на главную страницу

19 Марта 2008 года

Страна и мир

Среда

ЕВРОПА ПРИРАСТЕН СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕМ

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     В БРЮССЕЛЕ на прошлой неделе прошел очередной саммит Евросоюза, на котором лидеры 27 европейских стран обсудили пути реализации энергетической стратегии ЕС и широкий круг международных проблем. Среди актуальных вопросов европолитики были проблемы финансового рынка, перспективы энергетического баланса Европы, выработка единой позиции относительно независимости Косово. Вследствие сложности проблем и несовпадения интересов европейских стран каких-то прорывных решений достигнуто не было.
     Поэтому консенсус в «европейской семье» был продемонстрирован на примере единения относительно экологической проблематики, которая была преподнесена общественности как основная на прошедшем саммите. Но для аналитиков очевидно, что лидеров Евросоюза объективно не могут сегодня не беспокоить прежде всего такие проблемы, как ситуация вокруг Косово и продолжающееся падение доллара относительно евро, что чревато новыми проблемами для европейской экономики.
     Это, разумеется, не умаляет значения учета глобальных климатических изменений в политике государств. И, конечно, позитивно, что лидеры стран ЕС, представляющие индустриально высокоразвитые государства, осознают новый фактор мировой политики. Проблема изменения климата на планете объективно существует, и сегодня никто не может предсказать всех ее долгосрочных социальных последствий для человечества.
     Саммит ЕС принял решение начать разработку пакета мер по противодействию новым рискам в связи с изменениями климата. Главы европейских государств приветствовали доклад о новых угрозах безопасности. Этот документ («Климатические изменения и международная безопасность») подготовлен совместно службами верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы и еврокомиссара по внешним связям и политике соседства Бениты Ферреро-Вальднер.
     Наша справка. В штаб-квартире Евросоюза рассматривают экологию как часть международной безопасности. Выделяются семь угроз, которые может породить глобальное потепление: истощение ресурсов пресной воды, сокращение урожаев сельскохозяйственных культур, усиление миграционных потоков, расширение соперничества за доступ к энергоресурсам, борьба за контроль над ресурсами Арктики, затопление густонаселенных прибрежных и островных территорий.
     В докладе констатируется, что глобальное изменение климата может привести к повышению уровня бедности на планете, ухудшению санитарных условий, снижению качества и количества доступной питьевой воды и усилению борьбы за редкие природные ресурсы. Произойдет многократное расширение потоков миграции, что создаст дополнительные внутренние и внешние риски для безопасности Евросоюза. В связи с этим высказывается мнение, что эти факторы будут способствовать радикализации общества как в развитых, так и развивающихся странах.
     Возрастет число «несостоявшихся государств» во всем мире. В частности, в Африке обстановку может взорвать сокращение пригодных для сельского хозяйства площадей. Конфликты из-за значительных климатических изменений могут возникнуть и в Центральной Азии. Как считают эксперты ЕС, существуют серьезные риски конфликтов в этом регионе, «стратегическая, политическая и экономическая эволюция которого и приобретающие все более трансрегиональный характер проблемы имеют прямое и непрямое воздействие на интересы Евросоюза». В документе указывается на нехватку воды, столь необходимой для сельского хозяйства и являющейся стратегическим ресурсом для производства электроэнергии. Горный массив Таджикистана потерял уже треть ледниковой поверхности, а в горах Киргизии за последние 40 лет исчезло более одной тысячи ледников.
     Совету Евросоюза поручено до конца года разработать комплекс мер по парированию глобальных климатических угроз, в частности по развитию сотрудничества с третьими странами и регионами по снижению негативных последствий изменения климата. Решено в соответствии с требованиями Киотского протокола сократить к 2020 году выброс парниковых газов на 20 процентов по сравнению с 1990 годом.
     Надо отметить, что само по себе это решение имеет стратегический характер и потребует, видимо, вывести некоторые энергоемкие производства реального сектора экономики с территории государств «старого», изначального Евросоюза и создать альтернативные рабочие места во избежание роста безработицы. В то же время очевидно, что лидеры крупнейших государств ЕС вряд ли допустят, чтобы энергоемкие отрасли (такие как автомобилестроение, металлургия, производство цемента) были полностью удалены из Европы.
     Наша справка. Международная экологическая организация «Гринпис» (Greenpeace) считает, что для эффективной борьбы с глобальным потеплением необходимо уже в ближайшие годы сократить вредные выбросы на 30, а не на 20 процентов. Поэтому меры, намеченные в Брюсселе, недостаточны, чтобы удержать потепление на планете в пределах 2 градусов (за этой чертой, как считают ученые, могут начаться необратимые природные процессы с катастрофическими последствиями).
     ПОМИМО ЭКОЛОГИИ проблемы энергетической безопасности также находятся в центре внимания европейских лидеров. Премьер-министр Словении Янез Янша, председательствующей в Евросоюзе, сообщил журналистам, что участники саммита и на этой встрече подробно рассмотрели различные аспекты энергетической стратегии ЕС. Он заявил, что «для обеспечения энергетической безопасности в долгосрочной перспективе Евросоюзу необходимо сосредоточить максимум усилий на инвестициях в разработку альтернативных источников энергии и внедрение энергосберегающих технологий». Лидеры стран Евросоюза намерены довести к 2020 году долю возобновляемых источников энергии до 20 процентов от энергопотребления. Вторым фактором достижения энергетической стабильности считается либерализация европейского энергетического сектора и формирование единого внутриевропейского энергетического рынка, создание которого будет завершено к началу июля этого года.
     К 2010 году, как сообщило ИТАР-ТАСС, Евросоюз намерен выработать новый План действий по энергетике. Этот документ будет ориентирован в первую очередь на достижение стабильности энергетических поставок в Европу. К ноябрю 2008 года Европейская комиссия подготовит «стратегический анализ энергетической политики Евросоюза». Его предполагается утвердить на весеннем саммите Евросоюза 2009 года.
     Лидеры Евросоюза высказались в Брюсселе за европейскую солидарность в диалоге со странами - поставщиками энергоресурсов. И хотя Россия в тексте отдельно не упоминается, наблюдатели считают очевидным, что тезис о европейской солидарности в первую очередь относится к ней. Известно, что именно РФ является крупнейшим поставщиком энергоресурсов для Европы.
     Наша справка. «Газпром» в 2008 году планирует экспортировать в страны Евросоюза 157 млрд. кубометров газа против 151 млрд. кубометров в 2007 году. В рамках усилий России обеспечить стабильность экспортных поставок энергоресурсов и гарантировать себя от шантажа транзитных стран намечена реализация двух новых газотранспортных проектов - «Северный поток» и «Южный поток». На недавней встрече с Президентом РФ
     В.В. Путиным глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что мощность газопровода «Северный поток» составит 55 млрд. кубометров газа, «Южный поток» - 30 миллиардов. Первым номером в группе покупателей у компании является Германия, которая активно продвигает проект сооружения Североевропейского газопровода. «Мы видим активную поддержку проекта «Южный поток» со стороны Италии, которая является вторым по величине рынком для «Газпрома», - сказал также Миллер. По его словам, существенные дополнительные объемы газа, которые понадобятся Европе в ближайшие годы, будут поступать на европейский рынок именно через эти газопроводы.

     БюрократиЯ Евросоюза сумела продавить на саммите «политическое решение» по либерализации рынка электричества и газа и формированию единого европейского энергетического рынка, хотя этому противятся крупные европейские энергетические компании, оказывающие немалое влияние на политику своих стран (особенно Германии, Франции и Италии). Эксперты указывают, что наиболее противоречивым элементом проекта либерализации энергорынка остается сегодня план принудительного разделения действующих в Европе национальных энергетических корпораций на вырабатывающие энергию предприятия и компании, занимающиеся ее транспортировкой. Эти правила должны распространяться не только на европейские компании, но и на иностранные энергетические концерны, действующие на рынке Евросоюза.
     Это касается прежде всего российского «Газпрома» и компаний арабских стран, активно работающих на европейском рынке. В то же время, как ранее пояснил в интервью ИТАР-ТАСС еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, эти правила не будут распространяться на трубопроводы, по которым энергоресурсы будут поступать в Евросоюз. Таким образом, на повестке дня не стоит отделение от «Газпрома» проекта по строительству «Североевропейского газопровода», и позиция Евросоюза относительно импорта энергоресурсов из России не будет пересматриваться по крайней мере до 2010 года, когда появится новый План действий ЕС по энергетике. Лидеры евросообщества в общем-то удовлетворены стабильностью поставок энергоресурсов из РФ и предпочитают на данном этапе сконцентрироваться на решении накопившихся проблем собственного энергосектора.
     ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ черта европейской энергостратегии - поиск альтернативных источников энергии и внедрение новых энергосберегающих технологий. Несмотря на скепсис многих экспертов, этот курс стимулирует национальные научные исследования и развивает новые технологии, хотя на нынешнем уровне научной мысли на какие-либо прорывные открытия надеяться, видимо, преждевременно, и Евросоюзу не обойтись пока без российских и арабских энергоресурсов.
     Трудности в реализации проектов альтернативной энергетики обусловлены в известной мере незаинтересованностью влиятельных кругов бизнес-сообщества, работающих в традиционной энергетической сфере, в смене модели энергообеспечения общества, а главное - настроениями самого европейского населения, привыкшего к комфортному образу жизни.
     Лондонский еженедельник «Обсервер» писал недавно, что власти Великобритании и других индустриально развитых стран, пытаясь перевести экономику на новые виды энергии, попали в сложное положение. Их требования относительно необходимости для каждого гражданина меньше пользоваться автомобилем, меньше потреблять продуктов питания, перевозимых на далекие расстояния, оборудовать свой дом новыми приборами с пониженным потреблением энергии, установить ветроэнергетическое оборудование или солнечные батареи ведут к психологическому перенапряжению и стрессу - граждане ведущих западных стран оказались перед перспективой, что им придется отказаться от традиционного образа жизни, в первую очередь в плане потребления. Большинство населения государств «золотого миллиарда», считает «Обсервер», к этому не готово.
     Население западных стран опасается, указывает «Обсервер», что разговоры о необходимости переходить на альтернативные источники энергии приведут к введению дополнительного «зеленого налога». Другое издание - газета «Файнэншл таймс» - отмечает, что новая энергетика уже привела к росту цен на электроэнергию. В Великобритании меры по защите окружающей среды и климата в области энергетики уже привели к увеличению стоимости электричества для каждой семьи на 60 фунтов стерлингов (около 115 долларов США). Фактически правительства стран ЕС считают, что основную тяжесть задачи по спасению климата должны взять на себя широкие слои населения, озаботившись перспективами своего будущего, но само европейское общество реагирует на новый глобальный вызов весьма «вяло».
     Кроме того, выясняется, что на современном технологическом уровне альтернативная энергетика - экономически более дорогой способ получения энергии и наносит вред окружающей среде отнюдь не меньший, чем традиционные виды - нефть и т.п. Как следует из исследования британского Королевского общества (академии наук), биотопливо только усиливает социальные и климатические проблемы современного общества. Оно обладает потенциалом для сокращения выбросов парниковых газов, но является угрозой для лесов и их обитателей. Планы европейских правительств о переходе от нефти на биотопливо чреваты значительным ухудшением климата планеты в результате быстрого уничтожения лесов и резкого повышения использования воды для сельского хозяйства.
     ОЗАБОЧЕННОСТЬ угрозами, вытекающими из изменений климата, можно только приветствовать, но надо заметить, что современная наука не может дать однозначного ответа на вопрос: грозит человечеству глобальное потепление или нас ожидает новый ледниковый период? Как раз в период саммита ЕС в Нью-Йорке прошла научная конференция, участники которой придерживались мнения о кратковременности эффекта глобального потепления (за последние 100 лет земная температура поднялась на 0,74 градуса). И если представители метеорологии, специализирующейся на краткосрочных прогнозах, обещают человечеству новый Ноев потоп из-за усиливающихся выбросов углекислого газа в атмосферу, то климатологи, ведущие речь о долгосрочных тенденциях, рекомендуют озаботиться грядущим похолоданием, что существенно увеличит потребность в энергоресурсах.
     У последних есть последователи и в России. Так, заведующий лабораторией космических исследований главной астрономической обсерватории РАН Хабибулло Абдусаматов считает, что глобальное понижение температуры может начаться на Земле уже через семь лет. Такого же мнения придерживаются, кстати, и эксперты Пентагона. Группа под руководством ведущего системного аналитика военного ведомства США Эндрю Маршалла еще в 2004 году подготовила закрытый доклад об изменениях климата в ближайшие десятилетия и об их последствиях для национальной безопасности. По мнению экспертов, в первой половине нашего столетия в Северном полушарии изменится механизм атмосферно-океанического теплообмена: ослабнут Гольфстрим, обогревающий Европу, и северотихоокеанское течение. В результате средние температуры в Евразии и Северной Америке снизятся на 5-6 градусов. К 2020 году климат Северного полушария может вернуться к состоянию малого ледникового периода (айсберги дойдут до берегов Португалии)...
     СРЕДИ ОБСУЖДАВШИХСЯ в Брюсселе тем следует также выделить вопрос о создании Средиземноморского союза между ЕС и не входящими в союз государствами Средиземноморья. На саммите эта идея получила формальную поддержку лидеров Евросоюза, что свидетельствует о продолжении курса лидеров Старого Света на продвижение политических и экономических интересов своих стран в регионы, непосредственно примыкающие к внешним границам ЕС. Официальное создание союза состоится 13 июля на торжественной церемонии в Париже. В него войдут 27 стран Евросоюза и 12 средиземноморских государств, включая Израиль и Турцию.
     Инициатором союза выступил Париж, где изначально полагали, что первоначально членами союза должны стать только те государства Евросоюза, которые имеют выход к Средиземному морю (из крупных это - Франция, Италия и Испания). Имелось в виду, что будет создана эффективная вертикально интегрированная структура союза, которая бы включала девять агентств по главным направлениям деятельности и инвестиционный банк. Руководство новым региональным союзом планировалось возложить на избираемых на ротационной основе двух президентов - одного от Евросоюза, другого - от остальных средиземноморских государств.
     Но в Берлине, традиционно противящемся усилению своего западного соседа, заблокировали принятие концепции в ее первоначальном виде, мотивировав свои возражения обеспокоенностью угрозой раскола Евросоюза по географическому признаку. В результате компромисса новая концепция союза стала более «расплывчатой». Но даже в таком виде создаваемая геополитическая конструкция будет способствовать расширению экономических контактов Старого Света со странами Северной Африки и Ближнего Востока (между прочим, богатыми нефтью и природным газом). С точки зрения аналитиков, этот региональный союз станет инструментом Евросоюза в ослаблении его зависимости от поставок энергоресурсов из России.
     Налицо, как видим, продолжающееся переформатирование геополитического и геоэкономического пространства на планете, которое будет ускоряться в случае дальнейшего обострения всего комплекса глобальных финансово-экономических, энергетических и климатических проблем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex