на главную страницу

21 Февраля 2008 года

Армия и общество

Четверг

Главное — качество учебного процессаl

Подготовил Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Корни Вольского высшего военного училища тыла уходят в глубину истории. Еще в 1823 году здесь была создана школа кантонистов, готовившая карабинеров, унтер-офицеров, военных фельдшеров. С 1928 года располагалась авиационно-техническая школа. В годы Великой Отечественной войны 29 ее выпускников стали Героями Советского Союза, а знаменитый летчик генерал-майор Иван Полбин - дважды.
В 1964 году Вольское училище становится высшим училищем тыла. Основной стержень всех ее программ и планов - работа офицеров продовольственной и вещевой службы в боевых условиях. Многие из них прошли Афганистан, Чечню и другие «горячие точки».
Сегодня Вольское училище - одно из лучших в Вооруженных Силах. Вчера ему был вручен Вымпел министра обороны Российской Федерации «За мужество и воинскую доблесть».

     Вольскому училищу — 80 лет


     Учебный процесс, его качество и эффективность - основа основ всей деятельности командования, профессорско-преподавательского состава Вольского училища. В дни юбилея мы попросили начальника училища генерал-майора Михаила ГОРБУНОВА рассказать, какие достигнуты успехи в решении этой самой главной училищной задачи. Вот что он рассказал.
     - Высшее образование по праву признается одной из наиболее масштабных и авторитетных областей отечественной образовательной системы. Основные его принципы находят свое отражение в образовательном процессе училища, который разработан на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, квалификационных требований к военно-специальной подготовке выпускников.
     Применение государственных образовательных стандартов в военно-учебном заведении имеет важные особенности, а именно - подготовка офицеров осуществляется как по военной, так и по гражданской специальностям.
     Современной армии требуются специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки, умеющие решать как стандартные, так и нестандартные задачи. Выпускнику должны быть присущи профессиональная компетентность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Эти качества вырабатываются в ходе учебной работы.
     Для проведения занятий в училище имеются все возможности: лекционные аудитории, классы, учебные лаборатории по профилю кафедр, компьютерные классы, лингафонные кабинеты, тренажерные комплексы, спортивные залы.
     Создана у нас и стройная система проведения методических занятий, которая является школой накопления опыта и совершенствования методического мастерства. Стало хорошей традицией проведение в масштабе училища научно-методических конференций преподавательского состава и командиров курсантских подразделений. Темы конференций включают рассмотрение путей дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросы внедрения инновационных технологий, активных методов обучения.
     На базе методического кабинета функционирует «Школа педагогического мастерства». Темами занятий являются наиболее актуальные вопросы педагогики, психологии, организации образовательного процесса, междисциплинарного взаимодействия. К проведению этих занятий привлекаются лучшие методисты училища, начальники кафедр, офицеры учебного отдела.
     Одним из важных направлений методической работы является контроль учебных занятий. Организация контроля обеспечивает проверку занятий, проводимых преподавательским составом и командирами курсантских подразделений не реже двух раз в семестр. Учебные занятия, проводимые начальниками кафедр, начальниками факультетов, командирами батальонов, их заместителями и профессорами, контролируются начальником училища, его заместителями, начальником учебного отдела не реже одного раза в семестр. Результаты контроля ежемесячно рассматриваются на совещаниях руководящего состава училища, при подведении итогов за семестр и учебный год, на заседаниях ученого совета, а также на заседаниях кафедр и методических совещаниях командиров курсантских подразделений.
     С учетом специфики преподаваемых дисциплин и современных требований к уровню высшего образования и качества подготовки специалистов на кафедрах училища применяются различные формы и методы проведения учебных занятий, в том числе и инновационные технологии обучения. Так, на кафедре тактики при проведении лекций, практических занятий, семинаров по военной истории преподавателями В. Егеревым и Ю. Никитиным используются специально разработанные видеофильмы, позволяющие более наглядно представить учебный материал. Ряд практических занятий, семинаров, групповых упражнений проводится методами создания проблемных ситуаций, «провокаций», игровых элементов.
     На кафедре войскового тыла большое место занимают современные формы организации и методики обучения. Чтение лекций, как правило, осуществляется в диалоговом режиме «обратной связи», стимулируя внимание курсантов периодическими вопросами и кратким анализом ответов. Полковник М. Клюев активно использует мультимедийные лекции по темам: «Роль и задачи войскового тыла», «Тыловое обеспечение полка в наступлении», «Основы управления войсковым тылом».
     В училище ежегодно проводится тактико-специальное занятие с курсантами 3-го курса на тему: «Взвод материального обеспечения в обороне. Управление тылом батальона». В ходе таких занятий курсанты практически развертывают все элементы взвода материального обеспечения, отрабатывают нормативы.
     На кафедре общественных наук в ходе учебной работы применяются такие инновационные технологии и приемы активизации деятельности курсантов, как «круглые столы» по социальной философии, парные опросы, микрорефераты, графическиобразное представление проблемы, проведение выставок, научных конференций, творческих встреч и др.
     В образовательном процессе преподаватели В. Ефремов, А. Радионенко используют творческие связи с коллективами культурных центров г. Вольска, музея училища, художественной библиотеки. Совместно с краеведческим музеем проведен ряд мероприятий, направленных на формирование общей культуры курсантов, любви к Отечеству и его историческому прошлому.
     Так повелось, что теоретические положения постоянно связываются с практикой. Преподаватели кафедры экономики и менеджмента продовольственного обеспечения большую часть практических занятий по продовольственной специальности проводят на объектах тыла (склады, учебно-опытное хозяйство, теплицы, столовые, лаборатории и классы на объектах продслужбы). По дисциплинам кафедры питания и хлебопечения нашли свое применение деловые и военно-профессиональные игры. На практических занятиях по выпечке хлеба курсанты отрабатывают учебные вопросы в качестве должностных лиц полевого и стационарного хлебозавода.
     На кафедре технологии и товароведения пищевых продуктов при изучении учебного материала используются различные современные формы и методы проведения учебных занятий. Чтение лекций по дисциплине сопровождается созданием проблемных ситуаций, лабораторные работы проводятся методом малых групп, позволяющим интенсифицировать учебный процесс и прививать навыки самостоятельной работы. Активизировать изучение учебного материала дисциплины помогает военно-специальная игра на тему: «Управление качеством продовольствия в условиях повседневной деятельности войск и в особый период».
     На кафедре технических средств тыла при изучении дисциплин наряду с устным изложением и обсуждением материала активно используется метод демонстрации видеофильмов о вооружении, технике тыла, приемах действий и работе как в натуральном виде, так и на отдельных узлах и агрегатах специальной техники.
     Много интересного на кафедре бухгалтерского учета и автоматизации, где при изучении учебных дисциплин широко применяется сервисное, офисное и обучающее программное обеспечение. В имеющихся на кафедре компьютерных классах, а также в аудиториях, лаборатории вычислительной техники курсантам предоставлена возможность самостоятельной работы по приобретению знаний и закреплению необходимых умений и навыков. Это достигается сочетанием действий преподавателей кафедры и программным моделированием условий и динамики профессиональной деятельности. Разработанный коллективом кафедры электронный учебник «Информационные технологии управления» занял первое место в смотре-конкурсе училища и представлен на конкурс в Военную академию тыла и транспорта.
     Все выпускники училища - хорошие водители. И не только потому, что все отведенное время по изучению автомобилей и практике вождения используется без потерь. А еще потому, что активизировать учебный процесс при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» позволяют компьютерные автоматизированные обучающие и тренажерные комплексы.
     Для развития и совершенствования навыков устно-речевого общения в межличностных (бытовых) ситуациях и профессиональных коммуникациях на кафедре иностранных языков преподавателями
     Е. Дьяченко, И. Черной разработан ряд речевых игр, которые применяются в течение всего курса обучения по дисциплине. В целях интенсификации обучения и приобщения курсантов к чтению специальной военной литературы преподавателями кафедры используются контролирующие и обучающие компьютерные программы. При проведении практических занятий широко используются лингафонные кабинеты, аудио- и видеотехника.
     Применение новейших методик обучения и форм организации занятий в училище в целом обеспечивает выполнение современных требований к качеству образовательного процесса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex