на главную страницу

19 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

ИСПЫТАНИЕ СТИХИЕЙ

Вадим КОЖУХОВСКИЙ.
Самара.
Фото Ивана ТИМОФЕЕВА.




     Нынешней зимой жителям Самарской области в экстренном порядке пришлось осваивать давно забытый, казалось бы, термин - «снегоборьба». Мощный циклон, прогулявшийся над целым рядом российских регионов на стыке января-февраля, обрушил с небес небывалое количество осадков. Особенно щедро снег валил в Приволжье: в Саратовской и Ульяновской областях, в Татарстане и Башкортостане, в Удмуртии и Оренбуржье. В засыпанных школах отменялись занятия, общественный транспорт становился на прикол, выходили из строя линии электропередачи.
     Самарская область, где разгул стихии оказался наиболее сильным и продолжительным, откапывалась из снега вплоть до середины февраля, и до сих в городах возвышаются горы невывезенного снега. Не приди на помощь военнослужащие Приволжско-Уральского военного округа (ПУрВО), в частности - 2-й гвардейской армии, областная столица, город-миллионник Самара, столкнулась бы с серьезными социальными и экономическими последствиями снежной блокады.
     
Занесло

     Обильный снегопад в первые же дни парализовал в Самаре движение. На дорогах остались тысячи занесенных снегом машин, общественный транспорт практически прекратил перевозки. За сутки в мегаполисе выпало рекордное количество снега - 35,1 сантиметра, что превысило все среднестатистические нормы. Но это были еще «цветочки». Снежное покрывало, словно тесто на дрожжах, росло на глазах: 60, затем 75 сантиметров. Из-за непогоды закрывался аэропорт «Курумоч», в Тольятти прерывал работу «АвтоВАЗ».
     24 января, в связи со сложными климатическими условиями, глава Самары Виктор Тархов был вынужден официально объявить на территории города режим чрезвычайной ситуации. Это позволило мэрии на законодательной основе мобилизовать на «снегоборьбу» технику и людские ресурсы частных компаний и организаций. До введения чрезвычайки власть могла об этом только просить. В эти же дни областное руководство обратилось к командованию ПУрВО за помощью в ликвидации последствий снегопада. И очень своевременно. К 30 января толщина снежного покрова в Самаре составила 93 сантиметра, что вдвое превысило суммарное количество осадков, выпавших за предыдущие три месяца.
     Командующий войсками округа генерал армии Владимир Болдырев отнесся к просьбе с пониманием и откликнулся незамедлительно. Через считанные часы штаб 2-й армии в Самаре и ряд воинских частей окружного подчинения приняли директиву «О применении сил и средств военного округа для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в Приволжском федеральном округе».
     
Внеплановые «учения» по плану

     Оперативность и слаженность, которые проявили военные, мобилизуясь на борьбу со снегом в регионе, вызвали у гражданских чиновников если не уважение, то, по крайней мере, горячее одобрение. Между тем это был тот самый случай, когда действительность проверяла на практике адекватность существующих планов применения войск в гипотетических ситуациях. Например, «Плана действий органов военного управления и войск Приволжско-Уральского военного округа по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Есть такой документ, и именно он помог уполномоченным командирам и начальникам принимать без проволочек эффективные решения по противостоянию стихии.
     Здесь невольно напрашиваются параллели. Периодически войска сдают своеобразные экзамены на предмет боевой подготовленности. Безусловно, в первую очередь засчитываются результаты выполнения военнослужащими разнообразных нормативов, стрельб, упражнений по вождению техники на контрольных трассах и т.д. Однако на итоговую оценку в немалой степени влияет и то, насколько вдумчиво, прозорливо и всеобъемлюще разработаны в подразделении, воинской части, соединении так называемые документы планирования. Войной может и не пахнуть, но четко сформулированные планы действий воинского коллектива по различным сигналам, в различных видах обстановки существовать должны. «Нет хуже, чем когда полководец говорит: «Этого я не ожидал!», - говорил философ Ификрат, но сколько еще доводится видеть, как штабы разных рангов получают нагоняи от «придирчивых» инспекторов и проверяющих за формализм в подготовке планов.
     Впрочем, вернемся к снежным буранам, которые неожиданным образом вынудили 2-ю армию принять участие в непредусмотренном «учении». Сразу после получения директивы в штабе объединения была создана оперативная группа под началом командарма генерал-майора Олега Макаревича. На нее было возложено руководство силами и средствами войск, привлеченными к ликвидации последствий продолжавшегося снегопада. Тут же было налажено взаимодействие с Приволжско-Уральским региональным центром МЧС РФ, штабом гражданской обороны, правительством области и администрацией города.
     Наиболее хлопотные задачи выпали автомобильно-дорожной службе управления тыла и отделу инженерных войск 2-й армии. Этим структурам предстояло выделить в помощь городу и губернии в общей сложности около 100 единиц различной техники, большую часть которой нужно было снять с длительного хранения и быстро подготовить к эксплуатации.
     На особый режим была переведена и медицинская служба ПУрВО. На протяжении всего периода чрезвычайной ситуации в 30-минутной готовности находились врачебно-сестринские бригады клиник Самарского военно-медицинского института, трех военных госпиталей, а также медицинского отряда специального назначения округа.
     
«По машинам!»

     Уже 25 января колонны армейских грузовиков появились на улицах Самары. Это 112-я бригада материального обеспечения полковника Александра Добродоменко предоставила 30 многосильных
     КамАЗов и «Уралов». Эта техника сразу же была закреплена за социальными объектами города и районов области. Она доставляла по занесенным дорогам продукты в медучреждения, детские сады и школы, перевозила военнослужащих и инвентарь, вывозила снег. Как отметил начальник автомобильно-дорожной службы 2-й армии подполковник Алексей Демин, только за период с 25 по 30 января военные автомобилисты перевезли в интересах жителей области 396 тонн продовольствия, вывезли 423 куб. м снега.
     На расчистке улиц Самары были задействованы более 800 военнослужащих. Они освобождали от сугробов тротуары и подходы к социальным объектам (а таких на долю военных досталось около 50), перелопатив в общей сложности более 35 тысяч куб. м снега. Еще около 2.000 военнослужащих трудились на расчистке территорий военных городков.
     Вторым фронтом борьбы со снегом стали для военных федеральная трасса и дороги областного значения. В связи со сложной дорожной обстановкой несколько дней подряд въезд в столицу области был существенно ограничен. «Зеленый свет» давался в первую очередь фурам с продовольствием и товарами первой необходимости. Однако многие из них попросту застревали в снежных заносах. На помощь пришли 30 тягачей «Урал-4320» и КЭТ-Л, которые выделили 81-й и 433-й гвардейские мотострелковые полки, а также ремонтно-восстановительная часть под командованием полковника Артура Арзуманяна. Они отбуксировали около 150 застрявших на подходах к Самаре фур.
     Главной «ударной силой» военных на погребенных под снегом трассах выступала техника инженерных войск. Благодаря стараниям службы военных сообщений ПУрВО уже к ночи 25 января на железнодорожной станции Чишмы Республики Башкортостан была завершена погрузка на платформы товарного эшелона 10 путепрокладчиков БАТ-2, снятых с хранения в 186-й инженерно-саперной Александрийской Краснознаменной ордена Суворова II степени бригаде 2-й армии. В полдень следующего дня эта мощная техника с экипажами по три человека на каждую машину прибыла в Самарскую область.
     - Мы выгрузили БАТы последовательно на пяти станциях: в районе Жигулевского моря, в Сызрани, около аэропорта Курумоч, в Кошкинском и Сергиевском районах. Таким образом, удалось усилить сразу пять дорожно-эксплутационных управлений, занятых расчисткой трасс в губернии, - рассказал начальник отдела инженерных войск 2-й армии полковник Евгений Москвин. - Выходила на борьбу со снегом и инженерная техника мотострелков - четыре полковых землеройных машины ПЗМ-2 и экскаватор. Как правило, ей «нарезали» участки в старой части Самары.
     Высокоманевренные 36-тонные путепрокладчики БАТ-2 в мирной жизнедеятельности войск эксплуатируются нечасто. Помимо внушительного отвала эти машины оснащены краном, лебедкой, рыхлителем и предназначены для механизации различных трудоемких работ, но могут использоваться и при проведении аварийно-спасательных мероприятий в зонах массовых разрушений. В условиях бездорожья она незаменима, поэтому инженерные войска используют БАТы для расчистки путей и очистке дорог от снега глубиной до 1 метра. В те дни БАТы с учетом работы по созданию заградительных валов расчистили в Самарской области около 780 километров дорог. Последние машины покинули территорию 6 февраля.
     
Люди

     Люди познаются в реальных делах. Вот и «снежное дело» в Самарской области невольно напомнило поговорку: «Один воевал, другой о подвигах рассказывал». В то время как большинство людей в погонах, привлеченных к организации снегоборьбы, выполняли поставленные задачи, не считаясь с личным временем, иных гражданских чиновников, ответственных за снегоборьбу, зачастую было не отыскать не то что в выходные, но даже в самое горячее рабочее время. Об этом мне с горькой усмешкой поведал один из офицеров штаба армии.
     Впрочем, это не обязательно означает, что в чиновничьей среде выродились люди радеющие. В том же штабе мне рассказали, как энергично и умело действовал в период чрезвычайной ситуации заместитель руководителя городского управления благоустройства Самары Вячеслав Владимирович Ротерс. Между прочим, подполковник запаса в недавнюю бытность - заместитель командира ремонтно-восстановительной части по вооружению. Вот она - военная закалка!
     Эффективное взаимодействие с военными во время борьбы со стихией поддерживал и Борис Александрович Моторин, заместитель руководителя областного Агентства по содержанию автомобильных дорог (АСАДО), ни разу не оставивший без внимания вопросы переброски БАТов с участков на участки и многие другие важные «мелочи». Например, по его указанию Самарское дорожно-эксплуатационное управление предоставило прикомандированным военнослужащим номера в гостинице и трехразовое питание. Военные водители здесь работали круглосуточно. Четыре машины курсировали днем, четыре - ночью, еще три находились «на подхвате» для ликвидации возникающих заторов на дорогах.
     С особой теплотой отнеслись к пришедшим на помощь военным на хлебозаводах. В пик снегопадов высокопроходимые армейские грузовики пришлись этим предприятиям очень кстати. 27 января в Самаре и некоторых других городах возник ажиотажный спрос на хлеб, повлекший за собой дефицит популярного продукта. Как прозвучало на одном из оперативных совещаний в Минсельхозе области, в этот день объем продаж хлебобулочных изделий составил рекордный показатель - 150% от среднесуточного потребления. Тогда-то к доставке хлеба в торговые точки города и отдаленных сельских населенных пунктов и подключили военных автомобилистов, закрепив от одного до четырех армейских грузовозов за хлебными предприятиями Самары, Новокуйбышевска, за Рощинским и Тольяттинским мукомольными заводами.
     Перечислить в газетной полосе имена всех людей в погонах, вызволявших Самару и область из снежного плена, по объективным причинам не представляется возможным. Назову немногих, чей вклад в борьбу со снегопадами, по мнению командования, был особенно весомым и зримым. Это заместитель командира 186-й исбр по вооружению офицер Олег Непипенко, «вооруженец» одного из батальонов этой же части капитан Виктор Мушавец, старший инженер бригады капитан Николай Макаров. Это заместитель командира 81-го мсп по вооружению гвардии майор Олег Воловик, начальник автослужбы 433-го мсп гвардии майор Олег Кузмичев. Это командиры взводов старшие лейтенанты Р. Исламов и Г. Сукиасян, возглавлявшие в период чрезвычайной ситуации воинские автоколонны; водители старшина И. Ляхов, сержанты В. Суздальцев, П. Чукалин, рядовые В. Юнусов, А. Проваторов, Д. Главаскин, В. Ханин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex