на главную страницу

12 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

От Байкала до Урала

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Деловой скромности начальника службы военных сообщений управления тыла Приволжско-Уральского военного округа подполковника Андрея Хрыстика можно удивляться. За последние два года его подчиненные успешно справились с двумя сложнейшими задачами по переброске личного состава, вооружения, боеприпасов, боевой и иной техники к местам проведения масштабных войсковых учений – «Южный щит-2006» и «Мирная миссия-2007» – и обратно. А он констатирует, что этот период для его службы сложным не был.
     - Понимаете, – поясняет подполковник Хрыстик, – все, о чем идет речь, – повседневная деятельность нашей службы, которую мы выстраивали на протяжении ряда лет. Памятный для всех период затянувшегося урезанного финансирования, конечно, сковывал действия линейных частей и подразделений на расположенных поблизости полигонах. Практическая переброска войск из пунктов постоянной дислокации в иные районы велась в минимальном объеме. Но, к счастью, настало время и нашлись-таки средства для полноценной отработки программы боевой подготовки. В том числе на проведение масштабных учений. А вместе с войсками оживилась и наша деятельность службы военных сообщений...
     Оживилась и только. Но формирование и отправку только в 2006 учебном году 150 полносоставных воинских эшелонов из одного пункта в другой и обратно «оживлением деятельности» называть не хочется. Это была очень серьезная работа!
     Не легче оказался и минувший учебный год. А по ряду отработанных направлений и вовсе стал неординарным. Достаточно вспомнить о проведенном на базе Чебаркульского полигона совместном антитеррористическом командно-штабном учении вооруженных сил государств – членов Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007».
     - На «Мирной миссии», – рассказывает подполковник Хрыстик, – было полегче в том плане, что войска ПУрВО к месту проведения совместных маневров в столь массовом порядке не перебрасывались. Чебаркульская полигонная база уральского соединения постоянной готовности расположена в получасе езды от военного городка. Так что российские военные убывали в район сосредоточения войск своим ходом.
     Зато остальных участников учения пришлось доставлять в Челябинский регион не только по воздуху, но и по железной дороге чуть ли не через полстраны. Участие в беспрецедентной наземной переброске войсковых подразделений Национально-освободительной армии Китая по территории Российской Федерации обогатило нас практическим опытом. Впервые в отечественной истории служба военных сообщений вела на протяжении четырех с лишним суток по участкам пяти железных дорог четыре полносоставных воинских эшелона с личным составом, штатным вооружением, боевой техникой, боеприпасами и иным имуществом войскового назначения армии сопредельного государства. Это действительно была сложная и, без преувеличения, ответственная задача.
     Судя по рассказу подполковника Андрея Хрыстика, не менее трудоемким для окружной службы ВОСО оказался подготовительный этап совместных международных маневров.
     - Первое, с чем мы столкнулись, готовясь к переброске войск из КНР в Россию, – вспоминает Андрей Хрыстик, – это несовпадение размеров нашей и китайской железнодорожной колеи. У них она `уже. Поэтому пришлось решать вопрос о замене на границе государств грузовых платформ подвижного состава. То есть китайским военным предстояло расшвартовать и переместить доставляемые на учение грузы и боевую технику со своих платформ на платформы, предоставленные российской стороной.
     Однако при этом выявились нюансы. Наши платформы, предназначенные для перевозки колесной и гусеничной техники, `уже китайских. Так как грузиться приходилось китайской стороне, то ей в этом плане просто не повезло. Во-первых, водителям и механикам-водителям НОАК пришлось немало попотеть, чтобы «нормативно» разместить свою технику на подвижном составе российского образца. Во-вторых, камнем преткновения для китайцев оказался процесс швартовки боевых машин. Дело в том, что в каждой бронеединице НОАК в штатном режиме присутствует универсальный комплект многооборотного крепления – цепные растяжки и металлические упорные бруски. Под них, кстати, на китайских платформах предусмотрены специальные скобы зацепа. Под наши, отчасти похожие скобы, их цепные растяжки не адаптированы. К тому же российские военные, как известно, при креплении техники на платформах используют деревянные упорные бруски и проволочные растяжки. Последние-то и создали определенные трудности для китайских швартовочных команд.
     Конечно, о подобных несостыковках в крепеже китайские военные были заранее проинформированы. Они добросовестно заготовили мотки провода. Но он по прочности заметно уступал стальному обожженному проводу российского производства. Работавшим на месте перегрузки техники представителям российской оперативной группы Центрального управления военных сообщений пришлось в срочном порядке вместе с администрацией Забайкальской железной дороги решать вопрос по обеспечению участников международных учений крепежным материалом. И по запросу 20 тонн провода было немедленно предоставлено.
     - Итак, – продолжает рассказ подполковник Хрыстик, – крепеж получили. Но им надо было еще грамотно распорядиться. Пришлось представителям ВОСО, преодолевая языковой барьер, буквально на пальцах чуть ли не каждому участнику китайской швартовочной команды объяснять порядок и метод крепления техники на платформе. Отдадим должное китайским рабочим: хотя они понимали нас с трудом, уяснив «урок», действовали довольно быстро. Так что все сформированные эшелоны пересекли российско-китайскую госграницу в установленный час.
     Сегодня представители службы военных сообщений управления тыла ПУрВО с благодарностью отзываются о качестве работы сотрудников Забайкальской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорог, обеспечивавших прохождение воинских эшелонов по подотчетным территориям. Отмечается беспроблемная замена локомотивов, скрупулезность в исполнении профессиональных обязанностей путевыми бригадами, командами досмотра матчасти подвижного состава и качества крепления боевой техники. В последнем случае сказывалось все то же несовпадение технических стандартов двух стран: на китайских крепежных скобах присутствуют внутренние углы (на российских «проушинах» они скруглены), из-за которых в ходе движения эшелона проволочная растяжка, случалось, перетиралась. По мере надобности уже в пути приходилось устранять и эти неполадки.
     Но в итоге на станцию разгрузки Мисяш (район Чебаркуля, Челябинская область) эшелоны прибыли, что называется, минута в минуту. Китайских военных встретили полностью реконструированная станционная торцевая выгрузочная платформа и приведенная в исключительно качественное состояние боковая 300-метровая железнодорожная платформа. И это, опять же, было обусловлено необходимостью. В отличие от российских стандартов размещения грузов военного назначения, скажем, тех же боеприпасов, ящики с которыми под силу перенести с места на место двум военнослужащим, китайские нормативы предписывают перевозить все в специальных одно- и трехтонных контейнерах. Понятно, что переместить такой груз под силу лишь автопогрузчику. Но этот механизм не может работать без надлежащей подъездной площадки. В том числе и под него была выполнена новая платформа для выгрузки тарно-штучных грузов.
     Кстати, по словам начальника службы военных сообщений управления тыла Приволжско-Уральского военного округа, из-за плотного графика прибытия эшелонов в этот раз на разгрузку одного состава отводилось не более трех часов. Только представьте: за 180 минут надо освободить десятки платформ с боевой техникой и вагонов с имуществом. При том что большая часть транспортировавшихся объектов была закреплена стальными растяжками.
     - И здесь мы впервые в своей практике не только создали разгрузочные команды, которые были закреплены буквально за каждой платформой прибывавшего эшелона, но и применили ноу-хау в ходе расшвартовки транспортных средств, оснастив рабочие команды циркулярными пилами – так называемыми «болгарками». В противном случае, перекусывая традиционными ножницами по металлу скрутки растяжек из восьми стальных нитей, мы бы не уложились в отведенные нормативные сроки, – раскрывает особенность ответственного момента подполковник Андрей Хрыстик.
     - Андрей Евгеньевич, – уточняю, – в составе тех китайских эшелонов для размещения личного состава были задействованы только пассажирские вагоны. Российские военнослужащие на дальние полигоны сегодня перевозятся в них. Или же в системе ВОСО по-прежнему на ходу так называемые «людские вагоны»?
     - Мы бы рады перевозить наших солдат в комфортных условиях, и такие возможности у нас есть. Правда, с одной оговоркой: только в зимние, весенние и поздние осенние месяцы. Во время массовых отпусков граждан мы лишаемся такой возможности из-за того, что хозяин подвижного состава – ОАО «Российские железные дороги» – для удобства населения страны массово вводит в эксплуатационный режим дополнительные поезда. А в войсках период проведения учений выпадает как раз на это время. Вот почему при отсутствии плацкартных вагонов мы вынуждены задействовать так называемые «людские». Без них просто не выполним стоящие перед войсками задачи. К тому же в период обеспечения столь глобальных маневров, как, например, «Южный щит», когда одномоментно из нескольких мест в конкретный район сосредоточения перемещаются тысячи военнослужащих, нам физически невозможно требовать большое количество пассажирских вагонов. Хотя как минимум один вагон «с дорожными удобствами» в состав каждого формируемого эшелона все же включаем. Этого требуют обстоятельства: сегодня в частях и подразделениях на должностях немало женщин-военнослужащих, которые наравне с мужчинами участвуют в полевых занятиях.
     В то же время у нас совсем иной подход к перевозке железнодорожным транспортом новобранцев. Вообще, обеспечение призывных кампаний – одна из важнейших задач службы военных сообщений, с которой мы из года в год справляемся. За период призывной кампании формируем и отправляем по 15–17 эшелонов. Причем перевозим граждан, призванных на военную службу, исключительно в плацкартных вагонах. Никаких «людских»! И это принципиально. Более того, в каждый пассажирский состав включаем багажный вагон, приспособленный для размещения на его транспортной площадке оборудования полевых солдатских кухонь. В итоге призывники на протяжении всего пути следования обеспечиваются горячей свежеприготовленной пищей.
     - Чувствуется, что у службы военных сообщений ПУрВО весьма хорошие отношения с администрациями региональных железных дорог в общем и с руководством ОАО «РЖД» в частности. Что в свою очередь, видимо, помогает вам в решении всех задач.
     - Можно сказать и так. Однако не всегда все складывается гладко. Например, с недавних пор – после реформирования системы РЖД – у наших гражданских коллег произошла децентрализация управления отдельными подотчетными структурами. То есть на местах оказалось «размытым» понятие единоначалия. Что принесло нам определенную головную боль. Теперь, чтобы согласовать вопрос, связанный с переброской войск из района в район, надо получить «добро», не «в одном окошке», как было раньше, а у целого ряда ответственных лиц. На это, к сожалению, уходит масса служебного времени.
     Однако и в этих условиях свои задачи решаем. Никто другой заниматься ими не станет.
     На снимках: начальник службы военных сообщений управления тыла ПУрВО подполковник Андрей ХРЫСТИК; боевая техника НОАК на станции разгрузки Мисяш, идет погрузка на платформы боевых машин мотострелкового полка.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex