на главную страницу

12 Марта 2008 года

Спорт - инфо

Среда

Меньше электроники, больше пилотажа

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



     16 марта в австралийском Мельбурне стартует 59-й чемпионат мира в автогонках «Формула-1». В преддверии гоночного сезона нет недостатка в прогнозах: кто-то ставит на алые болиды «Феррари», другие - на серебряные стрелы «Макларена», третьи надеются, что возвращение двукратного чемпиона мира испанца Фернандо Алонсо в «Рено» вдохнет во французскую команду новые силы и позволит вернуться в стан лидеров.
     Разберем сначала нововведения стартующего сезона. Впервые за многие годы облик королевы автоспорта меняется столь кардинально.
     Начнем с техники. Главное здесь - запрет трэкшн-контроля. Электронная эра (всевозможные «примочки»: антипробуксовочная система, трэкшн-контроль, активная подвеска, система оптимизации старта) в «Формуле-1» наступила еще в начале
     1990-х, но затем большая часть устройств, помогающих гонщику на трассе, попала под запрет. Тем не менее в середине 2001 года электронике снова дали «зеленый свет». Причина такого поворота оказалась предельно простой: у организаторов не было возможности контролировать наличие запрещенных систем (ходили слухи, что некоторые команды использовали трэкшн-контроль в обход правил, впрочем, Международная автоспортивная федерация - ФИА - за руку их так и не поймала). Поэтому, чтобы не попасть окончательно в неловкое положение, ФИА опять легализовала электронику.
     Не стоит думать, что эти системы полностью нивелируют мастерство пилота. Да, они позволяют проходить повороты на более высокой скорости - гонщик давит на педаль газа как обычно, а компьютер как бы за него дает корректировочную команду мотору или коробке передач. Но электронная система - тонкое и сложное устройство, и гонщику приходится коренным образом менять стиль своего пилотажа. Теперь же произойдет обратное: пилоты вернутся на семь сезонов назад, когда филигранная работа педалями газа и тормоза не проходила обработку в компьютерном мозге болида. Как гласит регламент, «ни одна машина не может быть оборудована системой или устройством, препятствующим пробуксовке колес или компенсирующим чрезмерные нажатия педали газа. Не разрешается использование систем, информирующих гонщика о начале вращения колес».
     Кроме того, на всех машинах будет установлен унифицированный блок управления (ECU) - аналог самолетного «черного ящика». Все компоненты двигателя и коробки передач, включая сцепление и дифференциал, должны управляться ECU, который может использоваться только с программным обеспечением, одобренным ФИА.
     С этого года гонщики обязаны использовать одну коробку передач на протяжении серии из четырех Гран-при. В случае замены коробки пилот теряет 5 мест от результата квалификации на старте следующей гонки. Напомним, что с 2005 года действует и правило, касающееся двигателей: один двигатель на два Гран-при. Замена карается штрафом - потерей 10 мест в квалификации.
     Наконец, третья сессия квалификации сокращена до 10 минут, а дозаправка перед стартом запрещена.
     От вопросов технических перейдем к вопросам географическим. Из календаря исчез Гран-при США, однако ему на смену пришли две абсолютно новые гонки, причем не на стационарных автодромах, а по улицам городов - в испанской Валенсии, где состоится Гран-при Европы, и Сингапуре, где пройдет Гран-при одноименной страны-города. Любопытен и другой факт: заезды в Сингапуре, в том числе и сама гонка, впервые в истории «Формулы-1» будут проходить в вечернее время под искусственным освещением. Это, во-первых, сыграет на руку европейским зрителям - из-за разницы во времени им постоянно приходилось смотреть азиатские этапы ранним утром, а Гран-при Сингапура намечено на то же самое время, что и гонки в Европе, то есть на два часа дня по средне-европейскому времени. Во-вторых, вечерние условия придадут гонкам еще больше интриги и зрелищности, а инженерам придется ломать голову над настройками.
     А теперь к самому интересному - раскладам на сезон. Основываясь на данных предсезонных тестов, мы можем сделать вывод, что лучше всего к старту готовы, и это ни для кого не секрет, «Феррари» и «Макларен». Болиды этих «конюшен» сошлись друг с другом на тестах только в конце февраля в Барселоне. В квалификационном формате предпочтительнее выглядели «серебряные стрелы», а вот на длинных отрезках преимущество было у «Феррари». Но до окончания Гран-при Австралии делать серьезные выводы о расстановке сил преждевременно. В любом случае остальные команды - «БМВ», «Рено», «Вильямс», «Ред Булл», «Тойота», «Торо Россо» не преминут воспользоваться любой осечкой лидеров. «Хонда», как показали тесты, не слишком быстра и надежна. А «Супер Агури» и «Форс Индия» отведена незавидная участь аутсайдеров. Что касается персоналий, то, по мнению специалистов, титул будет разыгран между двумя дуэтами пилотов - действующим чемпионом мира финном Кими Райкконеном и его напарником по «Феррари» бразильцем Фелипе Массой, британцем Льюисом Хэмилтоном и еще одним финном Хейкки Ковалайненом, представляющих «Макларен».
     Но это лишь прогнозы. Наверняка по ходу сезона нас ждет немало сенсаций и сюрпризов. Что, например, покажет в «Рено» Фернандо Алонсо, напарником которого снова стал дебютант - Нельсиньо Пике (сын 3-кратного чемпиона мира «Формулы-1» Нельсона Пике)? Выйдут ли из кризиса «Тойота» и «Вильямс»? Продолжится ли прогресс «БМВ»? Ответы на эти и многие другие вопросы мы получим только в ноябре. А пока нас ждет начало: гонка на удивительной трассе в Мельбурне, проложенной по аллеям живописного Альберт-Парка (на снимке).
     
Календарь на сезон-2008:

     16 марта - ГП Австралии, 23 марта - ГП Малайзии, 6 апреля - ГП Бахрейна, 27 апреля - ГП Испании, 11 мая - ГП Турции, 25 мая - ГП Монако, 8 июня - ГП Канады, 22 июня - ГП Франции, 6 июля - ГП Великобритании,
     20 июля - ГП Германии, 3 августа - ГП Венгрии, 24 августа - ГП Европы,
     7 сентября - ГП Бельгии, 14 сентября - ГП Италии, 28 сентября - ГП Сингапура, 12 октября - ГП Японии, 19 октября - ГП Китая, 2 ноября - ГП Бразилии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex