на главную страницу

1 Марта 2008 года

Страна и мир

Суббота

Трудовая миграция: проблемы и решения

Беседовал Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Сегодня абсолютное большинство российских экспертов-экономистов убеждено, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025 - на 18-19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009-2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек.
По просьбе «Красной звезды» складывающуюся на российском рынке труда ситуацию прокомментировал председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вадим Густов, при содействии которого мы попытались разобраться, способна ли трудовая миграция дать быстрый и масштабный ответ на стоящую перед государством проблему.


     - Вадим Анатольевич, в связи с сокращением трудовых ресурсов страны готова ли Россия к их пополнению за счет мигрантов из других государств СНГ?
     - Современные миграционные тенденции в странах СНГ протекают в тесной взаимосвязи с общемировыми процессами, испытывают огромное воздействие международного рынка труда. Не обошли эти процессы и Россию. В этой сравнительно новой для нашей страны сфере происходят важные перемены. 15 января 2007 года вступили в действие федеральные законы, установившие новые правила в сфере миграции. Это закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Они опубликованы, и я советую всем, кто интересуется этими проблемами, обязательно их изучить. Нововведения направлены на упрощение процедуры учета иностранных граждан, порядка привлечения и использования их труда, в том числе выдачи разрешения на работу для иностранных граждан, въезжающих в Россию в безвизовом порядке. Кстати, у нас везде развешаны объявления: «Оказываем услуги по регистрации». Не верьте им. У нас сегодня нет понятия «регистрация». Теперь есть только миграционный учет!
     - Практические результаты от нововведений уже есть?
     - За первый год применения этих законодательных актов сократилась теневая, не поддающаяся государственному учету, миграция. Это проявилось, в частности, в увеличении числа иностранных граждан, легально осуществляющих у нас трудовую деятельность. Так, по данным ФМС России, в 2007 году на законных основаниях трудилось в три раза больше иностранных работников, чем в 2006 году, когда их было около 1 млн. человек.
     Уменьшилось общее число нелегальных мигрантов: в 2007 году их число по сравнению с предыдущим годом сократилось приблизительно в два раза и составило, по оценке ФМС, 5-7 млн. чел. (в 2006 году было около 15 млн. чел.). Всего в 2007 году на миграционный учет встали около 7,3 млн. иностранных граждан. Соответственно значительно сократилось количество выявленных административных правонарушений правил въезда, либо режима пребывания. Как видите, в государстве проводится большая работа по упорядочению миграции.
     - Позволяет ли российское законодательство осуществлять эффективное регулирование миграционных потоков?
     - Сегодня вся наша миграционная политика направлена на это. Увеличение прозрачности миграционных потоков дает возможность более эффективно их регулировать, соблюдая права и законные интересы и граждан России, и трудовых мигрантов. Принятие новых законов, упрощающих многие административные процедуры, которые представляли до этого серьезные барьеры на пути легализации мигрантов, позволяет говорить о введении нового, более либерального режима управления миграцией и даже о новом курсе миграционной политики. Мы готовы не только упростить оформление мигрантов, но и обеспечить им разнообразную социальную поддержку.
     - Вместе с тем, по данным столичного комитета межрегиональных связей и национальной политики, более 14 процентов прибывающих в Москву мигрантов инфицированы опасными для окружающих заболеваниями. Может быть, назрела необходимость введения «санитарного кордона»?
     - К сожалению, основная часть иностранных работников, получив разрешение на работу, не предоставляет в территориальный орган ФМС в установленный законом тридцатидневный срок справку об отсутствии у них заболеваний. Конечно, это создает серьезную опасность. Поэтому необходимо ввести требование обязательного медицинского страхования на срок от одного до трех месяцев для иностранных граждан, въезжающих в Россию в безвизовом порядке. Установить обязанность работодателя уведомлять соответствующий налоговый орган о привлечении и использовании труда иностранных работников. Мы сейчас работаем над этими поправками.
     - В отличие от граждан России нелегалы не платят налогов с заработанных денег, зато регулярно отправляют значительную часть полученных средств за пределы России - своим родственникам, проживающим в странах ближнего зарубежья. Некоторые полагают, что это непозволительная роскошь для бюджета России...
     - Да, действительно, эта проблема существует. По некоторым странам только суммы средств, перечисленных официальным путем, сопоставимы с бюджетами этих стран. Пока остаются широко распространенными нарушения работодателями трудового и налогового законодательства в отношении иностранных работников. Работодатели часто не заключают с иностранными гражданами трудовые договоры, что позволяет работодателям же уклоняться от уплаты налогов.
     С другой стороны, не во всем виноваты мигранты. Сегодня наше государство берет в течение полугода с трудового мигранта, легально устроившегося на работу, налог в размере 30 процентов. Но многие и приезжают-то на два - три месяца. Так кто же будет устраиваться легально? Нужны такие законы, которые способствовали бы выходу нелегалов из тени. И мы сейчас работаем и над этой проблемой. Если будут выполняться законы и мигранты будут платить налоги, то бюджет от пребывания мигрантов только выиграет.
     - Какие пути повышения эффективности иммиграционной политики вы видите?
     - Необходимо расширить объем используемого в федеральных законах понятия «работодатель, заказчик работ (услуг)» путем включения в него иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России. Это будет способствовать и более точному учету средств, вывозимых мигрантами из России.
     Целесообразно предусмотреть особые правила регулирования миграции в городах федерального значения и примыкающих к ним субъектах Российской Федерации. Особого подхода к реализации миграционного законодательства требуют агломерации, территориальные границы которых не совпадают с административными границами субъектов Российской Федерации. Речь идет о Московской и Санкт-Петербургской агломерациях. Указанным системам расселения свойственны, кроме всего, интенсивная маятниковая трудовая миграция и особая инвестиционная привлекательность. В контексте этого есть много интересного и разумного в предложениях, с которыми в «Российской газете» выступил мэр столицы Юрий Лужков. Думаю, москвичи поддержат такой подход.
     Также необходимо для поддержания баланса трудовых ресурсов совершенствовать правовые механизмы применения квотирования в зависимости от профессии, квалификации иностранных граждан, уровня знания ими русского языка, страны их происхождения и от иных экономических и социальных критериев с учетом региональных особенностей и потребностей рынка труда.
     Еще одним из весомых факторов повышения эффективности осуществления государственной миграционной политики было бы, на наш взгляд, принятие на федеральном уровне концепции миграционной политики Российской Федерации. Словом, путей совершенствования миграционного законодательства предостаточно. Была бы политическая воля!
     - Вопрос регулирования миграционных потоков внутри СНГ сложный и многоплановый. Есть ли у России какие-либо предложения по этому вопросу для партнеров по СНГ?
     - Пятого октября прошлого года на заседании Совета глав государств СНГ были приняты важные решения по вопросам миграции. Среди них Декларация о согласованной миграционной политике государств - участников СНГ, которая открывает новый этап сотрудничества в защите социально-экономических и гражданско-политических прав и интересов мигрантов на территории всех государств Содружества, регулирования миграционных потоков населения. Принято решение о разработке комплекса первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в данной декларации.
     Там же Совету глав правительств СНГ было поручено принять решение по проекту конвенции о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей. Данный проект имеет большое значение, в первую очередь в плане закрепления основных прав и интересов трудящихся мигрантов.
     В целях обеспечения комплексного подхода к реализации этих документов было подписано Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных служб государств - участников СНГ. На этот орган возлагаются большие надежды. Совету предстоит провести оптимизацию нормативно-правовой базы сотрудничества, провести детальный анализ действий, документов Содружества как в разрезе всех направлений сотрудничества, так и, естественно, с учетом практики каждого из государств. В результате нормативно-правовое поле СНГ в сфере миграции должно стать адекватным складывающимся реалиям, решать насущные проблемы населения и сотрудничества заинтересованных органов государств-участников. Совет уже провел свое первое заседание. Мне поручено представлять в совете Межпарламентскую Ассамблею СНГ, которая и была инициатором его создания.
     Вопросы миграционной политики координируются и в рамках самой ассамблеи, которая недавно приняла подготовленные нашим комитетом рекомендации по законодательному обеспечению регулирования миграционных процессов в СНГ и разработанный по нашему заказу глоссарий терминов и понятий по этой проблематике. В ближайшее время Комитет Совета Федерации по делам СНГ планирует доработать проект модельного закона СНГ «О деятельности частных агентств занятости» и проект федерального закона «Об основах рекрутинговой деятельности в сфере внешней трудовой миграции», которые позволят активизировать роль негосударственных структур в привлечении и закреплении в России востребованных трудовых ресурсов, а главное, осуществлять организованную миграцию.
     Многое мы ожидаем от намеченной на апрель международной парламентской конференции «Глобализация миграционных процессов: проблемы законодательного регулирования», которую Межпарламентская Ассамблея СНГ проводит совместно с ПАСЕ.
     - Какие результаты показала действующая чуть более года Государственная программа по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом?
     - Опыт показывает, что значительная часть мигрантов - это наши соотечественники. По данным МИД России, программа вызвала у них определенный интерес. Менее чем за один год в уполномоченные органы за рубежом обратились около 35 тысяч человек с просьбой зарегистрировать их в качестве потенциальных переселенцев. Наибольший миграционный потенциал был выявлен в Казахстане, Украине, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии, Армении и Грузии.
     Вместе с тем программу по переселению соотечественников назвать популярной пока нельзя. Так как с 2 декабря 2006 года, когда программа была открыта, вернулось лишь незначительное количество (несколько десятков) участников программы. Темпы переселения явно отстают от намеченных.
     - Почему так происходит?
     - Анализ проблем, с которыми сталкивается выполнение Государственной программы, показывает, что наиболее острой из них является отсутствие должного настроя на прием соотечественников со стороны регионов: отдается предпочтение временным трудовым мигрантам, а не переселенцам-соотечественникам. Кроме того, до сих пор не решен вопрос правового статуса переселенцев, и прежде всего получения ими российского гражданства.
     Прохождение документов по оформлению участия соотечественников в программе также занимает больше времени, чем это установлено в нормативных документах. В этой связи часто заявленные в региональных программах вакансии закрываются прежде, чем потенциальный переселенец получит свидетельство участника программы.
     До сих пор
     соотечественники слабо информируются консульскими службами МИД России и представительствами ФМС о ходе и механизмах реализации Государственной программы. Содержание информационных пакетов большинства субъектов Российской Федерации вовремя не обновляется.
     - Вероятно, вы уже внесли в программу определенные коррективы, позволяющие избежать имеющегося негатива в последующем?
     - Законодателям крайне важен первоначальный опыт: Липецкая область - один из двенадцати «пилотных» регионов, где начала реализовываться программа. Именно поэтому здесь в декабре 2007 года и состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам СНГ, на котором анализировался ход выполнения Программы по переселению соотечественников. Анализ сложившейся ситуации в данном регионе подтвердил верность выводов относительно основных проблем, связанных с ее реализацией в целом по стране.
     В 2008 году Государственная программа будет действовать еще в 59 субъектах Российской Федерации. Необходимо понять, с какими проблемами сталкиваются переселенцы, определить, как нужно откорректировать правовую основу процесса переселения, чтобы количество соотечественников, переезжающих на постоянное жительство в Россию, выросло, чтобы начали решаться конкретные задачи по целевому привлечению трудовых ресурсов.
     - С какими еще трудностями приходится сталкиваться переселенцам?
     - Это целый ряд проблем - от нехватки информации и задержек с оформлением документов до сложностей с регистрацией и невозможности устроиться на работу в отведенные для этого 5 дней. Но основной проблемой, которая, по мнению участников встреч, сдерживает приток переселенцев, названа жилищная. Большинство переселенцев - малообеспеченные люди, испытывающие материальные затруднения, особенно на первоначальном этапе до получения гражданства и трудоустройства всех членов семьи. Как рассказал глава одной семьи из четырех человек, средств, которые были выручены от продажи дома в Киргизии, не хватило для приобретения равноценного жилья, поэтому пришлось покупать старый дом, требующий серьезного ремонта. Ипотечные кредиты переселенцы получить не могут, поскольку у них отсутствуют полугодовая «кредитная история» и поручители. В основном они проживают в общежитиях либо снимают жилье, а это недешево. Власти Липецкой области активно ищут пути решения жилищной проблемы, уже началось строительство центров временного размещения переселенцев, на эти цели из областного бюджета выделено 108 млн. руб. Серьезные средства готовы выделить хозяйствующие субъекты.
     - Неужели пока все так грустно?
     - Почему вы решили, что грустно? Программа переселения набирает темп. Несмотря на сложности, переселенцы не теряют оптимизма, многие из них говорят, что впервые за последние годы почувствовали себя дома. Прежде всего потому, что с каждым участником программы переселения местное руководство работает индивидуально. Выявленные в ходе заседания проблемы будут устранены. Внесено много конструктивных предложений. Так, по предложениям представителей администраций и региональных отделений ФМС Калужской, Брянской, Тамбовской, Тверской областей, Москвы и Московской области, участвовавших в нашем заседании, рекомендовано открыть представительства ФМС России в Казахстане, Молдавии, Узбекистане и Украине, создать в структуре Минрегиона России специальное подразделение по работе с соотечественниками, усилить информационно-разъяснительную работу. Есть масса других предложений. Все это крайне важно, нужно только ускорить решение этих проблем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex