на главную страницу

12 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

Призвание – конструктор

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



В цехах тульского ОАО «Щегловский вал» (100 процентов его акций принадлежит ГУП «Конструкторское бюро приборостроения») стоят готовые к отгрузке новенькие БМД-4. 9 мая 2008 года им предстоит участвовать в Параде Победы на Красной площади. У этих машин непростая история. Их разработка пришлась на приснопамятные 1990-е, когда государство практически полностью ушло из военно-промышленной сферы. Финансирование работ началось с 2000 года - тоже примета времени. А на вооружение БМД-4 была принята в 2004-м. Но чтобы история была полной, надо рассказать о БМП-3, снаряде «Вишня» и обязательно о человеке, без которого российская оборонная промышленность лишилась бы одной из ярких страниц. О Сергее Михайловиче Березине, которому в этом месяце исполнился бы 71 год...

     Конструктором он мог и не стать. В конце 1950-х его пригласили в молодежную сборную страны по волейболу. Заманчивая перспектива. А студент Тульского механического института Сергей Березин возьми и... откажись. Потом скажут: победила наследственность. Его отец - Михаил Евгеньевич - создатель универсального крупнокалиберного пулемета БС (Березин синхронный) и 20-мм пушки Б-20, которыми в годы Великой Отечественной вооружались советские самолеты (впрочем, пулеметы были настолько универсальны, что при обороне Тулы их применяли как в качестве пехотных, так и зенитных - на установке, размещавшейся на автомашине ГАЗ). В 1941 и 1946 годах за создание нового типа авиационного вооружения Михаил Березин был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии.
     Говорят, что на детях гениев природа отдыхает... Не в этом случае. Созданный на рубеже веков под руководством Березина-младшего унифицированный боевой модуль «Бахча» будет почти так же универсален, как пулемет отца. Только кто об этом догадывался, когда в 1960 году в Тульское «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) пришел молодой инженер-конструктор.
     Еще говорят, что настоящий специалист рождается на технике. Прошел человек цикл от разработки до серийного производства, тогда можно считать - специалист родился. Все остальные специалисты, увы, условные. Предложат ему нарисовать - нарисует, попросят сделать - сделает, а вот всю задачу поручать...
     У Сергея Березина был свой путь к вершине. Он начался в испытательном подразделении. Продолжился в отделе по изучению эффективности вооружения. Потом он обосновывал требования к вооружению. И только после этого занялся конструированием. И уже в самом начале своего конструкторского пути организовал группу перспективных разработок, из которой вышло немало ценных предложений. Смотришь на эти ступени и понимаешь, что именно в такой последовательности проявляется смысл.
     
Басня

     Кто и как выбирает собственные имена для проектов - самая большая тайна, смеются военные изобретатели. В Советском Союзе существовала довольно четкая система планирования перспективных разработок. Пошла в серию новинка, значит, пора конструкторам готовить ей замену. После того как приняли на вооружение БМП-2, министр оборонной промышленности Сергей Зверев поставил задачу: создать новую БМП. Тему назвали «Басня». Ее разработку поручили Курганскому машиностроительному заводу. Так появился алюминиевый корпус. Однако вооружение курганцы предлагали оставить практически на уровне БМП-2. В результате эскизный проект БМП-3 был жестко раскритикован на научно-техническом совещании в министерстве. После этого различные предприятия стали предлагать варианты вооружения новой БМП калибром 76, 73, 57, 45, 30 мм. В 1980 году к работе над машиной подключилось КБП.
     

     Испытания показали, что десантное подразделение на БМД-4 может:
     - на дальности до 5.500 метров управляемыми ракетами поражать современные танки;
     - на дальностях до 4.000 метров 30-мм осколочно-фугасным снарядом (ОФС) эффективно поражать воздушные и наземные танкоопасные цели;
     - на дальностях до 2.000 метров 100-мм ОФС и 30-мм бронебойно-подкалиберным снарядом поражать легкобронированные цели;
     - проводить артиллерийскую обработку переднего края противника 100-мм выстрелами с ОФС со скорострельностью 12 выстрелов в минуту на дальностях до 7.000 метров без привлечения дополнительных средств огневой поддержки;
     - в ближнем бою шквалом пулеметного и автоматного огня десанта уничтожать живую силу противника.
     Таким образом, десантные подразделения на БМД-4 могут решать боевые задачи без привлечения танков и артиллерии, что существенно упрощает организацию управления, а также сокращает время и материальные затраты на выполнение боевых задач.

     

     Новой БМП неплохо бы иметь артиллерийское вооружение - об этом довольно быстро договорились тогдашний генеральный конструктор и начальник КБП Аркадий Шипунов, заместитель генерального конструктора Василий Грязев и главный конструктор по направлению - начальник отделения «12» Сергей Березин. Была придумана новая компоновка (решающую роль в этом сыграл В.П. Грязев) - в едином блоке было размещено сразу три вида оружия: малогабаритная 100-мм пушка (в дальнейшем 2А70), 30-мм пушка и пулемет. С самого начала конструкция получила название «тройчатка». По результатам военно-технического анализа этот вариант был признан лучшим. На роль головного разработчика вооружения было назначено КБП, а в самом предприятии за комплекс в целом отвечало отделение «12» под руководством Сергея Березина.
     У Березина было железное правило: на всех испытаниях присутствовать лично. Что тому причиной - его возведенная в энную степень ответственность или удивительное чувство времени, - неведомо, но все работы, за которые он брался, завершались в сжатые сроки. Уже в 1985 году БМП-3 успешно прошла испытания, а в 1987-м была принята на вооружение. Однако машину войска по-настоящему так и не увидели. За последующие 4 года в армию было поставлено всего немногим более сотни БМП-3. А спасли машину... иностранцы.
     В 1990-1991 годах Объединенные Арабские Эмираты выбирали себе легкобронированную технику. Конкурировали американский «Брэдли», английский «Уориер» и российские БМП-2 и БМП-3. В 1991 году делегацию КБП возглавлял лично Березин. На демонстрации БМП-3 произвела фурор, рассказывает участник этой делегации Сергей Сальников.
     Началось все со стрельбы
     ПТУРом на 4 километра. Два разных оператора стреляют с двух машин, а на щите - дырки по центру в виде очков. Дальше - больше, стрельба на 1,5 километра по подвижным мишеням. Наши специалисты предупреждают: нельзя ставить фанеру, ракета взорвется, и от «подвижки» (тележки, к которым крепятся мишени, в Эмиратах очень дорогие) ничего не останется. Арабы в ответ смеются: до вас тут многие говорили «ничего не останется». А все до сих пор цело. Не поверили, словом. Прозвучал выстрел, и «подвижка» была уничтожена вместе с мишенью...
     Представители Эмиратов всегда выдвигали очень жесткие требования. Машина должна «пробегать» как минимум 8 тысяч километров. Увидев результаты стрельбы из БМП-3, они презрели собой же установленные правила: «Больше 1.000 км пробежала? Мы готовы уже сейчас заключить контракт». Так БМП-3 попала на международный рынок. Однако от экспортных продаж КБП, которое сыграло решающую роль в создании «Басни», - рассказывает Сальников, - никаких отчислений не получило.
     
Задача – производить

     В начале 1990-х остаться у «разбитого корыта» для предприятия ВПК означало практически неминуемую гибель. Бюджетных средств нет, гособоронзаказ сокращен до минимума. В это время многие НИИ и КБ практически полностью прекратили свою деятельность.
     С КБП этого не случилось. В 1992 году усилиями Василия Тихонова (тогда главного инженера КБП) и Сергея Березина в Конструкторском бюро приборостроения было организовано подразделение по разработке боевых отделений для бронетанковой техники. Возглавил его Березин. И здесь, кроме конструкторского дара, в полной мере проявился организаторский талант Сергея Михайловича. Он сумел собрать вокруг себя целеустремленных и очень грамотных специалистов: Сергея Сальникова, Виталия Давыдова, Льва Швеца, Ларису Осипову, - буквально заразил их своими идеями.
     Туляков, сами того не ведая, поддержали китайцы. Контракт с ними был подписан на разработку модернизированной башни для БМП. Параллельно с выполнением контракта велась работа и в интересах Минбороны РФ по разработке нового перспективного боевого отделения с автоматом заряжания управляемых и неуправляемых выстрелов, современной системой управления огнем, включающей комбинированный дневно-ночной прицел наводчика с тепловизиром, параномический прибор командира, автомат сопровождения целей, цифровой вычислитель и стабилизатор вооружения. Одновременно разрабатывались и новые боеприпасы (управляемые и неуправляемые).
     

     Наша справка
     ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» было создано в 1927 году. Его коллективом разработано, освоено в серийном производстве и сдано на вооружение Российской армии более 140 образцов вооружения и военной техники. Это такие широко известные образцы оружия, как пистолеты ТТ, Макарова, Стечкина, винтовки СВТ, авиационные пулеметы ШКАС, ШВАК и УБ, большая часть отечественных противотанковых ракет («Фагот», «Корнет», «Метис» и др.), авиапушки, управляемые снаряды «Краснополь», зенитный комплекс «Тунгуска», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь», комплексы вооружений для отечественных БМП, БМД и БТР, стрелковое оружие для спецназа и другое.
     

     Кстати, на самом предприятии далеко не все верили, что подразделение Сергея Березина сможет вытянуть эту работу, ведь до этого там занимались только вооружением. Но в течение нескольких лет эта работа была важным источником существования КБП. Она позволила не только сохранить, но и усилить конструкторский коллектив отделения «12», работающий по этой тематике (комплексное решение бронетанковой техники). Одновременно был накоплен большой опыт.
     Именно тогда на КБП пришли к выводу, что голый разработчик на рынке - никто. Торговать можно только чем-то материальным. А значит, нужно освоить выпуск конечной продукции. И тогда была поставлена задача - изготавливать (со временем у КБП появилась и собственная производственная база - ОАО «Щегловский вал»). Только поставляя продукцию, можно зарабатывать. Кстати, за рубежом такая же картина. Чистых разработчиков практически нет. Весь цикл от разработки до изготовления ведет одна фирма. Причем полный пакет - не только машину, но и боеприпасы.
     О боеприпасах Березин задумывался уже давно. Еще при разработке БМП-3 встал вопрос о новом осколочно-фугасном снаряде для 100-мм пушки. Первоначально он был создан на основе штатного снаряда пушки Д10Т танка Т-55. Решение это было, скорее, политическим. Ведь уже был нарисован новый, с большим коэффициентом наполнения. В министерстве сказали: «Вы в БМП-3 и так внесли немало новых разработок, а тут еще и снаряд новый...» Чтобы проект прошел, работу над снарядом решили отложить.
     Вернулись к нему уже в середине 1990-х. Он получил наименование «Вишня». И с ходу опроверг старый артиллерийский закон, что снаряд дважды в одну воронку не попадает. «Вишня» - попадает! На предельной дальности у группы из 7 снарядов попаданий будет 6. В стандартном листе 1,5 на 1,5 метра при стрельбе с одного километра тремя группами по 7 выстрелов в каждой из групп пробоин будет 6, одна из которых сдвоенная. И это из пушки низкой баллистики!
     Секрет «Вишни» не только в уникальной аэродинамике (ох, как над ней мучились Сергей Березин, начальник отдела артиллерийских боеприпасов и эффективности Лариса Осипова и их коллеги), но и в отсутствии весового знака «±» - редчайший для артиллерии случай. В результате выросла не только кучность стрельбы, но и другие характеристики. Дальность увеличилась в 1,7 раза (до 7 километров), площадь поражения живой силы - более чем вдвое. По своим характеристикам новый 100-мм снаряд сопоставим со 122-125-мм штатным осколочно-фугасным. Кстати, интересный факт. Разработка снаряда велась в конкурсной борьбе с головным институтом по разработке таких боеприпасов - НИМИ (Москва).
     В 2000 году «Вишню» приняли на вооружение.
     
Трудная судьба «Бахчи»

     В разработке боевых машин долгие годы десантникам отводилась роль «догоняющих». Появится очередная БМП, через несколько лет разрабатывают БМД с аналогичным вооружением. Ситуация обострилась в 1990 году, когда на вооружение приняли
     БМД-3, состав оружия которой остался тем же, что и у БМП-2 (30-мм АП, 7,62-мм ПКТ и ПТУР «Конкурс»). То есть налицо было отставание уже не на год-два, а на целую машину.
     В середине 1990-х браться за разработку новой боевой техники для Российской армии могли только настоящие оптимисты. В КБП, проанализировав опыт эксплуатации БМП-3, выявили целый ряд недостатков. В технике на рубеже веков произошел качественный скачок. Поэтому при разработке новой машины для ВДВ Сергей Березин решил заложить в нее все современные достижения в компьютеризации, цифровой технике, тепловидении, телевидении и, естественно, полностью автоматизировать процессы заряжания и слежения за целью...
     Однако поставить эту задачу на официальную основу оказалась еще сложнее. Не все были согласны с идеей КБП о создании новой машины для ВДВ. Более того, говорили о том, что своя машина «крылатой пехоте» ни к чему, - мол, должна быть одна линейная БМП. А значит, вновь поиск компромиссного решения. И Березин смог добиться положительного решения вопроса. В ноябре 1998 года было подписано тактико-техническое задание (ТТЗ) на модернизацию боевой машины десанта (БМД-3) «Бахча-У». А договор на выполнение этой работы руководство ГАБТУ подписало в конце 2000 года. То есть нормальное финансирование государством началось тогда же. До этого времени все конструкторские работы и макетирование велись за счет собственных средств КБП.
     Кстати, на интернет-форумах до сих можно встретить любителей российской военной техники, которые спорят о том, чем
     «Бахча-У» отличается от БМД-4. В самом КБП разъясняют: «Бахча -У» - это БМД-4. Но в ТТЗ на эту машину записано, что башня разрабатывается как унифицированная: для размещения на БТР, БМП и БМД. Это была одна из основных идей Березина. В дальнейшем боевой модуль, разрешенный к экспорту, получил сокращенное название «Бахча».
     Созданная на узлах шасси БМД-3 в рамках программы ее модернизации БМД-4 принципиально отличается от предшественниц. Она способна работать в горах на высоте до 3.000 метров, изменять клиренс на 400 миллиметров, плавать при волнении моря до 3 баллов и десантироваться из самолета вместе с экипажем. В мире аналогов такой машине нет.
     

     Боевой модуль «Бахча», созданный в КБП, универсален. Он размещается на шасси типа БМП-2, БМП-3, БМД-3, БТР «Росток» и других аналогичных по грузоподъемности российских и зарубежных носителях, а также на катерах, кораблях и стационарных объектах. БМД-4 с боевым модулем «Бахча» принята на вооружение Российской армией.
     В состав боевого модуля входит вооружение (100-мм орудие - пусковая установка, 30-мм автоматическая пушка, 7,62-мм пулемет), система питания пулемета и пушки, автомат заряжания орудия - пусковой установки, всесуточная автоматическая система управления огнем, боекомплект повышенного могущества и дальности стрельбы.
     Боевой модуль обеспечивает стрельбу всеми типами боеприпасов с места, с ходу и на плаву, всесуточность боевого применения, автоматическое сопровождение целей, дублирование стрельбы с места командира, стрельбу с закрытых огневых позиций, эффективную стрельбу по воздушным целям на уровне специализированных зенитных средств.

     

     Естественно, эта большая и сложная работа не могла быть выполнена КБП в одиночку. Волгоградская машиностроительная компания «ВГТЗ» была привлечена в качестве разработчика и изготовителя шасси, Подольский машиностроительный завод изготавливает броневые колпаки, Туламашзавод - механический модуль боевого отделения. В разработке системы управления огнем участвовали «АНПП «Темп-Авиа», НИИ «Полюс», Вологодский оптико-механический завод, Таганрогский НКБВС, МИЭТ (Москва), СКБ ПА (Ковров).
     Впервые новинка была продемонстрирована на Международной выставке вооружений для сухопутных войск IDELF-2004 в Москве. А в декабре 2004 года БМД-4 с унифицированным боевым отделением для машин легкой категории была принята на вооружение Российской армии. Свершилось одно из самых заветных желаний Сергея Березина.
     
Березинский подход

     Сергея Березина не стало ровно спустя год после принятия на вооружение БМД-4.
     - Сергей Михайлович всю жизнь старался выдвигать новое, делать и предлагать для армии наиболее перспективное и эффективное, - рассказывает о коллеге главный конструктор КБП по комплексам вооружения бронетанковой техники Николай Хохлов. - И сегодня мы говорим о категориях, которые нельзя пощупать руками, рассмотреть. Было время, когда возможности бронетехники развивались с нарастанием брони. Определить их было просто: люк открыл - увидел толщину. Сейчас достигнут определенный рубеж, за которым возможны только качественные изменения. Разница - в школах конструирования. И основоположник нашей школы Сергей Михайлович Березин, его ученики делали машины, опережающие время. Наши вероятные противники или маловероятные друзья только приближаются к тому, что было создано в середине 80-х прошлого века. А БМД-4 опередила время на 15-20 лет.
     Ученик Сергея Михайловича - Сергей Сальников, возглавивший отделение «12», не менее эмоционален: «Он был уникальным человеком. Спортсмен, ученый, музыкант... О его целеустремленности, умении находить нестандартные конструкторские решения ходили легенды. Березинский подход к работе сегодня характерен для многих сотрудников отделения».
     Родина высоко оценила деятельность Сергея Михайловича Березина. Доктор технических наук, профессор, член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, он был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями. Неоднократно становился лауреатом различных премий (премии имени С.И. Мосина в 1984 и 2000 гг., премии «За выдающиеся заслуги в создании комплексов вооружения и военной техники им. Тихонова и Пурцена» в 2003 г.).
     Но самое главное, что всегда будет напоминать о конструкторе, - березинский подход. Он сохранен и позволяет последователям Сергея Михайловича находить новые нестандартные решения при создании оружия и боевой техники для нашей армии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex