на главную страницу

13 Февраля 2008 года

Армия и общество

Среда

Россия многоликая и единая

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Вот уже без малого год в Санкт-Петербурге успешно действует соглашение, подписанное командованием Ленинградского военного округа и руководством Российского этнографического музея. Оно подразумевает проведение совместной программы, направленной на расширение представления военнослужащих об истории межнациональных отношений в нашей стране, специфике этнических поведений, истории этнических сообществ, а также практике принятия эффективных решений в области межнациональных проблем. Можно ли переоценить необходимость и важность подобной работы?


     К сожалению, мы лишь сравнительно недавно поняли, какую сложность могут представлять собой проблемы межнационального общения. Ведь в советские времена казалось, что в нашей стране этот вопрос решен успешно и бесповоротно - примерно, как пелось в песне из известного советского кинофильма: «Нет для нас ни черных, ни цветных». За буквальную точность текста не ручаюсь, но идея та самая... Ну а отдельные проявления или «рецидивы» национализма воспринимались как некие «последние тучи рассеянной бури», «пережитки капитализма». Вот почему наши «идеологические органы» чаще всего старались не обращать на эти проявления внимания и просто-напросто замалчивали подобные факты. Между тем опытные, думающие командиры и политработники давно уже замечали, что в пресловутой «дедовщине» все громче и чаще проявляется национальный или националистический акцент.
     Большую ставку на «национальную карту» делали и наши идеологические противники - нравится сегодня кому-то данное определение или нет, но таковые были... Не будем вдаваться в историю и подробные политологические объяснения, однако именно эта «ставка» во многом способствовала крушению великой державы.
     Великим государством Россия остается и сегодня вопреки ожиданиям недругов. Остается она и государством многонациональным, многоконфессиональным, вследствие чего неизбежно принимает на себя и большинство проблем, которые вызрели и зацвели пышным цветом в «позднеперестроечные» времена. Причем если в ряде бывших «братских республик», ставших ныне независимыми государствами, крапленые «национальные карты» разыгрывались и разыгрываются на высшем государственном уровне, то в России отношение к любым проявлениям национализма крайне отрицательное.
     Да вот беда: пламенными призывами или карательными мерами данной проблемы не решить. От государства, от продуманности, выверенности и взвешенности его политики зависит очень и очень многое - любой крен в ту или иную сторону крайне опасен. Однако нужно, чтобы и люди относились друг к другу не просто «терпимо» (милый призыв к терпимости придуман не слишком мудрыми идеологами «новой волны»), а действительно нормально. Чтобы по-добрососедски жили рядом друг с другом, по-настоящему доверяли друг другу, в конце концов, чтобы не боялись друг друга. А вот для этого мы должны знать и понимать тех, кто живет с нами на одной прекрасной земле, именуемой Россией.
     Между тем узнать и понять своего соседа не так-то просто. В армии, например, устав для всех один и требования к представителям как малых, так и великих народов одинаковы, да и особенности религиозного поведения в расчет не берутся... Как тут поймешь, что кроется в душе солдата, если он образцово выполняет свой долг и не вызывает нареканий командования? Достаточно вспомнить, что пресловутые Дудаев и Масхадов некогда были отнюдь не худшими офицерами Советской Армии и, если бы не известные события, таковыми бы, наверное, и остались...
     И тут возникает непраздный вопрос: а где получить информацию о тех самых «национальных особенностях»? Ведь дело это непростое, требующее не только большого количества времени, но и серьезных социологических, психологических и иных исследований. Помнится, в конце
     1980-х годов руководство политуправления одного из военных округов попыталось подготовить некое методическое пособие по работе с воинами различных национальностей, однако результат, мягко говоря, оказался не очень... Например, все представители кавказских народов были изображены людьми «гордыми, гостеприимными», ну и так далее... Каких-то негативных черт ни у кого якобы не имелось в принципе. Чем же, допустим, отличается кабардинец от ингуша или черкес от тата, оставалось только гадать.
     - Но ведь на протяжении многовековой истории многонационального Российского государства вся эта информация была и накоплена, и осмыслена, - считает помощник командующего войсками ЛВО по связям с общественностью и средствами массовой информации полковник Юрий Кленов. - Возьмите хотя бы изданную на рубеже XIX - XX веков многотомную «Историю Кавказской войны» блистательного русского военного историка генерал-лейтенанта Василия Потто! В ней, в частности, даны характеристики практически всех народов, населяющих Северный Кавказ, расписаны их национальные привычки... Настоящим кладезем информации можно считать Российский этнографический музей, один из популярнейших в городе на Неве: здесь работают и с музеем сотрудничают ученые-этнологи, специалисты в области межнациональных отношений, имеющие уникальные знания.
     Этот музей, расположенный в самом центре города, на Инженерной улице, дом 4/1, в непосредственном соседстве со всемирно известным Русским музеем, вызывает у жителей и гостей города особенный интерес. За несколько часов хождения по его залам можно ознакомиться с жизнью не только всей нашей страны, но и бывших республик СССР: побывать в малороссийской мазанке, горской сакле и заполярном чуме; увидеть национальные костюмы самых разных народов, получить информацию о народных промыслах, национальных традициях и еще о многом-многом ином, что составляет понятия народного быта, жизненного уклада той или иной национальности.
     Музей работает не только в интересах, так сказать, случайных посетителей, людей, пришедших сюда из собственного интереса.
     - Нам нужно сотрудничать со всеми общественными институтами, которые есть в нашем обществе, - считает директор Российского этнографического музея Владимир Грусман. - В первую очередь со школами, хотя наше сотрудничество с подрастающим поколением начинается даже с детских садов. Ну и потом, естественно, с высшими учебными заведениями. А раз в России есть такой институт, как армия, - институт многонациональный, очень сложный, выполняющий особенные задачи государственной важности, то нет сомнений, что с армией мы должны сотрудничать в особенности тесно. Наш музей обладает огромными информационными возможностями, имеет замечательный экспозиционный и научный потенциал, и мы должны искать свою аудиторию, привлекать к себе тех людей, кому действительно нужна накопленная нами информация. Впрочем, вы понимаете, что в нашей многонациональной стране эти знания, без преувеличения, нужны всем и каждому.
     Действительно, старинная пословица гласит, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Точно так же и на земле, где издавна живет тот или иной народ, за многие века сложились свои правила и понятия. Когда же приходят другие люди и начинают устанавливать свои порядки, поступают вопреки установленным здесь правилам, тем самым порой обижая или даже оскорбляя коренное население, быть беде. Кому это надо?!
     Да никому. Известно, что немало бед на нашей Земле происходит только от незнания или недомыслия. Вот пример, хотя, как говорится, из другой оперы, но очень подходящий к нашей теме. В Москве, на Хорошевском шоссе, по дороге к редакции «Красной звезды» установлено множество рекламных плакатов. На одном из них некто многомудрый поместил изображение французского автомобиля и радостно написал рядом: «Жги!» По размышлении можно догадаться, что это идиотский молодежный сленг, призывающий потенциального владельца автомашины до предела, так сказать, нажимать на газ... Да только не соображают авторы рекламы, что она очень явственно напоминает о недавних в общем-то событиях в пригородах Парижа, когда хулиганствующие молодчики, представляющие эмигрантские круги, в прямом смысле жгли эти самые «Ситроены» и «Пежо». Так что реклама автомобилей более похожа на подстрекательство - хорошо, что французские дипломаты по Хорошевке не ездят. А то бы иск рекламодателям учинили...
     ВернемсЯ, однако, в Санкт-Петербург - в Российский этнографический музей.
     - В былые времена наш музей очень часто посещали курсанты училищ, слушатели академий и других военно-учебных заведений, - продолжает рассказ Владимир Грусман. - Сейчас эти посещения начинаются опять. Но вот я уже давно не вижу в наших залах воспитанников Санкт-Петербургского СВУ, которому до музея рукой подать! А ведь когда-то мы с суворовцами очень много работали, видя в них будущее нашей Российской армии...
     Озабоченность директора не случайна. Санкт-Петербург издавна считался «военной столицей» Российского государства, а потому проблемы армии волнуют в городе многих. Поддерживая тесные рабочие контакты с руководством Ленинградского военного округа, Владимир Моисеевич знает, что в войсках сегодня служат представители всех тех 150 наций, народностей и этнических групп, которые живут в Российской Федерации. Это значит, что и в рядах Вооруженных Сил, несомненно, есть - пусть и не в столь ярко выраженной форме - традиционные проблемы межнациональных отношений.
     - Если офицеры-воспитатели, - рассказывает директор, - побывав в музее, начнут понимать некоторую индивидуальность материальной и духовной культуры народов, если они познают какие-то отдельные детали, связанные с традиционными национальными культурами того или иного народа или региона, то им проще будет работать с теми, кого они призваны воспитывать, кем они командуют...
     Идя навстречу командованию округа, руководство Российского этнографического музея проявило по-настоящему государственное мышление - впрочем, можно ли было ожидать другого от коллектива музея, в залах которого представлена и вся Россия, и весь наш бывший Союз? Ведь кажется, что «государственническая», скажем так, атмосфера там впитывается с самим музейным воздухом.
     И вот теперь в соответствии с достигнутым соглашением в музее проводятся тематические экскурсии и лекции для военнослужащих срочной и контрактной службы, а также семинарские занятия для офицеров. Специалистами музея подготовлены образовательные программы по особенностям поведения людей определенной религиозной принадлежности, исповедующих католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, а также принадлежащих к различным сектам. В программе занятий для солдат и сержантов такие темы, как природа образования культурной специфики народов Кавказа и Средней Азии, стили общения между людьми и общие типы этнического поведения.
     Главная цель работы состоит в том, чтобы люди смогли понять друг друга. Ну а если придет взаимопонимание, то и общение в конце концов легче будет наладить.
     Мы поинтересовались, что стало для музея той отправной точкой, с которой началась вся эта работа.
     - Очень многое из того, что мы сейчас делаем и планируем сделать, у нас появилось и сформировалось в то время, когда мы готовили и экспонировали выставку, посвященную российскому казачеству, - объяснил Владимир Моисеевич. - Когда мы коснулись этого огромного исторического пласта, когда мы впервые за период, прошедший после 1917 года, обратили внимание на это служивое сословие, на людей, среди которых, кстати сказать, тоже были представители разных национальностей и разных вероисповеданий, то их военное единство восприняли как пример. Люди, обладающие различной культурой и, подчеркиваю, различным вероисповеданием, могут служить под одним знаменем, сознавая, что Россия для них - единая Родина, что они исходя из этого могут преодолеть и отбросить всяческие этнические, религиозные и прочие перегородки.
     А еще директор Этнографического музея сказал с воистину отеческой заботой, что в жизни солдата не очень-то много моментов, которые дают ему возможность отвлечься, развлечься, и поход в музей представляет для этого очень хорошую возможность. Мол, и экскурсоводы до бойца какую-то интересную информацию донесут, и ему самому будет приятно побывать в самом центре города, где находится музей. А если вдруг солдат увидит на музейных витринах вещи, которые напомнят ему его родной дом (здесь, как мы уже говорили, есть экспозиции, посвященные разным народам и разным регионам), то и вообще потеплеет у него на душе, и дом покажется ближе, и холодный, несколько чопорный Петербург станет для него роднее...
     ...«Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим», - некогда писал Александр Сергеевич Пушкин, памятник которому стоит на площади Искусств метрах в ста от входа в Российский этнографический музей. Не постесняемся по совету великого поэта обратиться к нашему прошлому, которым мы имеем полное право гордиться. Самым ярким примером единения народов нашей страны стал период Великой Отечественной войны, когда на защиту Родины стали представители всех, без исключения, народов и национальностей, живших на территории Советского Союза.
     Можно сейчас вспомнить, сколько именно Героев Советского Союза дала каждая из них; можно рассказать о том, сколько представителей каких национальностей защищали Брестскую крепость или обороняли Москву, сражались в знаменитом Сталинградском «доме Павлова» или входили в состав экипажа воистину бессмертной подводной лодки С-13, которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско... Однако боевые действия влияют на человека особым образом, заставляют воистину отрешаться от всего во имя выполнения боевой задачи. Но ведь в то время было и другое, когда без всякого боя, в тысячах километров от войны среднеазиатские семьи принимали к себе эвакуированных из блокадного Ленинграда, не спрашивая их о национальности или вероисповедании и разделяя с ним последнее; когда на оккупированной гитлеровцами территории белорусские или украинские крестьяне, рискуя и своей жизнью, и жизнью своих детей, спасали от газовой камеры евреев... Да много чего тогда было, и мы не вправе об этом забывать! Дружба народов была одним из краеугольных камней, на которых держался великий Советский Союз.
     Теперь же эта дружба должна стать краеугольным камнем в фундаменте России. И мы обязаны сделать так, чтобы никто, кем бы он ни был, как бы ни старался, не смог его сдвинуть, свернуть! А потому спасибо и командованию Ленинградского военного округа, и руководству Российского этнографического музея, которые со всей серьезностью и ответственностью, нестандартно и неформально подходят к решению столь важного и, признаем, актуального вопроса для нашего общества. Поистине, этот «пример - другим наука»!

     На снимке: Монумент «Дружба народов» в честь 200-летия добровольного присоединения Осетии к России. 1982 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex