на главную страницу

13 Марта 2008 года

Армия России: XXI век

Четверг

ЗАБАЙКАЛЬЦЫ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНЯТ

Генерал-лейтенант Владимир Шаманов проверил боевую подготовку истребительного авиационного полка Сибирского объединения ВВС и ПВО

Константин РАЩЕПКИН, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Работа комплексной проверочной группы Минобороны в расположенном под Читой истребительном авиационном полку имела задачу проверить самый широкий спектр вопросов – от боеготовности техники до организации воспитательной работы и занятий по общественно-государственной подготовке. Однако основным вопросом проверки, руководство которой осуществлял начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, была боевая подготовка. Поэтому запланированное на период работы комплексной группы летно-тактическое учение с 1-й эскадрильей полка характеризовалось самым насыщенным содержанием. Начальнику ГУБП предстояло оценить и организацию перебазирования эскадрильи на оперативный аэродром, и осуществление перехвата целей, и выполнение задач по сопровождению бомбардировочной авиации к объектам удара.













     Итогами учения генерал Шаманов, по его словам, остался доволен: полк, которым командует полковник Александр Путилов, уверенно справился со всеми задачами ЛТУ. А вот когда после заслушивания командира полка начальник ГУБП проверил состояние учебной материально-технической базы боевой подготовки, эмоции были, прямо скажем, не самые положительные. Обратив внимание на явно недостаточное использование тренажеров при подготовке пилотов, Шаманов констатировал, что это общая проблема Военно-воздушных сил, решение которой он считает одной из приоритетных задач Главного управления боевой подготовки.
     – С возрастанием экономических возможностей государства, – сказал, в частности, Шаманов, – министром обороны намечен план первоочередных действий по увеличению боевого потенциала Вооруженных Сил, в рамках которого финансирование боевой подготовки в 2008 году уже увеличено в 4 раза. Однако даже при аналогичном увеличении выделяемых Военно-воздушным силам лимитов топлива ситуация, при которой молодые пилоты и тем более курсанты летных училищ имеют больший реальный, чем тренажерный, налет, в корне недопустима.
     Тренажерное обучение должно занимать не менее 20%, а применительно к ВВС – не менее 50% всей боевой подготовки, – такова, по словам генерала Шаманова, поддержанная первым заместителем министра обороны РФ генерал-полковником Александром Колмаковым позиция ГУБП. Констатировав, что полковой тренажерный класс должен стать вторым домом для молодых пилотов, Шаманов пообещал употребить все свое влияние, чтобы убедить командующего войсками СибВО генерал-полковника Александра Постникова выделить полку все необходимые для его ремонта средства.
     Проведенная проверка дежурных сил с подъемом в воздух пары истребителей МиГ-29 показала хорошую подготовку всех задействованных в боевой работе должностных лиц: и выполнявших перехват летчиков, и командования полка, и штурманов пункта наведения, ведущих истребители на расстоянии, не позволяющем поддерживать прямую радиосвязь с полковым КП. Материалы же объективного контроля показали поражение цели заместителем командира эскадрильи майором Боровиковым.
     Словом, продолжавшееся несколько дней знакомство с работой командования и личного состава полка, по словам начальника ГУБП, оставило у него самые приятные впечатления.
     – И ход боевой учебы, и мероприятия, направленные на подготовку учения с 1-й эскадрильей, показали, что боевая подготовка полка организована на хорошем методическом уровне, – констатировал, подводя итоги проверки, генерал-лейтенант Шаманов.
     Говоря о работе должностных лиц командования полка, начальник ГУБП выразил удовлетворение, что при организации боевой подготовки пилотов отчетливо прослеживаются два первейших принципа, которые, по его мнению, должны лежать в основе подготовки частей и подразделений всех видов Вооруженных Сил, – «учить войска тому, что реально необходимо на войне» и «делай, как я».
     – Если комполка и командиры эскадрилий сами подготовлены кое-как, то и на хорошую выучку личного состава рассчитывать не приходится, – подчеркнул генерал, отметив, что подготовка командования полка и профессионализм работавших вместе с ним замкомандующего армией генерал-майора Виктора Бондарева и командира дивизии полковника Андрея Щемелева оставили у него самые приятные впечатления.
     Вместе с тем, разбирая итоги учения, генерал Шаманов обратил внимание командира полка на необходимость корректировки индивидуальных заданий летчиков. Попросив генерал-майора Бондарева оказать помощь командованию полка в разработке соответствующих требованиям ГУБП индивидуальных планов, Шаманов подчеркнул, что одним из результатов этой работы должно стать отсутствующее пока доскональное понимание каждым офицером алгоритма его личных действий, а также действий его подчиненных и командиров при переводе полка с мирного на военное время.
     Далее начальник ГУБП остановился на подготовке пилотов. Подчеркнув, что полк сможет выполнить задачу только при условии слаженной работы летчиков, технического состава, управления полка и штурманов пунктов наведения авиации, Шаманов все же обозначил в качестве приоритетной задачи подготовку пилотов.
     – Сколько примерно человек обеспечивают работу одного летчика истребительной авиации? – спросил генерал, аргументируя свою мысль.
     – Около десяти, – доложил комполка.
     – Как минимум десять, – продолжил Шаманов. – Вот почему и у командования полка, и у командования дивизии должно быть понимание, что полковые пилоты – это 35 людей-бриллиантов, к которым должно быть особое отношение. Потому что только их профессионализм сделает в военное время результативной работу всего полка. Но и спрос, учитывая данное обстоятельство, с этих людей должен быть особый.
     Констатировав, что в вопросе подготовки летчиков полку есть чем гордиться – это и регулярно показываемые во время проверок хорошие результаты, и прием одного из пилотов в отряд космонавтов, Шаманов остановился на таком важнейшем и при этом традиционно недооцениваемом вопросе, как воспитание у воздушных асов психологии победителей.
     – Ничто так не укрепляет боевой дух подразделений, как наличие в них носителей победного боевого опыта, – пояснил свою мысль выдвинутый чеченской войной генерал. – Если воевавших пилотов в истребительной авиации нет, может, стоит привлечь к воспитанию веры в силу российского оружия ветеранов?
     Рассказав о том, что он хорошо знаком с живой легендой советской истребительной авиации Героем Советского Союза Сергеем Крамаренко, Шаманов порекомендовал командованию полка пригласить его выступить перед летчиками.
     – Во время «холодной войны» он сбил в Корее 15 американских пилотов! Поверьте, он с удовольствием приедет к вам и расскажет, что не такие уж они классные вояки, как их показывают, – настоятельно рекомендовал генерал.
     Отметив, что в условиях ограниченного финансирования и проблемного состояния обеспечивающей полеты материально-технической инфраструктуры более 70% летчиков полка готовы к выполнению задач в сложных метеоусловиях, Владимир Шаманов от имени руководства Минобороны поблагодарил личный состав полка за службу, а награжденного орденом Мужества майора Альберта Хаджиярова назвал одним из героев нашего времени. Дело в том, что в июне минувшего года экипаж, в состав которого вместе с майором Хаджияровым входил начальник авиации дивизии полковник Алексей Окутин, в безнадежной, казалось бы, ситуации сумел спасти загоревшийся в воздухе самолет.
     ...Во время выполнения одной из фигур высшего пилотажа в ходе проходящего поблизости от аэродрома полета приборы показали пожар правого двигателя. Выключив двигатель и активировав систему пожаротушения, летчики доложили ситуацию руководителю полетов и с его разрешения попытались посадить самолет на одном двигателе. Пилотируя горящий самолет, офицеры проявили и высочайшее мастерство, и настоящее мужество – уже при подлете к полосе у истребителя не только загорелся второй двигатель, но и отказала гидросистема, в результате чего не вышли закрылки. Произошло перегорание тяг управления, самолет был фактически неуправляем, плюс сгорел тормозной парашют. Однако, применив аварийную систему торможения, экипажу все же удалось спасти выехавший метров на 50 за пределы полосы истребитель.
     – Это ли не лучшее подтверждение того, что боевая подготовка в полку, несмотря на все проблемы и объективные трудности, организована на достойном уровне? – подытожил тему боевой учебы генерал Владимир Шаманов.
     Выразив удовлетворение тем, что в Лету наконец кануло такое обусловленное дефицитом топлива и морально убивающее Военно-воздушные силы явление, как деление летного состава истребительных авиаполков на основной боевой расчет и нелетающих летчиков, начальник ГУБП напомнил об указании главкома ВВС об обеспечении каждому летчику-лейтенанту 60-часового налета.
     – Молодые летчики у нас летают больше других, – доложил замкомандующего 14-й армией ВВС и ПВО генерал-майор Виктор Бондарев.
     Да и в целом ситуация с налетом в авиаполках объединения, по словам замкомандарма, улучшается. Так, в 2007 году, например, общий налет летчиков объединения превысил аналогичный показатель 2006 года почти на 30% и вышел на уровень 43 часов, что на час превышает средний показатель по ВВС. В этом же году, по словам генерала Бондарева, выполняя указание главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина, в объединении планируют довести среднегодовой налет летчиков и вовсе до фантастического по меркам предыдущего десятилетия уровня – 55 часов. Если, конечно, решение этой задачи не сорвет плачевное техническое состояние большинства самолетов. И это подрывающее не только процесс боевой подготовки, но и боеготовность обстоятельство от Шаманова не скрывали. Впрочем, замалчивать наличие в полку достаточного количества небоеготовых самолетов, равно как и прочие мешающие полноценной боевой учебе и связанные прежде всего с недостаточным финансированием проблемы, ни у командира полка, ни у замкомандующего армией желания явно не было.
     – Находящийся на 50-процентной отметке уровень исправной техники – это не вина, а беда полка, – констатировал, подводя итоги проверки, генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
     Вместе с тем начальник ГУБП призвал и командира полка, и командира дивизии, и командование армии активнее включаться в решение этой проблемы.
     – Если ограниченное количество летающих самолетов позволяет ежемесячно обеспечить летчикам лишь 3—4-часовой налет, нетрудно подсчитать, что полк даже при 100-процентном обеспечении топливом едва ли выйдет на уровень 55-часового годового налета. Если из-за технического состояния самолетного парка вы не в состоянии добиться таких показателей, надо не ждать улучшения ситуации, не стесняться докладывать наверх о неспособности решить поставленную главкомом задачу! – со свойственной ему категоричностью резюмировал генерал-лейтенант Шаманов, пообещав довести сложившуюся в полку ситуацию до первого заместителя министра обороны генерал-полковника Александра Колмакова.
     Не обошел вниманием начальник ГУБП и вопрос обеспечения авиаполков топливом. Сообщив, что подготовка летчиков на тактическом уровне уже обеспечена горючим на 100%, генерал-лейтенант Шаманов с удовлетворением констатировал, что министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков в настоящее время решает вопрос 100-процентного обеспечения топливом еще и оперативно-тактической подготовки авиационных полков.
     Впрочем, куда больше нехватки топлива, по мнению начальника ГУБП, боевую подготовку тормозит сегодня такой не зависящий от экономических условий, а значит, казалось бы, и более легко решаемый вопрос, как проблема межвидовой разобщенности. На радикальном решении этой проблемы на уровне Вооруженных Сил в ближайшее время, по словам Шаманова, также будут сосредоточены усилия ГУБП. Первый этап – выделение оперативных групп по межвидовой подготовке от дивизионного учения и выше.
     – Проводит, например, командующий войсками округа учение с дислоцируемой в регионе мотострелковой дивизией, кто-то от армии ВВС и ПВО обязательно должен на нем работать. И не кто-то, а тот, кто по боевой задаче будет руководить прикрытием боевого порядка этой дивизии при ее развертывании, – пояснял Шаманов.
     Однако применительно к боевой подготовке, равно как и к боеготовности проверенного Шамановым авиаполка, как оказалось, куда острее стоят проблемы совсем иного характера. Так, например, из-за того, что в построенные для истребителей МиГ-23 ангары физически не входят стоящие на вооружении полка самолеты МиГ-29, истребители уже которое десятилетие стоят под открытым небом. Впрочем, понимая экономические реалии, в полку о постройке укрытий для самолетов даже и не мечтают. А вот куда более малозатратное строительство одного-единственного ангара – для полковой техническо-эксплуатационной части – заместитель командующего армией генерал-майор Виктор Бондарев называет определяющим боеготовность вопросом.
     – Не имея теплого помещения, специалисты ТЭЧ вынуждены проводить ремонт самолетов под открытым небом, – поясняет командир дивизии полковник Андрей Щемелев. – А зимой у нас морозы под сорок, вот и представьте, каково в таких условиях поменять, например, самолету двигатель.
     Насколько отсутствие ангара для ТЭЧ затрудняет ремонтные работы по восстановлению неисправных истребителей, а значит, и подрывает боеготовность, генерал-лейтенант Шаманов, прибывший в Читу в разгар, прямо скажем, нехарактерных для средней российской полосы свирепых морозов, смог убедиться при обходе аэродромной инфраструктуры. Жаль вот только, строительство ангара для ТЭЧ – прерогатива не Главного управления боевой подготовки, а Главного командования ВВС.
     Впрочем, есть все основания полагать, что в ближайшие годы в ВВС все-таки найдут средства на строительство недостающего объекта для полноценной боевой работы истребительного авиационного полка. Тем более что начальник ГУБП генерал-лейтенант Владимир Шаманов обещал этому всячески посодействовать.
     Уезжая, генерал Шаманов поблагодарил офицеров старшего поколения за то, что, несмотря на не всегда хорошее отношение государства к Вооруженным Силам, они, проявив профессиональный патриотизм, все-таки остались в строю.
     – Теперь, когда переходный этап завершился, ваш опыт еще больше нужен войскам, – резюмировал Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
     Пожелание же молодым офицерам генерал Шаманов сформулировал одной емкой фразой: «Старайтесь и совершенствуйтесь, профессиональное будущее у вас есть!»
     Ну а следующей проверкой на профессионализм для полка станет полигон Телемба, на котором уже в апреле его пилотам в рамках дивизионного учения предстоит выполнить боевые стрельбы.

     На снимках: Полковник Андрей ЩЕМЕЛЕВ.
Генерал-майор Виктор БОНДАРЕВ.
МиГ-29 на взлете.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex