на главную страницу

4 Марта 2008 года

История Отечества

Вторник

ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ



Для решения обширного комплекса задач по обеспечению потребностей армии и флота в воинских перевозках в Вооруженных Силах функционирует служба военных сообщений. Ежегодно 5 марта офицеры и ветераны органов военных сообщений отмечают свой профессиональный праздник. В нынешнем году этой традиции уже 90 лет. Об истории и сегодняшних буднях службы рассказывает начальник Центрального управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор Борис СВИСТКОВ.

     
Из истории создания службы

     Первые упоминания о военных сообщениях относятся к допетровской эпохе. Прообразом службы явилась учрежденная Петром I Вагенмейстерская служба. А 5 марта стало профессиональным праздником для личного состава органов ВОСО потому, что в этот день 1918 года Управление военных сообщений, существовавшее при Ставке, было передано образовавшемуся Высшему военному Совету Республики. Эта дата считается днем образования службы военных сообщений Красной Армии.
     Во фронтах в ведении Управления ВОСО находились отделы железнодорожных войск, штаб войск обороны железных дорог, автомобильное управление, броневой отдел и санитарно-эвакуационное бюро. В армиях Управлению военных сообщений в оперативном порядке подчинялись начальники бронепоездов, строительные организации военно-полевых железных дорог и армейских участков, автомобильные управления, этапные и почтово-телеграфные части.
     В годы Гражданской войны на службу военных сообщений возлагались задачи по развитию железных дорог, водных и шоссейных грунтовых путей, организации перевозок войск и грузов, работы почтовой и телеграфной служб, эксплуатации автомобильных колонн, службы этапов, руководство этапными и рабочими войсками, обороны железных дорог.
     Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться военными сообщениями. Рост военного значения железных дорог обусловил необходимость создания на них службы военных сообщений.
     
Без транспорта нет победы

     Война и вооруженные конфликты начинаются и заканчиваются воинскими перевозками. Гражданская и Великая Отечественная войны показали, что, помимо вооруженных сил, экономической базы, ресурсов, государству необходимы устойчиво работающие виды транспорта, и в первую очередь железнодорожный транспорт, способный в крайне сложной обстановке перестроить свою работу, обеспечить отмобилизование и стратегическое развертывание Вооруженных Сил.
     В годы Гражданской войны военные сообщения в значительной степени обеспечили маневр войсками и материальными средствами. Около 70% соединений и частей в те годы перевозились с одного фронта на другой от двух до пяти раз. По железной дороге проследовало около 50 тыс. поездов военного назначения.
     В годы Великой Отечественной войны каждая стратегическая операция в среднем требовала доставки из глубины страны только по железной дороге до 500 тыс. вагонов с войсками и воинскими грузами. Нередко видами транспорта перевозились целые оперативные объединения, и каждую такую перевозку по сложности организации можно приравнять к самостоятельной военно-транспортной операции. За годы войны всеми видами транспорта был выполнен такой объем воинских перевозок, какого до этого не знала история. Так, железнодорожным транспортом он составил свыше 440 тыс. поездов, около 20 млн. вагонов. Водным транспортом было перевезено свыше 4 млн. воинов Красной Армии, 4,5 тыс. танков, 110 тыс. орудий, более 21 млн. тонн грузов и более 785 тыс. раненых и больных. Автомобильными частями - 146 млн. тонн грузов. Воздушным транспортом – около 3 млн. человек и свыше 300 тыс. тонн грузов.
     Настоящий героизм проявили офицеры военных сообщений в ходе ликвидации последствий налетов вражеской авиации на транспортные объекты, при спасении вагонов с боеприпасами, горючим, при обороне станций и узлов.
     За исключительную стойкость, инициативу и личную храбрость при выполнении воинских перевозок около 7 тыс. офицеров военных сообщений награждены орденами и медалями.
     Офицеры службы военных сообщений внесли много нового в организацию воинских перевозок для быстрейшей победы над врагом. По их инициативе широкое применение получили: маршрутизация перевозок - отправка основных видов материальных средств полносоставными поездами; распорядительный метод планирования и выполнения оперативных перевозок; использование «вертушек», метод бронированных маршрутов, введение экспресс-поездов, литерных поездов, транспортов серии «100», перевозки ГСМ в цистернах на плаву через Каспийское море и Ладожское озеро; различные способы усиления пропускной способности за счет применения непарного графика движения поездов, «живой» блокировки, «караванного» движения и многие другие.
     Великая Отечественная война дала огромный фактический материал по использованию всех видов транспорта в операциях и в войне в целом и позволила сделать один из главных выводов о необходимости постоянной готовности видов транспорта к обороне страны. Война подтвердила также возросшую роль и значение службы военных сообщений. Без транспорта нет победы! Из этого прежде всего исходит личный состав службы военных сообщений.
     
Организационная структура

     Организационная структура и система управления службой военных сообщений складывались в процессе развития, совершенствования Вооруженных Сил и транспортной системы страны. При этом служба многократно трансформировалась, менялась ее организационная структура, совершенствовалась система управления.
     С созданием в мае 1992 г. Вооруженных Сил Российской Федерации их неотъемлемая составная часть - служба военных сообщений - формировалась на базе инфраструктуры органов военных сообщений, оставшихся в России после раздела Вооруженных Сил СССР. В результате было сокращено 213 учреждений военных сообщений, сокращена штатная численность личного состава на 1.515 военнослужащих и 1.370 человек гражданского персонала.
     Являясь связующим звеном между Вооруженными Силами и транспортным комплексом страны, служба военных сообщений в настоящее время обеспечивает полномочное представительство Вооруженных Сил РФ на железнодорожном, воздушном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте, представляет собой неотъемлемую часть оборонного потенциала государства и объединяет в своем составе службы военных сообщений видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации; главных, центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации; военных округов, флотов; органы военных сообщений центрального подчинения; представительства; территориальные управления военных сообщений; комендатуры военных сообщений на видах транспорта (линейные органы военных сообщений), а также факультет Военно-транспортного университета Железнодорожных войск и цикл военных сообщений при Центральных офицерских курсах Железнодорожных войск.
     Линейные органы военных сообщений размещаются совместно с территориальными управлениями железных дорог, пароходств, региональными управлениями воздушного транспорта на крупных железнодорожных узлах, в морских (речных) портах и в аэропортах с учетом обеспечения транспортных потребностей группировок войск, сил флота и крупных военных гарнизонов.
     Существующая структура службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации, ее количественный и качественный состав позволяют выполнить внезапно возникающие задачи по перевозке войск заданным темпом и материальных средств в больших объемах.
     
От Афганистана до Косово

     Как в годы послевоенного строительства, так и в дальнейшем ни одно важнейшее событие в жизни Вооруженных Сил не обходилось без участия службы военных сообщений. Наиболее ярко это проявилось при обеспечении ввода войск на территорию ДРА в 1979 году, всестороннем обеспечении действующей 40-й армии при комплексном использовании железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также организации вывода ограниченного контингента войск из Афганистана.
     С распадом СССР наряду с плановым объемом работ по обеспечению повседневной жизнедеятельности войск и сил флота службой военных сообщений был выполнен большой объем воинских перевозок при выполнении мероприятий военной реформы, сокращении ядерных средств вооружения в Белоруссии, Казахстане и на Украине, обеспечении миротворческих сил в «горячих точках».
     Примером умелых и даже самоотверженных действий службы военных сообщений на долгие годы останется вывод войск из стран дальнего и ближнего зарубежья. На основании решений Совета Безопасности ООН и в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ в сжатые сроки была спланирована и реализована переброска специального воинского контингента для участия в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, в Косово. В установленные командованием сроки выполнены воинские перевозки в интересах Объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе.
     
По железной дороге в ХХI веке

     Реформирование Вооруженных Сил РФ, переход к немногочисленной, но хорошо вооруженной, высокопрофессиональной и мобильной армии, значительное удаление войск от районов их возможного боевого предназначения, увеличение расхода материальных средств и потребности в их доставке и восполнении предопределяют важнейшее значение воинских перевозок как фактора, влияющего на достижение успеха в вооруженном конфликте.
     В современных условиях роль службы военных сообщений неизмеримо возросла. Непрерывно развивая теорию транспортного обеспечения, организации воинских перевозок личный состав службы военных сообщений ведет поиск путей повышения транспортного потенциала страны, укрепления ее обороноспособности.
     Для успешного выполнения воинских перевозок проводится совместная и согласованная работа органов военных сообщений, транспорта и общевойсковых штабов.
     Наибольшая часть объемов воинских перевозок выполняется железнодорожным транспортом в соответствии с заключенным государственным контрактом с ОАО «РЖД».
     При этом в первоочередном порядке осуществляются перевозки, связанные с обеспечением сил ядерного сдерживания, оптимизацией состава и численности Вооруженных Сил, оснащением соединений и воинских частей новыми видами вооружений, обеспечением соединений и воинских частей постоянной готовности и миротворческих сил, завозом в районы Крайнего Севера и Арктики, призывом и увольнением, обеспечением проезда военнослужащих и членов их семей в отпуска, на лечение, перемещением по службе и увольнением. Продолжается устойчивая тенденция роста объема воинских оперативных железнодорожных перевозок, связанных с проведением учений, выходом воинских частей на полигоны и в учебные центры. За прошедшие 5 лет общий объем воинских перевозок железнодорожным транспортом, связанных с боевой подготовкой войск по планам центра и военных округов, вырос более чем в 2 раза и составил в 2007 году более 23 тысяч вагонов.
     Растут и общие объемы воинских перевозок. Так, ежегодно только в интересах Вооруженных Сил, в том числе группировок войск, дислоцирующихся за границей, перевозится свыше 30 тысяч вагонов в составе воинских эшелонов и более 160 тысяч вагонов с боеприпасами, вооружением и военной техникой, ГСМ, продовольствием и другими материальными средствами.
     Кроме того, в настоящее время органы ВОСО выполняют перевозки в рамках единой межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения в интересах Погранслужбы, ФСБ РФ, службы специальной связи и информации ФСО России, Внутренних войск МВД.
     Одним из важных направлений транспортного обеспечения Вооруженных Сил является организация перевозок граждан, призванных на военную службу, требующая тесного взаимодействия всех органов управления, отвечающих за транспортное, медицинское, продовольственное, вещевое и финансовое обеспечение. Первоочередное внимание при организации перевозок уделяется соблюдению санитарно-гигиенических норм, предупреждению переохлаждения, простудных заболеваний, травматизма.
     Ежегодно планируется около 60-80 воинских эшелонов по перевозке граждан, призванных на военную службу. Для их перевозки формируются специальные пассажирские составы, следующие по специально разработанному расписанию.
     В соответствии с решением Правительства РФ с опережением графика осуществлен вывод российских военных баз с территории Грузии на территорию Российской Федерации и в Армению. Всего отправлено 50 воинских транспортов (1.065 вагонов). Благодаря четкой организации и координации действий с азербайджанской стороной и при содействии грузинских транспортников воинские перевозки были успешно выполнены в текущем году. Совместно с дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ и ОАО «Трансконтейнер» выполнены мероприятия по обеспечению перевозок домашних вещей военнослужащих и гражданского персонала ГРВЗ контейнерами на территорию РФ. В настоящее время идет поиск оптимальных путей обеспечения российской военной базы в Республике Армения. Безусловно такие пути будут найдены, и это будет способствовать нормальному функционированию военной базы и социальной защищенности людей, проходящих там службу.
     Новым направлением в организации воинских перевозок является перевозка воинских грузов автомобилями транспортных организаций. Перевозки осуществляются в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. Кроме того, ЦУП ВОСО Минобороны РФ разработан Порядок организации перевозок воинских грузов автомобилями транспортных организаций, который утвержден приказом министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2007 года № 530 и вступает в силу с 1 апреля 2008 года. Перевозки выполняются с учетом экономической целесообразности по сравнению с перевозками другими видами транспорта, а также при отсутствии возможности отправки воинских грузов железнодорожным транспортом и автотранспортом Вооруженных Сил РФ.
     Регулярно, своевременно и в полном объеме при выполнении всех требований межгосударственных соглашений выполняются перевозки по материально-техническому обеспечению наших войск (сил), дислоцированных в Таджикистане (201-я военная база), в Украине (Черноморский флот), в Калининградской области (Балтийский флот), Белоруссии (КВ), Казахстане (КВ) и Киргизии (база ВВС). В 2007 году было перевезено более 5 тыс. вагонов с воинскими грузами для их материального обеспечения.
     С целью обеспечения войск (сил) в Калининградской области началось использование морской железнодорожно-автомобильной переправы «Усть-Луга - Балтийск» с использованием парома «Балтийск». Открытие линии имеет важное военно-стратегическое, экономическое, социальное и политическое значение, так как она прежде всего предназначена для обеспечения надежной транспортной связи с западным анклавом России.
     
Транспортная стратегия

     Совершенствование транспортного обеспечения и технологии перевозок, повышение устойчивости работы транспорта и внедрение новых транспортных средств, улучшение качества управления перевозочным процессом и его всестороннее обеспечение - эти и многие другие задачи находятся сегодня в центре внимания личного состава органов военных сообщений.
     Последние десять лет на железнодорожном транспорте проводится структурная реформа, третий этап которой завершится в 2010 году. ЦУП ВОСО Минобороны РФ в целом поддержало проводимые мероприятия по реформированию железнодорожного транспорта. Однако данные изменения должны происходить с учетом соблюдения государственных интересов. В частности, важнейшим элементом в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности государства является сохранение в системе управления ОАО «РЖД» единой централизованной системы диспетчерского управления перевозками, включая использование защищенных систем связи и передачи данных, а также единых диспетчерских центров управления перевозками на сети железных дорог; сохранение ОАО «РЖД» в качестве единого перевозчика в области выполнения воинских перевозок; сохранение в ОАО «РЖД» централизованного управления мобилизационной подготовкой, воинскими и специальными перевозками.
     В условиях значительного износа основных фондов железнодорожного транспорта, ограниченного финансирования мобилизационной подготовки и акционирования отрасли служба военных сообщений принимает самое активное участие в организации подготовки железнодорожного транспорта к выполнению воинских перевозок в мирное и в военное время.
     С этой целью ЦУП ВОСО Министерства обороны РФ осуществляется тесное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти. Особое внимание при этом уделяется проведению структурной реформы железнодорожного транспорта и контролю за ходом ее реализации.
     Совместно с Минэкономразвития и МПС России, ЦУП ВОСО Минобороны РФ в 2001 г. разработана Специальная подпрограмма по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности России с учетом реформирования железнодорожного транспорта, которая является неотъемлемой частью Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.
     Начальник ЦУП ВОСО Минобороны РФ является членом Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте и совместно с представителями Минэкономразвития, МВД, ФСБ России, Росжелдора, ОАО «РЖД» под руководством министра транспорта РФ принимает непосредственное участие в рассмотрении всех принципиальных вопросов хода реформы железнодорожного транспорта.
     Представители ЦУП ВОСО Минобороны РФ также принимают участие в работе всех созданных при Межведомственной комиссии рабочих групп.
     ЦУП ВОСО Министерства обороны РФ приняло участие в разработке Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, одним из документов которой являются Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии, участвовало в разработке одобренной в 2007 г. Правительством РФ Целевой модели рынка транспортных услуг к исходу третьего этапа реформирования железнодорожной отрасли и проекта Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, одобренной на Железнодорожном съезде в ноябре 2007 года.
     Благодаря деятельности ЦУП ВОСО Минобороны РФ интересы обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации во всех вышеуказанных нормативных правовых актах учтены в полном объеме.
     
Пути-дороги и их ремонт

     Для поддержания боевой готовности и обеспечения повседневной жизнедеятельности соединений, частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время эксплуатируется 931 железнодорожный подъездной путь объектов Минобороны РФ общей протяженностью 3.749 км, в т.ч. 310 путей протяженностью 2.101 км содержатся за счет бюджетных средств и более 4.500 единиц железнодорожного подвижного состава, находящихся в оперативном управлении и хозяйственном ведении Министерства обороны Российской Федерации, из них более 3.150 вагона грузового парка и более 730 вагонов пассажирского парка, более 620 единицы тягового подвижного состава.
     Служба военных сообщений Вооруженн
     ых Сил РФ, контролируя количественное и качественное состояние железнодорожных подъездных путей объектов Минобороны РФ и железнодорожного подвижного состава, определяет потребность в текущем содержании и ремонте, осуществляет планирование отдельных видов ремонта путей и подвижного состава, находящихся в оперативном управлении военного ведомства РФ.
     В настоящее время ремонт железнодорожных подъездных путей, находящихся в оперативном управлении, осуществляется силами Железнодорожных войск.
     Выбор предприятий для размещения заказа по капитальному ремонту железнодорожного подвижного состава осуществляется на конкурсной основе, другие виды ремонта (деповской, текущий, отцепочный) и технического обслуживания выполняются предприятиями ОАО «РЖД».
     Всего по планам ЦУП ВОСО Минобороны РФ за последнее десятилетие в целях улучшения транспортного обеспечения подверглись ремонту 147 объектов, отремонтировано более 390 км путей.
     Ежегодный объем ремонта железнодорожного подвижного состава, организуемого ЦУП ВОСО Минобороны РФ, составляет около 1000 единиц.
     * * *
     В заключение хочется отметить что Служба военных сообщений встречает свое 90-летие, сохраняя преемственность, преумножая уникальный опыт транспортного обеспечения войск (сил).
     Самым главным богатством на протяжении всей истории службы военных сообщений были, есть и будут люди, несущие службу в различных наших подразделениях.
     Гордость службы военных сообщений - квалифицированные кадры, ветераны, отдающие все свои силы, знания и умения служению Отечеству. Сегодня им адресуются слова благодарности за службу, за преданность своему делу и продолжение славных традиций службы военных сообщений.
     В этот день мы склоняем голову перед памятью тех, кто до конца выполнил свой воинский долг на полях сражений в Афганистане и Чечне.
     Людей, в разные годы служивших в органах военных сообщений, объединяет одно - высокий профессионализм, беззаветное служение Родине.
     Опыт, мастерство, передаваемые из поколения в поколение, позволяют коллективу службы военных сообщений обеспечить воинские перевозки от Камчатки до Калининграда, держать днем и ночью руку на пульсе транспортных артерий страны. Генералы, офицеры и служащие прилагают все свои силы и знания, чтобы удовлетворить потребности российской армии во всех видах воинских перевозок.
     В связи с 90-летием службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации от всей души поздравляю ветеранов, весь личный состав службы военных сообщений, наши семьи с этой знаменательной датой, желаю всем доброго здоровья, счастья и дальнейших успехов в нелегком, но благородном труде.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex