на главную страницу

27 Февраля 2008 года

Армия и общество

Среда

По фронтовому камертону

Полковник Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



     Когда встречаются выпускники военного училища, неважно какого, в воспоминаниях то и дело звучит: «Наш генерал». Это о начальнике училища, который объединяет в себе самые разные понятия: командир, наставник, судья, советчик. Не каждого, пусть даже опытного, офицера поставишь на эту должность: тут надо быть не только прекрасным руководителем и организатором, но и педагогом. По большому счету – главой большой семьи, в которую входят командиры подразделений, преподаватели, курсанты, гражданский персонал. И авторитет у всех этих людей надо обрести незыблемый: начальник училища – образец во всем.
     Таким образцом для сотен выпускников Ленинградского высшего дважды Краснознаменного военного общевойскового командного училища им. С. М. Кирова в течение одиннадцати лет – с 1958 по 1969 год – был генерал-майор Василий Антонович Гига. 27 февраля он отмечает свой 92-й день рождения. С курсантских лет его питомцы гордятся, что судьба подарила им встречу с этим удивительным человеком. Пусть многие и переросли своего наставника в званиях. Чего стоит один перечень фамилий: генералы армии Юрий Балуевский, Валентин Бобрышев и Виктор Казанцев, генерал-полковники Борис Громов, Валентин Яковлев... Всем им дал путевку в офицерскую жизнь Василий Антонович Гига.
     Как было им, тогда еще юношам, не гордиться таким начальником: в 26 лет он командовал на фронте стрелковым полком, оборонял Москву, освобождал Варшаву, брал Берлин. На груди 8 боевых орденов, среди которых три ордена Красного Знамени.
     Хотя, как считает сам Василий Антонович, ему, наверное, изначально было предначертано учить молодежь: в 1937 году он окончил Киевский педагогический институт. Правда, учительствовал всего три месяца: был призван в армию и направлен в кавалерию в Забайкалье. После положенного для выпускника вуза года службы решил остаться в строю. Время было неспокойное, и о мирной профессии пришлось забыть. В июне 1939 года он окончил военное училище, служил в войсках.
     Великую Отечественную войну встретил помощником начальника штаба механизированного полка, который перед самой войной передислоцировали из Забайкалья к западной границе. Первый бой принял 26 июня 1941 года под городом Лепель. Выход из окружения, бои в составе 1-й гвардейской Московской стрелковой дивизии на Западном фронте, лечение в госпитале. Забегая наперед, скажу, что за войну Гига был ранен четырежды.
     - Сейчас в книгах и кинофильмах первые недели войны отражают как сплошное отступление, – делится мыслями Василий Антонович. – А между тем мы активно контратаковали противника. К примеру, в первом же бою полк захватил 18 фашистских орудий. Мы не только вышли из окружения, но и нанесли существенные потери врагу.
     Кстати, именно за те самые первые успешные бои, где молодой офицер сумел проявить себя, он был в 1941 году награжден орденом Красного Знамени. Высокая боевая награда, а в начале войны тем более.
     С октября 1942 года он – начальник штаба, спустя два месяца – командир полка. Довелось повоевать под началом самого Георгия Константиновича Жукова.
     - Когда в конце 1942 года готовилось знаменитое окружение врага под Сталинградом, на северном участке советско-германского фронта на реке Великой, что впадает в Ильмень, решили подготовить отвлекающий прорыв обороны гитлеровцев, – вспоминает Гига. – Под командованием Жукова тогда было три армии, от каждой в первом эшелоне наступало по дивизии. Мой полк от 1-й Московской дивизии находился в самом центре прорыва. Вклинились на 5 километров, а ширина прорыва – всего 3 километра: немцы из пулеметов насквозь простреливают пространство. Прямо через наши боевые порядки ввели в бой кавалерийский корпус генерала Белова. Едва кавалерия прошла, нас атаковали танки. В полку же две слабенькие 45-миллиметровые пушки. Один танк все же подбили, а остальные прут. Тогда пришлось первый и единственный раз за всю войну вызвать огонь собственной артиллерии на себя – другого выхода не было...
     Берлин подполковник Гига штурмовал, командуя 66-м гвардейским стрелковым полком. Взаимодействовал полк с 79-м корпусом, тем самым, разведчики которого Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.
     В июле 1945 года прямо из Германии Гигу направили в Военную академию им. М.В. Фрунзе – это был первый послевоенный набор. Три года напряженной учебы: фронтовики знали, что им нужно почерпнуть для дальнейшей службы. Кстати, в Москве Василий нашел супругу: ею стала Римма, тогда еще студентка мединститута, а потом врач-хирург.
     После выпуска полковник Василий Гига – командир полка в Центральной группе войск, замкомдива в Белоруссии, командир дивизии в Крыму. В ноябре 1958 года окончил Военную академию Генерального штаба и был назначен начальником Ленинградского дважды Краснознаменного высшего общевойскового командного училища имени С.М. Кирова.
     - Прибыл к новому месту службы в переломное время, – вспоминает Василий Антонович. – 21 июня 1958 года Совет Министров СССР принял постановление о преобразовании десяти военных (пехотных) училищ в высшие общевойсковые командные с четырехлетним сроком обучения. В соответствии с этим документом и на основании приказа министра обороны Ленинградское дважды Краснознаменное суворовское офицерское училище имени С.М. Кирова было преобразовано в Ленинградское дважды Краснознаменное высшее общевойсковое командное училище имени С.М. Кирова и Ленинградское суворовское военное училище. Прежняя база на Садовой улице осталась суворовцам, высшее училище передислоцировали в Петродворец.
     Это спустя годы можно было любоваться ухоженным городком училища и прекрасной учебной базой. А тогда, в 1958-м, новому начальнику все пришлось начинать с нуля: только-только состоялся переезд из Ленинграда. На новом месте некогда находился один из НИИ Минобороны, но обжиться и он не успел: перебросили под Москву. Везде еще были видны разрушения времен войны. Сохранилась всего одна казарма, не говоря уже о практически полном отсутствии учебной базы – классов как таковых не было. Полигон также требовалось оборудовать хотя бы для стрельб из стрелкового оружия. Словом, отсутствовали элементарные вещи, а ведь новый статус училища подразумевал более высокий, чем прежде, уровень во всем.
     Поэтому курсантам приходилось заниматься не только учебой, но и работать – обустраивать родное училище на новом месте. До обеда – занятия, а вместо трехчасовой самоподготовки – максимум час. Остальное время уходило на восстановление базы. Плюс воскресники. На них выходили не только курсанты, но и офицеры, преподаватели, рабочие и служащие. Почти каждый отработал на благоустройстве городка 15—20 часов. В 1960 году был заасфальтирован строевой плац.
     Кроме того, в 1958—1960 годах училище вмещало в своих стенах два учебных заведения: среднее и высшее. Старшекурсники завершали учебу по программе среднего училища, а курсанты младших курсов занимались по четырехгодичной программе. Все это создавало определенные трудности в организации и планировании учебного процесса, использовании учебно-материальной базы. Тем не менее потребовался всего год, чтобы завершить работы первой очереди по строительству учебного центра.
     - В становлении училища на новой базе и в новом качестве велика заслуга моих заместителей, – считает Василий Антонович. – Мне с ними повезло: каждый на своем участке трудился на совесть. Так, начальником учебного отдела был мой однокашник по Академии имени М.В. Фрунзе первого послевоенного набора полковник Мазин. Командовавший батальоном полковник Рыбин ушел из училища в войска, а потом вернулся ко мне заместителем.
     Уже в 1959 году на учебно-материальной базе училища командующий войсками ЛВО дважды Герой Советского Союза генерал армии Николай Крылов провел сбор руководящего состава округа, а еще через год здесь прошел сбор под руководством главнокомандующего Сухопутными войсками Маршала Советского Союза Василия Чуйкова.
     Именно при генерал-майоре Гиге произошло становление училища как высшего военно-учебного заведения, были заложены замечательные традиции. И прежде всего традиция каждодневного труда, нацеленного на самый высокий результат. К такому труду и приучал своих питомцев еще с курсантской поры генерал-майор Гига. Было и признание его личных заслуг: за умелое руководство училищем он был награжден орденом Красного Знамени – очень высокая награда для мирного времени.
     ...Для самого Василия Антоновича его питомцы независимо от их нынешнего служебного положения и возраста – все те же молодые люди в курсантских погонах. Удивительно, но, несмотря на то, что он выпустил больше трех тысяч лейтенантов, Гига помнит какие-то детали, связанные с тем или иным конкретным человеком. Искренне радуется, что не ошибся, предвидя успешное будущее своих конкретных воспитанников.
     И еще греет душу ветерана, что не забывают его питомцы свою альма-матер. Вот и предстоящее 24 мая 90-летие Санкт-Петербургского (Ленинградского) высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени С. М. Кирова соберет как всегда много выпускников. Благо сохранен его богатейший музей, активно действует Совет ветеранов во главе с Леонидом Грудницким. Кстати, генерал-майор в отставке Гига – тоже член совета. Словом, готовится яркий юбилей, встреча настоящих друзей. Это, как считает Василий Антонович, главный подарок для всех тех, кто гордится своей причастностью к истории прославленного вуза. Вновь будет звучать неформальный девиз кировцев: «Ленпех – лучше всех!».
     Прощаясь, не мог не поинтересовался у Василия Антоновича, как удается сохранять столь хорошую для его возраста физическую форму, бодрость, отличную память и ясность мысли.
     – Этот комплимент – моей супруге Римме Карловне, – ответил он. – Отличный хирург, она под конец активной врачебной практики переквалифицировалась в терапевта, а затем в геронтолога. И здесь добивается впечатляющих результатов. Один из них перед вами: старость отступает, когда ей не поддаешься.
     Что ж, осталось пожелать Василию Антоновичу и Римме Карловне, отметившим в прошлом году бриллиантовую свадьбу (60 лет!): «Так держать!» Они и в личном плане дают всем яркий образец.
     На снимке: генерал-майор в отставке Василий ГИГА - в наши дни и в конце 1942 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex