на главную страницу

27 Февраля 2008 года

Актуальное интервью

Среда

Форпост в Геопорту

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



Новороссийская военно-морская база (НВМБ) – наиболее динамично развивающееся оперативно-тактическое объединение в общей структуре Военно-морского флота России, которому уделяется пристальное внимание и министерства обороны РФ, и Главкомата ВМФ. И связано это во многом с будущим Черноморского флота, выполнением Федеральной целевой программы (ФЦП).
  НВМБ имеет свою историю. В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 год ею командовал Герой Советского Союза вице-адмирал Г.Н. Холостяков. Затем НВМБ была расформирована. После распада Советского Союза был образован Новороссийский военно-морской район (НВМР), командиром которого стал офицер-черноморец контр-адмирал Евгений Орлов. Он начинал с нуля и довел объединение, первоначально замыкавшееся не на Черноморский флот, а непосредственно на главный штаб и главнокомандующего ВМФ, до НВМБ. Евгения Орлова, назначенного заместителем командующего ЧФ, сменил на этом посту вице-адмирал Владимир Иванович Рогатин.
  О нынешнем дне НВМБ рассказывает ее командир вице-адмирал Сергей Меняйло.

     

     
Визитная карточка

     Вице-адмирал Меняйло Сергей Иванович родился 22 августа 1960 года в городе Алагир Северо-Осетинской АССР. В 1983 году окончил Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С.М. Кирова по специальности инженер-штурман. После выпуска был назначен командиром штурманской боевой части на базовый тральщик Кольской флотилии Северного флота.
     В 1985 году стал командиром базового тральщика БТ-22, а позднее морского тральщика «Контр-адмирал Власов».
     В 1995 году после окончания Военно-морской академии им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова С.И. Меняйло назначили начальником штаба – заместителем командира соединения кораблей Каспийской флотилии, в 1998 году – командиром соединения кораблей охраны водного района. После окончания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ был назначен начальником штаба Новороссийской военно-морской базы, а в 2005 году – ее командиром. Звание вице-адмирала присвоено 6 июня 2007 года.

     

     - Сергей Иванович, с чего в Новороссийске все начиналось?
     - На самом первом этапе в состав Новороссийского военно-морского района (ВМР) вошли части и подразделения, выведенные с территории Грузии и Украины после распада СССР. По большому счету в тот период перед ними стояла единственная задача, приемлемая в большей степени для морской пехоты: высадиться и закрепиться на голом побережье. Главным на ту пору было выжить, сохранить кадровый состав и технику.
     Никакой инфраструктуры, причалов для размещения военных кораблей и городков для береговых частей в Геопорту Новороссийска, где сегодня дислоцируется бригада кораблей НВМБ, как, впрочем, и в других местах, не было. Когда наиболее острые вопросы организационного обустройства смогли решить, пришел черед боевого слаживания. Уже в 1996 году мы впервые приняли участие в международных учениях. Экипаж морского тральщика (МТЩ) «Железняков» достойно отработал задачи в ходе международных военно-морских учений «Си-Бриз-96». Весной 1997 года личный состав объединения участвовал в командно-штабном стратегическом учении «Редут-97», проходившем под руководством министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командный пункт способен эффективно управлять силами ВМР в боевых условиях.
     Уже в те годы стало ясно, что масштабность задач, поставленных перед новороссийским оперативно-тактическим объединением, требует его дальнейшего развития. Исходя из этого в 1997 г. директивой начальника Генерального штаба Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу и вошел в состав Черноморского флота.
     - В Федеральной целевой программе (ФЦП) отражены и сроки, и основные расходы по строительству флотских объектов. Как идет ее выполнение?
     - Следует сказать, что благодаря ФЦП нам удастся совершить настоящий прорыв в развитии инфраструктуры. Это очень объемный, обстоятельный, расписанный буквально по каждому объекту документ. Есть планы строительства, которые на сегодняшний день выполняются. Это отмечено и министром обороны, который здесь был в декабре минувшего года. Выполнению ФЦП уделяется все более и более пристальное внимание. Об этом свидетельствует то, что чаще и предметнее органы центрального военного управления занимаются проблемными вопросами, которые в ходе строительства возникают.
     - Например?
     - Из программы, скажем, была исключена так называемая социалка. Мы строим инфраструктуру флота, но не строим пока в том объеме, в каком необходимы социальные объекты. Не строим, в частности, детские сады, школы. Нам никто в городах Краснодарского края не отказывает в приеме наших детей в дошкольные и школьные учреждения, но понятно, что это дополнительная нагрузка на уже существующие заведения. Поэтому в настоящее время идет корректировка самой программы. Вопрос решается на уровне Правительства РФ по внесению изменений и дополнений в ФЦП. Причем не в виде экстраординарных мер, а планово. Сейчас, в частности, идет огромная работа по отведению земельных участков, в том числе под объекты социального назначения, жилищное строительство.
     - Можно назвать конкретные районы?
     -Это касается всех районов. В частности, Темрюка, Анапы, Новороссийска, Туапсе... Эти города имели свои планы развития, сверстанные еще до нашего обустройства, и сейчас идет работа с главами администраций по внесению коррективов в генеральные планы развития городов с учетом нашего строительства.
     - Надо полагать, для них это не очень желанный процесс, если не сказать большего.
     -Действительно, ломка планов – малоприятный, а порой и болезненный вопрос. Но что характерно, главы администраций идут нам навстречу, понимая важность задач, которые мы решаем. Все, правда, требует времени. Есть объективные трудности в решении ряда вопросов. В том числе на законодательном уровне. Это перевод земель из одной категории в другую, компенсационные выплаты. Чтобы отвести участок земли, нужно от трех месяцев до года в зависимости от его принадлежности. Надо учитывать и то, что это Краснодарский край с развитым сельским и фермерским хозяйством. И порой бывает очень трудно соблюсти баланс интересов обороны и сельского хозяйства. Порой емкости земель просто не хватает для того, чтобы полноценно разместить подразделения и воинские части там, где это необходимо.
     - То есть проблема в максимально рациональном, разумном использовании земли?
     - Да, именно так. Понятно, что для береговых войск нужны полигоны. Есть полигон Раевка, это 4,5 тысячи гектаров земли. Мы идем по пути оптимизации использования той структуры, которая есть. В частности, полигон используем совместно с другими видами Вооруженных Сил и родами войск. Мы отказываемся от принципа, что у каждого ведомства все должно быть свое, и экономим землю, ресурсы и бюджетные средства.
     - Сергей Иванович, об отношениях с местными властями вы уже сказали. А как складываются отношения с жителями городов, где находятся черноморцы?
     - Народ относится к нам с уважением, пониманием нашей роли и предназначения, и это радует, ибо еще несколько лет назад такого отношения не было. Приходили представители некоторых СМИ и задавали вопросы: а какой будет выгода для Новороссийска, Краснодарского края, если сюда придут военные? А выгода, между прочим, тоже есть. Во-первых, мы платим налоги. Во-вторых, предоставляем рабочие места. Зарплата у нас, может, и невысока, но стабильна. Наши военнослужащие – это ведь тоже жизнь – знакомятся с местными девушками, создают семьи. Лет через 10-15 в том же Новороссийске, пожалуй, не будет ни одной семьи, так или иначе не связанной с военными моряками. Военные моряки поднимают международный престиж города-героя Новороссийска. Наш крейсер «Михаил Кутузов» – филиал музея Черноморского флота – стал символом города. Его жители и гости уже не представляют Новороссийск без «Кутузова». Напомню, что и основателями города были военные моряки. Новороссийск – город морской славы. Этого у него не отнять, как и славной истории. Ну а главное, мы решаем стратегическую задачу – обеспечиваем оборону страны.
     - Вернемся к реализации ФЦП.
     - На первом этапе приоритет отводится строительству причального фронта для кораблей и судов в Геопорту Новороссийска, капитальному строительству военных городков для береговых войск со всей необходимой инфраструктурой. Во многом это строительство уникально и отличается высокими темпами. В 2005 году только для части морской пехоты были построены и введены в эксплуатацию штаб двух подразделений, столовая на 255 посадочных мест, медицинский пункт, общежитие для контрактников на 120 человек, хранилища техники, насосная станция пожаротушения, 2 подъездные дороги, контрольно-технический пункт парка техники, осуществлены телефонизация, газификация и электрификация учебно-боевой площадки.
     Не меньший объем строительных работ выполнен также и на территории военного городка отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады. Полностью завершить строительство объектов базирования ракетно-артиллерийского соединения и отдельной части морской пехоты военные строители обещают к концу 2009 года. Это соответствует срокам, определенным ФЦП.
     В 2005 году в соответствии с ФЦП военные строители приступили к возведению причальных сооружений. То есть масштабная стройка началась еще и на море. Причем многие гидротехнические объекты уникальны по задумке и никогда ранее не возводились... Чего стоит, например, строительство на глубинах до 30 метров двух оградительных молов общей протяженностью около 2 км. Конструкция мола усложнена с расчетом на 9-балльную сейсмику, а на глубинах, где планируется строительство, залегают 5-метровые илы. Но были предложены неординарные технические решения, и уникальный мол позволит надежно защитить корабли, стоящие у причалов, от воздействия сильных юго-восточных ветров и пресловутой боры.
     Пока же корабли не могут быть обеспечены круглогодичной безопасной стоянкой у причалов. В период усиления ветра и волновых режимов экипажи вынуждены штормовать в море. А это неоправданный расход ресурса и ГСМ.
     - Товарищ вице-адмирал, нельзя ли еще подробнее об этом уникальном проекте?
     - Специалисты 26-го научно-исследовательского центра ВМФ, который находится в Санкт-Петербурге, определили очередность строительства оградительных сооружений. В специальном научно-испытательном бассейне создан макет новороссийского Геопорта с предполагаемыми гидротехническими сооружениями, в масштабе изготовлены и макеты кораблей. При помощи специальных устройств создается искусственная волна, и воздействие волновых режимов на оградительные молы и их влияние на безопасность стоянки кораблей испытываются в натуральных условиях. В проектировании этих сооружений задействованы все значимые научные силы России в гидротехнике. Над темой работают специалисты Московского инженерно-строительного института (МИСИ), Научно-исследовательского института Минобороны РФ и многие другие. Общее руководство научными разработками возложено на 23-й Государственный морской проектный институт.
     Помимо уникальных гидротехнических объектов, честь военным строителям делает и другой объект. Всего за 5 месяцев в пригородной черте Новороссийска было построено здание Постоянного координационного центра Черноморской военно-морской группы (ЧВМГ) «Блэксифор». Европейский уровень дизайна и оснащенности поражает многих, кто попадает внутрь здания. Центр оснащен современными средствами охраны и видеонаблюдения, самыми последними разработками в области электронной техники.
     На втором этапе строительства продолжится создание базовой инфраструктуры флота на территории Краснодарского края. Со строительством объектов, естественно, будет и расширение нашей штатной численности. Помимо этого, будут развиваться и совершенствоваться структура тыла, объекты вооружения и авиации флота, инфраструктура береговых войск, начнется строительство объектов обеспечения безопасности мореплавания на мысе Железный Рог.
     Контроль за соблюдением сроков и качеством работ ведется на всех уровнях, начиная от Счетной палаты РФ, Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ), инспекций Минобороны РФ и заканчивая контролирующими инспекциями в регионе базирования.
     Наша деятельность находится под пристальным вниманием. Но при этом нам оказывают и большое доверие, всестороннюю помощь. Это вселяет уверенность, что мы обустроимся и создадим современную и развитую инфраструктуру, которая позволит решать все поставленные перед нами задачи.
     - Сергей Иванович, в Новороссийске, как известно, прошла Морская коллегия, действующая при Правительстве РФ. Рассматривался ход реализации ФЦП. Какие выводы были сделаны?
     - Первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов дал следующую оценку: «Радует, что срывов ни в финансировании, ни в строительстве нет. Качество строительства хорошее, поэтому есть надежда на то, что программа будет выполнена в срок».
     К этому добавлю, что наметилось ускорение с выполнением программы. Финансирование из года в год увеличивается. Сейчас можно говорить о его двукратном увеличении.
     - Как сообщали СМИ, в период работы Морской коллегии главком ВМФ акцентировал внимание на проблемных вопросах, требующих решения на правительственном уровне. Каких сфер они касались?
     - Ставился вопрос о землеотводе для полигона в районе мыса Железный Рог. В итоге губернатору Краснодарского края было поручено найти компромиссное решение по землеотводу. Там находится азотный терминал, и нужно было состыковать вопросы перспективного развития промышленных предприятий и создания военной инфраструктуры. Губернатор положительно решил вопрос с землеотводом под обустройство военного полигона.
     Второй проблемный вопрос, поднятый главкомом ВМФ, – социальное строительство. Мы уже возвели целый микрорайон имени С.Г. Горшкова, но не построили ни одного детского сада или школы. Это, конечно же, создает дополнительную нагрузку на городские учреждения. Вопрос требует решения.
     Как вы, наверное, знаете, средства на социальное строительство в ходе согласования с Минэкономразвития из федеральной программы были исключены. Аргумент – есть другие целевые программы. К примеру, «Школа и детство», по которой финансируется строительство школ и детсадов. Есть программа по созданию фонда служебного жилья. Она предусматривает финансирование строительства жилья для военнослужащих. В итоге средства ФЦП были направлены исключительно на создание системы базирования. Сейчас, как я уже сказал выше, ошибки исправляются. И это правильно, мы обязаны думать о людях, которые служат на кораблях и в частях нашей ВМБ. Они должны служить и жить в нормальных условиях. Три года мы не строили жилья, а затем, наконец, заложили два дома – в Новороссийске и Анапе. Их сдали в конце года. Жилищное строительство будет продолжаться. Это, к слову, тоже предусмотрено федеральной целевой программой.
     И третий проблемный вопрос – строительство мощной топливной базы в районе основного пункта базирования кораблей НВМБ в Геопорту. Без надлежащей топливной базы невозможно обеспечить боеготовность кораблей. Топливная база должна быть в непосредственной близости от моря. Соответственно нужны и специализированные топливные причалы, где будут заправляться корабли. Пока заправку производим с колес: топливо подвозим автомобильной техникой. С малыми объемами справляемся. Но при массовой заправке и больших объемах это невыгодно и обременительно.
     Кроме того, Морская коллегия рассмотрела вопрос о развитии судоремонтной базы на территории Краснодарского края. Необходимость в этом уже давно назрела. Здесь в полной мере нужно использовать уже имеющуюся базу СРЗ – в Новороссийске и в Туапсе. Для того, чтобы они развивались и функционировали в полной мере, необходим перспективный Гособоронзаказ (ГОЗ) на производство комплексных судоремонтных работ на кораблях ВМФ, и в частности Черноморского флота. Сергей Борисович Иванов поручил Морской коллегии создать специальную подкомиссию и проработать вопрос о развитии судоремонтной базы на побережье Краснодарского края для кораблей не только Черноморского флота, но и других ведомств.
     Если говорить об ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», то доля кораблей ВМФ по госзаказу здесь последние годы растет: в 2003 г. они составляли 27%, в 2004 г. – 35%, в 2005 г. – 49%. В 2007 году по ГОЗ заводом выполнено работ на сумму более 70 млн. рублей. Сейчас, например на Туапсинском СРЗ – ремонтируется четыре единицы НВМБ и ЧФ. В ОАО «Новороссийский СРЗ» – сторожевой корабль ЧФ «Пытливый». Работы ведутся планово.
     - Корабельный состав Черноморского флота хотя и незначительно, но пополняется. Как в этом плане выглядит ваша база?
     - В прошлом году мы получили большой корабельный щит для отработки задач боевой подготовки, десантный катер «Серна» и новый рейдовый буксир, изготовленный по последнему слову техники. Еще ранее получили катер связи КСВ-67. В этом году ждем новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Экипаж уже находится на этом новом корабле. Впереди заводские, а затем государственные испытания, после которых корабль вольется в состав НВМБ.
     - Как обстоят дела в сфере боевой и оперативной подготовки, международного военного сотрудничества?
     - Работая на перспективу, мы решаем и текущие задачи. Отрабатываем их в полном объеме. Именно в эти часы, например, участвуем в тренировке под руководством командующего войсками СКВО генерала армии Александра Баранова. Участвуем и в операции «Черноморская гармония» совместно с Турцией. Она проходит в соответствии с межправительственным соглашением по борьбе с терроризмом, наркоторговлей, торговлей оружием и незаконной миграцией. Налажен постоянный ежедневный обмен информацией. В нашем координационном центре на постоянной основе находится представитель турецкой стороны. Соответственно наш офицер связи находится в турецком городе Эрегли.
     За последний год уровень боевой и оперативной подготовки заметно вырос. Большинство задач, которые стояли перед нами в прошлом году, выполнено. Основные из них – участие сил базы в международном учении «Черноморская гармония», боевая служба малого противолодочного корабля «Касимов», который выполнил задачи с оценкой «отлично», инспекция Тыла Вооруженных Сил РФ. Мы участвовали и в боевой работе: наши специалисты обезвредили около 100 единиц взрывоопасных предметов в акватории бухты Новороссийска. При выполнении этих задач личный состав проявил мужество, высокую выучку и представлен к государственным наградам.
     В феврале на полигоне в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова прошло межвидовое учение береговых войск НВМБ совместно с 7-й десантно-штурмовой дивизией. В рамках единой задачи «Противодесантная оборона морского побережья» береговые войска базы и десантники отработали взаимодействие на едином тактическом фоне. Это второе учение подобного рода. В прошлом году мы провели учение «Доверие» с присутствием наблюдателей стран Причерноморья по борьбе с терроризмом, в основу которого была положена вполне реальная, по меркам сегодняшнего дня, ситуация: попытка захвата неопознанными лицами танкера на рейде Новороссийска.
     С февраля по апрель прошлого года морские пехотинцы нашей базы провели полевой выход с выполнением учебно-боевых упражнений в условиях горно-лесистой местности. Его особенностью стала отработка задач по целевому предназначению морских пехотинцев – погрузка военной техники и посадка личного состава на десантный корабль. Береговые войска систематически отрабатывают задачи на полевых выходах. В прошлом году дивизион ракетной бригады был на Северном флоте и провел тактическое учение с фактическим выполнением ракетных стрельб.
     Мы напрямую взаимодействуем с дивизией ВДВ, которой командует полковник Владимир Кочетков. Отрабатываем взаимодействие с армией ПВО, которая обеспечивает истребительно-авиационное прикрытие. Причем стремимся к тому, чтобы усложнять тактический фон, расширять наше взаимодействие.
     В апреле прошлого года моряки-новороссийцы обеспечили морские глубоководные испытания аэромобильного комплекса «Пантера-Плюс» и необитаемого подводного аппарата.
     В 2008 году два наших тральщика планируются на боевую службу, а МПК будет участвовать в международном учении под руководством турецкой стороны. Словом, скучать не приходится.
     - Спасибо за беседу. Успехов вам и всем новороссийцам.
     
На снимках: командир НВМБ вице-адмирал Сергей МЕНЯЙЛО; в штабе НВМБ; боевой пуск ракет; обустройство причального фронта.Фото автора и капитана 2 ранга Андрея ТАРАМАНА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex