на главную страницу

13 Марта 2008 года

Офицеры России

Четверг

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ПОДПОЛКОВНИКА КЭНОН

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».




     Он не полиглот, не музыкант, не художник... Скорее всего, вы даже не узнаете его по фотографии, а встретив, вряд ли выделите из толпы. Кроме улыбки и ассоциаций с Фантомасом, фамилия Анискин, наверное, не вызовет каких-либо эмоций... Тем не менее ее с завидной регулярностью произносят в конце своих сюжетов мэтры отечественной тележурналистики. Немало интересных публикаций о нашем герое можно встретить и в газетно-журнальной периодике. Кстати, рассказывали о нем средства массовой информации не реже, чем об эстрадных знаменитостях... Итак, знакомьтесь: внештатный сотрудник службы информации и общественных связей РВСН подполковник Михаил Анискин.
     Думается, ни один стратегический ракетчик не может похвастаться таким обилием прозвищ, как он: летописец, майор Хитачи, подполковник Кэнон. Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов назвал его как-то Феллини № 2.
     Видимо, неспроста военного режиссера из подмосковной Власихи сравнивают с классиком итальянского кинематографа. Сюжеты офицера и сегодня не сходят с экрана телевизора, хотя Анискин еще два года назад мог бы уйти на пенсию по выслуге лет. Что держит Михаила в армии - вопрос риторический.
     - Меня интересует, - признается он, - правдивое отображение в СМИ нелегких будней военнослужащих, посвятивших свои судьбы самому грозному оружию на планете. Я знаю, как рассказать о ракетчиках в несекретном варианте. Для того чтобы в материалах об РВСН присутствовали элементы репортажа, не обойтись без постановочной съемки. Герои моих телесюжетов в камеру говорят несколько иначе, чем в реальной жизни. Они озвучивают придуманные мной команды, поэтому их реплики максимально приближены к действительности.
     Подполковник Анискин предоставляет свои работы журналистам не только из региональных, но и из центральных СМИ. Тем не менее его имя лишь скромно звучит за кадром. Талант оператора не приносит офицеру громкой славы. Хотя когда-то для газетчиков он был «горячим персонажем». О достижениях майора Хитачи слагали легенды. А все началось с того, что офицер взбудоражил массмедиа победой в известной телепрограмме «Сам себе режиссер». С тех пор видеокамера стала «оружием» российского Феллини № 2.
     Неизвестно, как бы сложилась судьба нашего героя, если бы он не встретил свою будущую спутницу жизни. Конечно, идиллии советского «калибра» ныне уже не в моде и, может быть, даже кажутся забавными. Его избранница мечтала стать женой офицера. Поэтому «бесперспективному» студенту телевизионного отделения Ленинского электротехникума связи им. М.И. Неделина поначалу приходилось рассчитывать лишь на приветливую дружескую улыбку. Михаил, словно тень, ходил за ней по пятам... Как рыцарь эпохи позднего средневековья, он признавался Марине в любви под балконом и не слышал в ответ ни «да», ни «нет»... Но как только речь заходила о серьезных намерениях, его возлюбленная сразу же возражала поклоннику: «Был бы ты хотя бы курсантиком...» Впрочем, об офицерской карьере паренек, выросший в семье военнослужащего, и сам подумывал неоднократно. Высшее образование он получил в Краснодарском высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск.
     Лейтенантский старт подполковника Анискина начался в заповедных лесах Юрьянского гарнизона Мелитопольской Краснознаменной ракетной дивизии. Служил он на самой отдаленной площадке.
     - Я всегда и во всем стремился быть первым, - признается Михаил, - был, как говорится, «отличником боевой и политической»...
     Около 1.000 суток провел он на боевом дежурстве. Его карьера офицера-ракетчика складывалась традиционно, и ничего, казалось бы, не предвещало перемен. Но случилось так, что хобби сыграло с ним «злую» шутку...
     Несмотря на скудный семейный бюджет, Анискины все-таки умудрились первыми в гарнизоне купить полупрофессиональную видеокамеру «Хитачи».
     - Она в те времена, - рассказывает Михаил, - стоила ничуть не меньше, чем отечественный автомобиль. Но муза-вдохновительница жена безгранично верила в мои способности.
     Слухи о бытовых зарисовках видеооператора мгновенно облетели Юрью. Захолустный городок заразился «синдромом видеомании».
     - Все думали, что стоит только взять камеру в руки, - поясняет подполковник Анискин, - и результат не заставит себя долго ждать. «В чем секрет твоих динамичных сюжетов?» - нередко обращались ко мне последователи. Им-то было невдомек, что с материалом нужно тщательно работать: переставлять местами планы, сокращать менее значимые моменты...
     О таланте гарнизонного режиссера узнал и командир соединения генерал-майор Геннадий Коваленко. Он-то и предложил «боевому» ракетчику, находившемуся на должности командира группы боевого управления, перейти в управление дивизии... Анискин не только возглавил нештатную видеостудию, но и наладил тесное сотрудничество с Кировской ГТРК «Вятка».
     - Тогда я набил себе руку на ежедневных эфирах, - вспоминает наш герой, - закипела настоящая работа. Все чаще и чаще мои сюжеты появлялись на местном кабельном телеканале «СКТ».
     Видеокамера стала для него неотъемлемым служебным атрибутом. С тех пор офицера прозвали в честь японской «чудо-техники» майором Хитачи.
     - Кличка так прилипла ко мне, - рассказывает ракетчик, - что всем без исключения казалось, будто Анискин - это творческий псевдоним... Теперь другое прозвище... После того как я сменил видеокамеру, стал подполковником Кэнон.
     Любимому делу Михаил посвящал себя с полной самоотдачей. Он не ограничивался новостными материалами. Работая сутками напролет, офицер создавал репортажи, документальные фильмы. Анискин мечтал о новых творческих победах, но уже всероссийского масштаба. Но уже спустя четыре года после искрометного дебюта в программе «Сам себе режиссер», офицер решил попробовать свои силы в рекламном проекте. Конкурс на лучший ролик был объявлен популярной в то время телеигрой «Русское лото». «Трехминутный видеоэксперимент» Феллини № 2 значительно отличался от традиционных продуктов, призванных «двигать» торговлю. Он снял волшебную сказку про Золотую рыбку. Импровизацию на пушкинскую тему в Москве оценили по достоинству. Майор Хитачи выиграл домашний кинотеатр.
     В 2001 году наш герой стал лауреатом в номинации «лучший очерк» на прошедшем в Перми IV межрегиональном фестивале военных телерадиопрограмм «Щит России». Об этом офицер рассказывает более подробно.
     - Конкуренция там была жесткой, - вспоминает подполковник Анискин, - свои работы представили более 60 участников из 30 регионов России. Я выдвинул на конкурс программу «Капеллан»...
     В ней Михаил рассказал о старшем прапорщике Юрии Караповском, служившем не только в Мелитопольской Краснознаменной ракетной дивизии, но и в приходе Великорецкой церкви.
     - Волнение, которое я испытывал тогда, - продолжает он, - вряд ли возможно передать словами. Вдруг объявляют мою фамилию. Оказывается, я выиграл специальный приз Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил России, большую хрустальную вазу.
     А награждения продолжались, и Михаилу Анискину суждено было еще раз предстать перед зрителями.
     - Мне вручили диплом за лучший очерк, - рассказывает он, - и шестикилограммовую статуэтку лауреата, отлитую из особого сплава, в который входят 75 элементов таблицы Менделеева... Я на этом не остановился. Уже спустя два года работа была отмечена тремя наградами на VIII Всероссийском фестивале «Православие на телевидении и радиовещании». Кроме того, мой очерк принял участие в VI Евразийском телефоруме и попал в семерку лучших.
     Однако сам автор считает эту работу признанной, но испорченной. Специально для фестиваля режиссеру пришлось сократить ее почти вдвое. Первоначально офицер планировал снять четырехсерийный документальный фильм и рассказать о каждом члене семьи Караповского в отдельности. Однако жизненные обстоятельства внесли свои коррективы. Многие творческие находки бесследно канули в лету...
     Надо сказать, что в это время Анискин уже обучался в Московском институте повышения квалификации работников радио и телевидения по специальности «режиссер документальных программ». «Капеллан» - его курсовая работа.
     О том, как поступал наш герой в высшую школу отечественной режиссуры, история отдельная.
     - Если говорить откровенно, - признается Михаил, - то я и не надеялся на удачу. Моей фамилии не оказалось даже в списке абитуриентов.
     Но офицер, приехавший из Кировской области покорять столицу, вызвал сочувствие у приемной комиссии. Поэтому военному «сам себе» режиссеру устроили аудиенцию с ректором.
     В просторный кабинет ракетчик вошел строевым шагом...
     - Товарищ ректор, - отрапортовал наш герой, - майор Анискин для сдачи экзаменов прибыл.
     - Я старался держаться как можно увереннее, - поясняет подполковник Кэнон, - на вопросы, которые он задавал мне, отвечал армейскими «никак нет» и «так точно». Некоторые фразы я даже не слышал, потому что находился на значительном удалении от него.
     - Ты знаешь, чего ты хочешь, - прокомментировал свое отношение к Михаилу «командующий» институтом...
     В порядке исключения Летописец из РВСН бесплатно обучался в престижном вузе. Так что теперь Анискин не «сам себе», а дипломированный режиссер...
     Аппаратная видеомонтажа подполковника Анискина напоминает музей. Ее офицер сравнивает с подводной лодкой. Параллель возникла не случайно. Он погружается в работу, словно в глубины морские. Михаил забывает о повседневных заботах во время выполнения очередного задания. И это «погружение» в стихию видеомонтажа нередко затягивается до утра. Увы, не всегда ему удается воплотить в сюжетах художественные замыслы. Поэтому он мечтает об отдельной творческой лаборатории в собственной квартире. Если бы Анискин все эти годы был «штатным» режиссером, то согласно действующему законодательству мог бы на это рассчитывать. В его ситуации - это лишь мечты, после которых приходится ставить многоточие...
     Несмотря на выслугу лет, подполковника Кэнон не смущают «творческие наряды». Офицер по-прежнему «живет» на службе... И хотя ракетчик больше не заступает на боевое дежурство, фирменный стиль его работы остается неизменным: «главное - вовремя нажать на красную кнопку».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex