на главную страницу

27 Февраля 2008 года

Армия и общество

Среда

Как попасть в десятку

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



В настоящее время в 10 военных вузах готовят офицеров для органов воспитательной работы. Молодым людям, желающим стать офицерами-воспитателями (военными психологами, социологами, культурологами, журналистами), эта публикация, надеемся, даст информацию к размышлению.

     Армия - это прежде всего люди. И не они прилагаются к технике и вооружению, экипировке и амуниции, а наоборот, все это прилагается к людям в погонах - к солдатам и сержантам, офицерам и прапорщикам. Именно от их мастерства, их физического состояния и даже настроения зависит, как в том или ином конкретном случае сработает вверенная им боевая техника, куда и с какой точностью полетит ракета, снаряд или пуля.
     С этой аксиомой никто никогда не спорил. Однако в разные исторические периоды отечественного военного строительства выводы из нее делались различные. Чаще считалось, что в частях и подразделениях нужны особые должностные лица, основным предназначением которых будет работа с людьми, основанная на фундаментальных знаниях человеческой натуры. Порой же считалось, что справиться с этой задачей под силу любому начальнику - мол, каждый офицер призван быть воспитателем по определению, потому что работает с подчиненными.
     С последним утверждением трудно спорить: да, призван. Однако несомненно и другое: каждый человек - это Вселенная... Постичь ее тайны с кондачка, мимоходом - не получится. Научиться не только с полувзгляда понимать состояние души подчиненного, но и изменять это состояние, четко представлять мотивацию каждого сослуживца и уметь корректировать ее, понимать психологические законы, действующие в любой малой группе, уметь управлять возникающими порой между подчиненными конфликтами так, чтобы избежать деструктивных проявлений, - для всего этого необходима профессиональная подготовка.
     В СССР такая подготовка была организована в 11 высших военно-политических училищах Министерства обороны (Донецком, Киевском, Курганском, Ленинградском, Львовском, Минском, Новосибирском, Рижском, Симферопольском, Свердловском и Таллинском), а также в Голицынском ВПВПУ КГБ СССР для Пограничных войск и Ленинградском ВПУ МВД СССР для Внутренних войск. Большинство из них открылись в 1967 году.
     Престижность этих вузов в советское время обеспечивала внушительный конкурс. Уже на стадии изучения документов кандидатов, желающих поступить в то или иное высшее военно-политическое училище, у приемных комиссий была возможность выбора, так что вызов для поездки в училище и сдачи вступительных экзаменов направлялся отнюдь не каждому из претендентов. В итоге курсанты по своему интеллектуальному и физическому развитию без преувеличения представляли цвет советской молодежи. Став офицерами, они в большинстве своем служили достойно, справляясь с возложенными на них обязанностями и в мирное время, и в боевой обстановке Афганистана.
     После августа 1991 г. настали другие времена. С 1992 г. целенаправленная подготовка офицеров-политработников в военных учебных заведениях России прекратилась. Их заменить оказалось некем, система воспитания военнослужащих была разрушена. «С водой выплеснули ребенка», - заметил много позже по этому поводу Сергей Иванов, будучи министром обороны. И признал, что с ликвидацией института замполитов оказалась свернутой вся воспитательная работа в Вооруженных Силах.
     Ошибку осознали тогда, когда готовить заместителей командиров рот по воспитательной работе было уже негде. В тот период вакантные должности заместителей командиров подразделений по воспитательной работе стали комплектовать прежде всего лейтенантами-двухгодичниками. На октябрь 2000 г. призванными из запаса офицерами было укомплектовано 90% должностей заместителей командиров рот по воспитательной работе, при этом свыше 1200 должностей оставались вакантными. В феврале 2001 г. численность вакантных должностей и количество офицеров-двухгодичников, назначенных на эту должность, еще увеличились.
     Да, некоторые двухгодичники сумели себя хорошо зарекомендовать. Однако анализ положения дел на местах показывал, что в соединениях и частях, где заместители командиров по воспитательной работе имеют базовое профессиональное образование, происшествий и преступлений, случаев гибели личного состава значительно меньше, чем в тех воинских частях, где заместители командиров рот (батарей) по воспитательной работе такого образования не имеют.
     При этом молодые лейтенанты - выпускники военно-учебных заведений командного и инженерного профиля от должностей заместителей командиров рот по воспитательной работе, как правило, отказывались. Во-первых, они понимали, что не обладают специальной подготовкой по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам, теории и практике морально-психологического обеспечения, методике воспитательной работы. Во-вторых, командиры взводов воспринимали назначение на должность заместителя командира роты по воспитательной работе как равнозначное и непрестижное, поскольку в порядке продвижения по службе их чаще назначали командирами рот.
     Только в 2002 г. в военных вузах возобновилась подготовка офицеров-воспитателей. И сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что именно офицер органов воспитательной работы с глубокими знаниями психологии человека, владеющий методикой и прочными навыками организации как целостного воспитательного процесса, так и индивидуально-воспитательной работы с людьми, становится в армии и на флоте одной из ключевых фигур. Войскам заместители командиров по воспитательной работе крайне необходимы.
     В связи с этим формирование кадрового потенциала для органов воспитательной работы - в настоящее время одна из ключевых задач. В Вооруженных Силах РФ создана система подготовки заместителей командиров рот по воспитательной работе (им равных) и специалистов воспитательных структур. Подготовка офицеров для органов воспитательной работы организована в 10 военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (на схеме).
     Базовым вузом по подготовке офицеров для воспитательных структур стал Военный университет, где организовано обучение на четырех факультетах.
     На факультете руководящего состава (органов воспитательной работы) проводится подготовка офицеров по очной и заочной формам обучения по специальности «Управление морально-психологическим обеспечением войск (сил)» (гражданская специальность - «Специалист в области управления»).
     Военно-психологический факультет предоставляет возможность курсантам приобрести очень востребованную сегодня и в армии, и на «гражданке» специальность «Психологическая работа» (гражданская специальность - «Психолог. Преподаватель психологии»). С 2007 года на факультет осуществляется набор представительниц прекрасного пола.
     На факультете военно-социальной работы готовят офицеров по двум специальностям. Во-первых, это «Военно-социальная работа и профилактика правонарушений» (гражданская специальность - «Специалист по социальной работе»). В прошлом году данную специальность получили 34 лейтенанта-выпускника. Еще одна специальность факультета - «Организация общественно-государственной подготовки» (гражданская специальность - «Социолог. Преподаватель социологии»).
     Название следующего факультета Военного университета прямо говорит о том, офицеров каких специальностей там готовят: факультет культуры и журналистики. Военная специальность «Культурно-досуговая работа» приобретается на факультете одновременно с гражданской специальностью «Менеджер социально-культурной деятельности». А на журфаке осуществляется подготовка по специальности «Военная журналистика и информационное обеспечение» (гражданская специальность - «Журналист»).
     Для комплектования должностей заместителей командиров рот (и им равных) по воспитательной работе в 9 вузах Минобороны РФ готовят офицеров по военной специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск (сил)» (гражданская специальность - «Педагог-психолог»).
     Выпускник 2007 года Новосибирского высшего военного командного училища лейтенант Максим Ананьев получил назначение на Кавказ - заместителем командира мотострелковой роты по воспитательной работе в полку, дислоцированном в Ингушетии. «С прибытием в часть с первого дня окунулся в жизнь ротного коллектива, - пишет в отзыве на лейтенанта Ананьева заместитель командира соединения по воспитательной работе полковник Олег Мосеев. - В первую очередь Максим определил главную задачу - сделать роту центром воспитательной работы. По отзывам командования, лейтенант Ананьев уже в данный момент достоин выдвижения на должность заместителя командира батальона по воспитательной работе.
     Выпускник прошлого года Новосибирского ВВКУ лейтенант Станислав Романов, по отзывам командования, в должности заместителя командира разведроты по воспитательной работе также зарекомендовал себя с положительной стороны. Методически грамотно проводит мероприятия по профилактике правонарушений среди военнослужащих, в результате чего в 2007 г. в подразделении не допущено правонарушений. За достигнутые успехи в настоящее время лейтенант Романов рассмотрен для назначения на вышестоящую должность.
     Исключительно с положительной стороны зарекомендовал себя выпускник НВВКУ 2007 года, заместитель командира мотострелковой роты по воспитательной работе лейтенант Владимир Седых. В настоящее время он выполняет должностные обязанности в батальоне, входящем в состав Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, где своими знаниями и умением завоевал авторитет и уважение командования батальона.
     Успешно начал офицерскую карьеру в должности заместителя командира роты по воспитательной работе на территории Республики Дагестан еще один выпускник НВВКУ - лейтенант Станислав Щелычев. Майор Руслан Баганов отмечает в служебной характеристике, что лейтенант Щелычев к выполнению поставленных перед ним задач относится с чувством долга и ответственности. И что на требовательного к себе и волевого лейтенанта можно положиться в трудной ситуации.
     Подобных, прямо скажем, лестных отзывов на выпускников 2007 года, начавших службу в должности заместителя командира роты по воспитательной работе, можно привести много. Что же касается специалистов (психологов, социологов, журналистов и т.д.), то из 201 выпускника прошлого года большинство служит добросовестно, постепенно набираясь опыта. И только 9 из них (все - выпускники Военного университета) заявили о нежелании служить в армии.
     Чему конкретно учат будущих заместителей по воспитательной работе? Дисциплин много. 250 часов учебного времени отведено на теорию и практику воспитательной работы, 70 часов - на организацию и методику информационно-воспитательной работы. В перечне специальных дисциплин также военно-социальная работа и культурно-досуговая работа в войсках, эстетика и основы оформительского дизайна и, естественно, морально-психологическое обеспечение войск, на которое отводится 140 часов.
     Курсанты изучают немало тактико-специальных, общевоенных и военно-технических дисциплин. 1500 учебных часов отводится на гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 304 часа - на естественнонаучные.
     Одним словом, курсант в стенах военного вуза имеет возможность стать не только профессиональным военным, но и человеком широкого кругозора, разбирающимся в общественно-политических и экономических процессах.
     Число желающих поступить в военные вузы для подготовки по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск (сил)» растет. Если в 2006 г. конкурс на эту специальность составлял в среднем полтора человека на место, то в 2007 г. - около 2,5 человека на место. Конкурс еще не достиг показателей советского времени, но положительная тенденция налицо.
     КонеЧно, для выбора профессии нужно не только знать о конкурсе в профессиональном учебном заведении, но и о том, насколько востребованы его выпускники, ставшие обладателями желанного диплома. Каковы в этой связи перспективы курсантов, которые в ближайшие годы получат лейтенантские звезды и назначение на должности заместителей командиров рот по воспитательной работе?
     Как отмечают специалисты Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, потребность в офицерах-воспитателях ротного звена возрастает в связи с прекращением призыва «двухгодичников» с 1 января сего года. В настоящее время более 1200 офицеров-двухгодичников занимают должности заместителей командиров рот по воспитательной работе. При этом 13% от общей численности заместителей командиров рот по воспитательной работе в лице отслуживших по призыву офицеров-двухгодичников в 2008 г. уйдет в запас. Прибавьте к этому естественное движение кадровых офицеров (многие будут назначены на вышестоящие должности, кто-то уволится по тем или иным причинам). То есть несмотря на то, что сейчас в военных вузах по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск (сил)» проходят подготовку более 2,5 тыс. курсантов и около 450 из них в 2008 г. получат лейтенантские погоны и уйдут в войска, вакантные должности в ротном звене для воспитателей еще останутся.
     ВыступаЯ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», Президент России Владимир Путин сказал буквально следующее: «Использование новейших технологий потребует и переосмысления стратегии строительства Вооруженных Сил. Ведь передовые научные разработки в области био-, нано- и информационных технологий могут привести к революционным изменениям в области вооружений. И доверить вопросы размещения, обслуживания, использования оружия нового поколения можно только армии, отвечающей самым современным требованиям.
     Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня.
     Для этого необходимо серьезное повышение престижа военной службы, дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащих, укрепление их социальной защиты, действенное решение проблем с жильем. Для укрепления национальной безопасности в целом необходима новая стратегия строительства Вооруженных Сил до 2020 года - с учетом современных вызовов и угроз интересам нашей страны».
     Таким образом, стратегический курс развития России до 2020 г. предполагает планомерный и непрерывный рост уровня социальной защиты военнослужащих. И уже в 2008—2010 гг. планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: с 1 февраля 2008 г. - на 9%, в сентябре этого года - еще на 9%, с 1 августа 2009 г. - на 6,8% и с 1 января 2010 г. - на 6,5%. Финансовые средства в этих целях заложены в бюджет государства на трехлетний период.
     Как известно, определены и приоритетные направления решения жилищной проблемы семей военнослужащих на ближайшие годы. Одним из таких направлений является формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей и соединений, в первую очередь для частей постоянной готовности (свыше 304 тыс. квартир).
     Другим направлением будет реализация имеющихся обязательств государства (программа ГЖС). В 2008 году за счет реализации государственных жилищных сертификатов планируется получить военнослужащими до 10 тыс. квартир.
     Интерес для нынешних молодых офицеров, курсантов, а также тех юношей, которые только собираются поступать в военные училища, представляет накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, заключивших контракты на прохождение военной службы с 1 января 2005 г. В эту систему в настоящее время вошли более 30,5 тысячи военнослужащих. Для ее финансирования предусматривается на 2008 год 8,3 млрд. рублей, 2009 год -11,7 млрд. рублей, 2010 год - 14,2 млрд. рублей. То есть запланировано ежегодное увеличение денежных ассигнований.
     
* * *

     Сегодня у России есть все возможности и средства для качественного решения социальных проблем военнослужащих, обеспечения всесторонней модернизации Вооруженных Сил на основе долгосрочной стратегии и эффективного планирования. Однако даже при решении всех вопросов социального характера армейская служба едва ли станет похожей на безмятежную прогулку по жизни. Служба - особенно при работе с людьми - вообще не бывает легкой. Однако настоящий мужчина - это тот, кто готов и способен выдержать трудности и преодолеть любые преграды на пути к цели. Именно такими в войсках видят офицеров-воспитателей, именно такими их растят в военных училищах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex