастали трое детей. Более того, он был уже во главе квартирной очереди.
     Все надежды рухнули в одночасье с письмом, пришедшим из России: квартирно-эксплуатационный орган запрашивал документ о том, что жильем офицер не обеспечивался. Оригинал справки найти не удалось. А пока делали в Саратовское училище запрос о выдаче дубликата, драгоценное время было потеряно. Предназначавшаяся Кобилу квартира отошла следующему очереднику.
     ...Прошло еще два года. В 1998-м согласно плану замены Кобила Зокирова переводят в Россию.
     И новое разочарование. Единственным жильем, какое смогло предоставить командование части в распоряжение многодетной семьи, стала маленькая комнатушка в старом общежитии с удобствами «на всех жильцов».
     Пришлось в ближайшем поселке снять жилье в поднаем. «И все бы ничего, - вспоминает тот период майор Зокиров, - но младшим дочерям нужен был детсад, старшей - школа. А этого, увы, поблизости не было. Да и непривычный климат серьезно сказывался на здоровье детей».
     Командование части с пониманием отнеслось к рапорту Зокирова о переводе. Да и как было не понять, когда ребенок подчиненного офицера год как не учится, а остальные наследники пребывают в состоянии хронического нездоровья. И спустя год семейство Кобила Зокирова вновь вернулось в состав 201-й мсд. Он - на прежнюю должность. Семья - на тещины квадратные метры.
     Согласно плановой замене на Средний Урал майор Зокиров перевелся в 2005 году. Прибыл в танковый полк в самый аврал. В ПУрВО только-только стартовала Федеральная целевая программа по переводу ряда частей на контрактный принцип комплектования. В военном городке вовсю шли реконструкционные работы - многоэтажная солдатская казарма переоборудовалась под общежитие для волонтеров, ввиду чего личный состав полка даже в уральские морозы жил в палаточном городке.
     Пока майор Зокиров находился в отрыве от семьи (к тому моменту его домашний «детский сад» разросся до шести человек), аналогичные бытовые неудобства переносить было не так сложно. Так называемая головная боль насчет размещения пришла с приездом жены и детей. Полк не располагает свободным квартирным фондом. В его распоряжении нет даже общежития для семейных военнослужащих. Поэтому вопрос о крыше над головой - забота индивидуальная. «К сожалению, все, что в силах командования, - откровенно признается заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Анатолий Калинин, - это предоставить новичку-офицеру три дня на поиск приемлемого жилья в поднаем».
     За два года службы в полку правом на «командирские» три дня многодетный отец Кобил Зокиров пользовался несколько раз. Не потому, что искал более комфортабельные «апартаменты». Просто на образовавшейся в обществе волне бесквартирья хозяевам жилья стало выгодно регулярно повышать расчетную сумму. А, как известно, по ставке денежное довольствие российского офицера - не конкурент гражданским заработным платам. В конце концов за 12 тысяч (!) рублей в месяц семья майора Зокирова остановилась на квадратных метрах относительно «недорогой» по местным меркам квартирки в деревянном двухэтажном бараке послевоенной постройки.
     - А что остается на жизнь?
     - Три тысячи рублей, - неохотно делится Кобил. - Примерно столько же в качестве помощи семье перечисляет местный орган соцзащиты. Супруга, имея образование медицинской сестры и находясь на учете в органе занятости населения, пока безработная.
     - А со школой, устройством детей в детский садик на новом месте службы проблемы были?
     - Определил дочерей в школу. В детский садик ребятишки стали ходить лишь через год. Да и то потому, что оказались в льготной очереди как выходцы из большой семьи. Поначалу за их пребывание в дошкольном учреждении ежемесячно платил 4 тысячи рублей. Сегодня благодаря проведенному перерасчету - только тысячу. На сэкономленные таким образом за несколько месяцев средства и задержку на один месяц расчета по квартплате попытался в этом году организовать отдых для детей. Что из этого получилось? Суть изложена в том самом рапорте, где я прошу о выплате мне денежного довольствия в счет предстоящего месяца. Если бы командир полка не вник в мою проблему, быть бы мне сейчас с семьей на улице.
     В прошлом году было подготовлено и передано на имя командующего войсками ПУрВО ходатайство о выделении многодетному отцу (даже деду) и передовому офицеру части многокомнатной благоустроенной квартиры.
     О вынесенном командующим войсками ПУрВО решении майор Зокиров узнал, будучи в командировке.
     - В часть из Чебаркуля я возвращался, словно на крыльях! - признается Кобил. - Так хотелось радостным известием обрадовать жену, детей.
     Еще бы. В ближайшие месяцы его большая и дружная семья обретет постоянный семейный очаг в возводимой екатеринбургской новостройке.
     

     От редакции. В начале января указом губернатора Свердловской области супруге майора Кобила Зокирова вручен знак отличия Свердловской области «Материнская доблесть» III степени.
     

     На снимке: майор Зокиров с супругой Шаруфат, внуком и старшей дочерью Шамсией.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex