на главную страницу

25 Марта 2008 года

Армия и общество

Вторник

МЕСТНЫЙ ФАКТОР

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото автора и из архива Управления боевой подготовки СКВО.



     Перевод соединений и частей на контракт, формирование горных бригад, миротворческая деятельность в Абхазии и Южной Осетии, контртеррористическая деятельность - это в основном то, что известно широкой публике о Северо-Кавказском военном округе из теленовостей и печатных изданий. А что, так сказать, за кадром?
     Вот лишь некоторые сухие цифры. В минувшем учебном году в войсках округа проведено 250 ротных и 50 батальонных тактических учений с боевой стрельбой, общевойсковые соединения и части участвовали в пяти полковых и одном бригадном тактических учениях с боевой стрельбой. Проведено 85 командно-штабных учений.
     Нынешний учебный год командующий войсками округа генерал армии Александр Баранов объявил годом качества боевой подготовки. При этом приоритет, естественно, отдается полевой выучке соединений и частей постоянной готовности. Кроме того, по словам начальника управления боевой подготовки СКВО генерал-майора Сергея Олиферова, каждое из планируемых учений будет включать отработку элементов контртеррористической борьбы во взаимодействии с авиацией, ФСБ, МЧС, Внутренними войсками МВД РФ, Минюстом.
     Вообще, что касается взаимодействия с авиацией, то ни одно учение от батальона и выше не проводится без участия вертолетов или самолетов - в зависимости от масштабов учений. Ограничения случаются лишь из-за нехватки авиации. По той же причине порой возникают проблемы с парашютными прыжками десантно-штурмового полка и ряда других спецподразделений.
     С переходом ряда соединений и частей на контрактную основу меняются и подходы к организации боевой подготовки. В частности, больше времени отводится на одиночную подготовку, слаживание подразделений. В планах командирской подготовки особое внимание уделяется молодым офицерам. По словам генерал-майора Олиферова, уровень обученности выпускников военных вузов зачастую оставляет желать лучшего не потому, что у них нет необходимых знаний. Просто в самой системе обучения военных вузов мало практики. Предметы гуманитарной направленности урезали, а стажировок в войсках не прибавилось. Если же командир взвода слабо владеет практикой, чему и как он научит подчиненных? Порой лейтенант просто робеет перед своими 35-летними подчиненными-контрактниками, за плечами которых боевые действия, опыт службы.
     В то же время надо сказать, что и качество специалистов, которых отбирают военкоматы для службы по контракту, далеко не всегда соответствует предъявляемым к ним требованиям. Командирам зачастую приходится доучивать или переучивать их. Благо условия для этого есть. Каждая часть постоянной готовности имеет свой полигон. Не все еще там на высочайшем уровне, однако основа для совершенствования выучки личного состава заложена.
     Специфика службы в СКВО предполагает умение войск действовать в горной местности. Условия для обучения личного состава премудростям боя в горах тоже есть. Личный состав, прибывающий на доукомплектование горных подразделений из равнинных регионов страны, проходит месячную подготовку на горном полигоне Дарьял. Совершенствование их выучки продолжается затем в окрестных горных районах. О ее уровне может свидетельствовать, например, тот факт, что в августе прошлого года рота из бригады, дислоцированной в Ботлихе, совершила восхождение на Эльбрус и провела в условиях высокогорья тактическое учение, в ходе которого, кстати, проверялось горное снаряжение для специальных подразделений.
     Немало ценного с точки зрения боевого опыта возвращается в горные бригады вместе с контрактниками, которые в свое время участвовали в боевых действиях в Чечне. Учитывается этот опыт и при оборудовании объектов учебной базы. К примеру, практика показала: в ходе боевых действий не всегда есть возможность оборудовать «уставные» окопы и укрытия. Поэтому на стрельбищах личный состав учат использовать естественные укрытия - валуны, поваленные деревья, воронки... Правда, сегодня и за валуны приходится платить. Более того, бывает так, что цена выделенных для строительства полигонов участков бросовой земли вдруг резко возрастает, а расположенные на них полуразвалившиеся постройки оказываются местом регистрации десятков местных жителей. В каждом случае цена вопроса - миллионы рублей. Но это уже проблема не окружного масштаба.
     В последнее время государство стало уделять больше внимания финансированию боевой подготовки армии и флота. И все же до 2008 года на эти цели выделялась лишь четверть необходимых средств. В нынешнем году есть надежда, что войска получат больше. Хотя надо понимать, что не только от финансирования боевой подготовки зависит ее уровень. Хорошо это или плохо, но новое поколение россиян научилось считать деньги и знает себе цену не только в переносном, но и в буквальном смысле. И многое будет зависеть от того, в каких условиях живут и служат люди.
     На снимках: боевая подготовка в СКВО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex