на главную страницу

20 Февраля 2008 года

Армия и общество

Среда

Очарованные флотом

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Он родился 7 мая 1928 года в Белоруссии, в г. Жлобине Гомельской области. Начало его пути на флот положил еще дед Матвей Костев. Рабочий депо, он был призван в царскую армию и служил до Первой мировой войны солдатом в Либаве, где охранял похожие на крепости здания из красного кирпича. В ту пору за этими стенами размещались экипажи Либавского отряда подводников. Сидя мальчонкой на коленях деда Матвея в начале тридцатых годов, маленький Георгий, а в метриках Юрка Юркович, впервые услышал слова «подводный отряд». В памяти малыша слово «подводный» сохранилось до грозных сороковых.
     В Жлобине Жорж, а тогда Юрка, впервые увидел и морскую форму на своем дяде, проживавшим рядом с домом деда. Это был Барташов Макар Власович. Последняя детская встреча с дядей запомнилась, когда дома уважительно сказали: «Наш Макар – морской летчик».
     В 1941 году, когда по радио прозвучало: «Война!», отец Жоржа работал на военном предприятии в ближнем Подмосковье. 23 июня мама с сыном проводили его на фронт. Оставшись одни, помогали грузить оборудование военного завода, где работал Георгий Матвеевич, в эшелон для эвакуации.
     Георгий-младший в 1941 году окончил 6 классов. После первого и последнего письма отца с фронта, как раз в день самого первого налета фашистских самолетов на Москву – 23 июля 1941 года, он сбежал от матери на крышу своего дома и успел на чердаке потушить две зажигательные бомбы. С этого дня засыпал и просыпался с мыслью: надо на фронт, к отцу! Но отец пропал без вести. Мама и сын после долгого пути в теплушке, прицепленной к заводскому эшелону, оказались на Урале в районе Перми.
     Запомнились лес и деревушки: Стрепунита, Бусырята и Васенки. До школы 15 километров через лес. Пропустил год. Но вдруг в январе 1944 года нашелся отец. В партизанах! В родной Белоруссии! Вскоре отца отозвали в Москву на военный завод
     № 233 в Лыткарине, где он работал до войны. До этого Жорж пытался, как дядя Макар, стать морским авиатором. Подал заявления в училище техников в Пермь, в авиационную спецшколу, сначала в Казань, потом в Куйбышев, но поступить помешала болезнь. Когда оправился, решил – на фронт. С товарищем забрались в теплушку к красноармейцам. Те приняли дружески, со смехом. Но на первой же остановке сдали ребят в комендатуру. Малолеток вернули к мамам. Скоро и мама, и сын оказались в Лыткарине. Жорж твердо заявил родителям: «Пойду в училище». После окончания 8-го класса с похвальной грамотой Люберецкий военкомат в июне 1944 г. направил Георгия на учебу в только что созданное Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ).
     С 1944 года курсанты училища стали участвовать в обеспечении боевых действий на Карельском перешейке: несли вместе с пограничниками патрульную службу на побережье Финского залива; помогали трофейным командам на «линии Маннергейма», собирали трофейное оружие и боеприпасы; участвовали в очищении прибрежных лесов от вооруженных бандитов, оставшихся за линией фронта; вели наблюдение за горизонтом на случай предполагаемой высадки немецкого десанта на Карельский перешеек, помогали саперам уничтожать мины.
     В феврале 1945 г., уже после выхода из войны Финляндии, состоялась незабываемая и яркая встреча с адмиралом И.С. Исаковым, посетившим ЛВМПУ. Эта встреча, а затем книга адмирала «Военно-морской флот в Великой Отечественной войне» помогли Г.Г. Костеву определить свою судьбу – служить только на подводных лодках.
     Осуществилась мечта в 1950 г. Он окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и в звании лейтенанта был назначен штурманом на подводную лодку в Кронштадт. Два года интенсивного плавания на Балтийском море пролетели незаметно. В аттестации Костева назвали лучшим штурманом соединения.
     В 1952-53 годах Костев учился на Высших специальных классах офицерского состава подводного плавания и противолодочной обороны ВМС в Ленинграде по специальности «Командное отделение». Окончив классы, Георгий Георгиевич вплоть до 1959 г. служил на дизельных подлодках
     «С-85», «С-219» в должностях помощника командира на Балтийском, старшего помощника на Черноморском и командира на Тихоокеанском флотах.
     Будучи уже командиром лодки, Костев совершил более 10 дальних походов, прошел по Мариинской системе, Северному морскому пути, пережил нелегкую зимовку на Колыме.
     Вот только некоторые яркие страницы походов.
     В 1956-1957 гг. на дизельной ПЛ
     «С-219» Костев перешел с СФ на ТОФ. Поход длился год и полтора месяца. Лодка в составе бригады сопровождалась ледоколами. Обстановка была экстремальной. Даже на ледоколах повреждались рули, от льда были пробоины у транспортов, идущих рядом с продовольствием и другими запасами на случай зимовки. На одной из лодок пришлось заваривать дыру в легком корпусе из-за сжатий во льдах. Впереди шел самый мощный ледокол «Ермак». Но и с его помощью нередко удавалось за полусутки пройти во льдах лишь 10-20 миль. Идущие рядом надводные корабли пробивались с трудом. Один из них едва не погиб. От сжатия льдом он накренился, раздался треск корпуса. Экипажу пришлось сойти на лед. Используя подрывные патроны, корабль все же спасли.
     12 сентября 1956 г. весь караван лодок зажали льды. Получили приказ: «Стать на зимовку в устье Колымы». Лодки с трудом, задевая грунт днищем, вошли в реку. 7 октября всю Колыму сковал лед. Часть экипажей расселили в барак, где для отопления пришлось заготовить 3 тысячи кубов леса. Спали на длинных, во весь барак, нарах. Другая часть обслуживала лодки и надводные корабли, с которых подвели пар на лодки, чтобы сохранить механизмы. Но главное было – сохранить корабль целиком. Мороз достигал 50 градусов, нередко лопался легкий корпус лодки. Быт тоже сложился тяжелым. Питание – только сухари и консервы. Помывка в бане была мечтой и откладывалась до прихода на Камчатку.
     Весь переход до зимовки занял 80 суток. Зимовали 7 месяцев. Наконец 20 мая 1957 г. все покинули нары и перешли на лодки. Выход из реки был сложный, везде стоял лед. Одна подлодка получила пробоину легкого корпуса. Шли за ледоколами впритык, иногда носом упирались в корму.
     20 августа 1957 г. удалось выйти на чистую воду, а 22 августа миновали мыс Дежнева и вошли в Берингово море.
     1 сентября Костев пришвартовал ПЛ «С-219» к пирсу на Камчатке. Рядом становились и другие лодки. Встречали всех цветами и объятиями.
     Вскоре начались походы в океан. Маршруты пролегали к берегам Америки, Японии, в районы учений. В 1959 году за успехи в боевой подготовке экипажу ПЛ «С-219» во главе с Костевым было вручено переходящее Красное знамя Камчатского обкома КПСС.
     С августа 1959 г. по июль 1962 г. он – слушатель Военно-морской академии в Ленинграде. В 1962 г. после окончании академии Георгия Георгиевича назначают командиром атомной подводной лодки (АПЛ) «К-50», одной из первых в Советском Союзе. Началась служба на атомоходах. В 1964 г. командир АПЛ «К-50» капитан 2 ранга Г.Г. Костев выполнил два похода.
     В июне 1965 г. АПЛ «К-50» вышла на учение «Печора» – крупнейшее в истории Северного флота. Была получена задача – обнаружить в Северной Атлантике «авианосец противника» (его обозначал один из крейсеров СФ с двумя эсминцами). С обнаружением – следовать за ним, не отставая, и давать его координаты для ударных сил флота. Разыгрался шторм. Сверху постоянно висели реальные натовские разведсамолеты. Но несмотря на это главным было не упустить противника. Несколько суток «К-50» шла под водой со скоростью 28-30 узлов, подвсплывая для донесений. По данным «К-50» силы флота задачу выполнили, «противник» был уничтожен.
     После этого похода командир «К-50» капитан 1 ранга Костев был удостоен чести в День ВМФ (25 июля 1965 г.) быть приглашенным в штаб флота по случаю вручения Северному флоту ордена Красного Знамени. Ему поручили выступить на торжествах сразу же после речи командующего флотом. Это была высокая оценка действий экипажа «К-50» со стороны командования.
     Были и другие походы, когда «К-50» оправдывала доверие командования. В одном из них Костеву пришлось принять рискованное решение – прорвать рубеж «противника» на самом полном ходу с риском быть обнаруженным. Но точный расчет командира позволил решить задачу, и «К-50» тогда получила высокую оценку.
     После командования АПЛ «К-50» Георгий Георгиевич был назначен заместителем командира дивизии в своем же соединении. В этой должности ему довелось не раз выходить в дальние продолжительные походы старшим на борту атомных подводных лодок «К-3» (самая первая советская АПЛ), «К-8» (АПЛ, оставшаяся в памяти своей трагедией), «К-133» (атомарина, участвовавшая в первом групповом переходе с СФ на ТОФ) и других.
     В 1966 г. с должности заместителя командира дивизии АПЛ Северного флота он был переведен в Москву, в Главный штаб ВМФ, где служил в оперативном управлении. В штабе Георгию Георгиевичу поручили курировать регион Средиземноморья. Туда как раз вошли американские ПЛ. ВМФ СССР пришлось в ответ начинать активную противолодочную деятельность. Потом по региону прокатилась череда арабо-израильских войн.
     В период обострения арабо-израильских отношений в 1967 г. в соответствии с решением начальника Главного штаба ВМФ Костев, как один из наиболее подготовленных офицеров, возглавил группу по проблемам боевой службы. Он лично занимался подготовкой и организацией эскадры ВМФ на Средиземном море, непосредственно участвовал в управлении силами советского ВМФ, и в организации их взаимодействия в этом регионе с ВМС арабских государств. В августе 1968 г. Костев был назначен заместителем начальника Южного направления оперативного управления ГШ ВМФ. С того времени он готовил материалы по анализу и использованию сил на Средиземном море. В сентябре 1968 г. Георгий Георгиевич по указанию начальника ГШ ВМФ убыл на корабли эскадры в Средиземное море.
     Находясь на флагманском корабле эскадры крейсере «Кутузов», с периодическими пересадками на другие корабли, Костев лично участвовал в проведении противолодочной поисковой операции на Средиземном море. На танкере «Ельня» он заходил в Александрию для контроля и организации ремонта кораблей эскадры, по приказу начальника ГШ ВМФ выезжал из Александрии в район Мерса-Матрух для оказания помощи командиру базирующейся там эскадрильи морской авиации. После возвращения из Средиземного моря продолжал заниматься проблемами использования сил эскадры. В частности, участвовал в разработке операций для сил арабского флота по постановке мин, действиям ПЛ, перехвату израильских ракетных катеров.
     В 1970 г. Костева перевели на службу в Военно-политическую академию им В. И. Ленина. В академии он, как начальник кафедры оперативно-тактической подготовки ВМФ, продолжал заниматься научной работой и в январе 1974 г. защитил диссертацию на оперативно-тактическую тему.
     Как ученый и опытный методист, он привлекался на учения флотов стран Варшавского договора с целью внедрения в практику действий сил современных теоретических положений оперативного искусства ВМФ. Его научные труды издавались на многих языках за рубежом.
     В 1981 г. Костеву было присвоено ученое звание профессор. С 1995 г. он – избранный член-корреспондент Академии военных наук.
     Георгий Георгиевич был непосредственным участником и очевидцем многих событий, происходивших после войны в советском ВМФ. Сейчас на счету Костева более 230 работ о флоте. Среди них фундаментальная военно-историческая монография «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения». В 1999 г. книга вызвала такой читательский интерес, что уже через год была переиздана под названием «ВМФ страны в последние полвека». Но именно в тот год произошли трагические события с АПЛ «Курск», анализ которых стал принципиальным дополнением вышедшей третьим изданием монографии – «ВМФ Советского Союза и России. 1945-2000».
     Третье издание было отмечено наградами – 9 декабря 2004 г. Г.Г. Костев получил медаль «Лучшие книги и издательства» из рук главы Русского биографического института Сергея Рыбаса, а комиссия по премиям Академии военных наук присудила ему премию им А.А. Свечина. В свою очередь правление Ассоциации книгоиздателей наградило Костева дипломом лауреата конкурса «Лучшие книги 2004 года».
     В развитие этой уникальной работы Георгий Георгиевич издает книгу «Неизвестный флот». В нее включены остросюжетные истории о происходивших на флоте чрезвычайных происшествиях, ранее не известных широкой общественности. Интересны и примеры, раскрывающие роль личности в истории флота.
     Костев – один из авторов сборника исторических очерков «Москва и судьбы Российского флота». Его статьи, очерки, рассказы затрагивают многие вопросы истории создания, становления и развития ВМФ и, в частности, подводного флота России. Вот заголовки лишь некоторых из них. «Подводная война и атомные подводные лодки», «Зачем Российскому флоту Средиземное море?», «Проблема стареющих подводных лодок России (или ядерная безопасность при утилизации АПЛ)», «История и перспективы морских стратегических сил России», «Задачи советского ВМФ в годы «холодной войны» и с ее окончанием», «Что делать с Российским атомным флотом». Большой интерес вызывает и серия статей «О морской стратегии России».
     В Центральном Московском архиве создан фонд Г.Г. Костева, в котором хранятся собранные им документы, материалы, фотографии. Это поистине уникальное наследие с конкретной информацией о множестве фактов, событий, произошедших в отечественном ВМФ.
     В настоящее время Георгий Георгиевич публикует свои статьи в периодических изданиях и сборниках уже не один, а вместе с сыном – капитаном 1 ранга запаса И.Г. Костевым, выпускником Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола. После службы на командных должностях в подводном флоте Игорь Костев был назначен начальником группы по ликвидации и утилизации вооружения и военной техники ВМФ в 17-м управлении Минобороны РФ, а с 1995 по 2000 г. был старшим уполномоченным Постоянной комиссии приемки кораблей ВМФ.
     После увольнения в запас Игорь Георгиевич продолжил сотрудничество с одним из крупнейших судостроительных предприятий страны – «Адмиралтейскими верфями». В настоящее время он совместно с отцом работает над книгой о военно-морском искусстве после распада Советского Союза. До этого они совместно подготовили к изданию новую монографию «Подводный флот от Сталина до Путина». Это один из тех немногих случаев, когда авторы – как отец, так и сын – были командирами атомных подводных лодок и знают проблемы флота изнутри.
     Уже более полувека контр-адмиралу Костеву во всем помогает его супруга Валентина Кузьминична. Многие ветераны – любители спорта – помнят ее как абсолютную чемпионку СССР по художественной гимнастике 1950-1951 гг. Валентину Сивохину. Ей – уроженке Кронштадта – чудом удалось выжить в блокаде. Маленькая Валя работала вместе с другими детьми на огородах, убирала улицы родного города, спасая Кронштадт от эпидемий. У ребят тогда находились силы и для участия в художественной самодеятельности. Валентина и ее подруги выступали перед моряками, солдатами. В музее Кронштадта хранятся архивные документы о подвигах школьников, награжденных медалью «За оборону Ленинграда». Такая медаль есть и у Валентины Кузьминичны Сивохиной-Костиной. Вместе с мужем она побывала на всех флотах, деля с ним радости и невзгоды службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex