на главную страницу

26 Марта 2008 года

Армия и общество

Среда

Наследники Ивана КОЖЕДУБА

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Утро выдалось морозным и солнечным. «Погода летная», – с удовлетворением отметил помощник командующего войсками Командования специального назначения по связям с общественностью и СМИ подполковник Дмитрий Зенин. Почти два месяца не было надлежащей погоды, а в этот день природа будто преподнесла подарок в честь 70-летия 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного, орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба.


     Прибывающие на воздушный праздник в подмосковную Кубинку гости с интересом рассматривали и фотографировали крылатые машины, выставленные на аэродроме.
     Мальчики и девочки в военной форме с нашивками «Школа морской пехоты» облепили боевые самолеты и вертолеты, восхищенно разглядывая образцы авиационной техники.
     «Ребята с большим удовольствием ехали сюда, – отметил руководитель школы морской пехоты «Ертаул» подполковник запаса Игорь Васильченко. – Мы очень благодарны Детскому дому общественных объединений правительства Москвы, пригласившему нас на этот праздник. Ведь посмотреть боевые машины, пообщаться с летчиками – целое событие для подростков».
     Чуть в стороне от Су и Мигов расположились радиоуправляемые самолеты, приводящие в восторг не только детей, но и взрослых. Управляемые с помощью двух джойстиков, они показывали в небе чудеса, какие не под силу даже боевому истребителю. Многие дети привезли с собой воздушных змеев, которых с не меньшим восторгом запускали ввысь вместе с родителями.
     В небе появились летчики авиационно-технического спортивного аэроклуба Кубинка. На легкомоторном Як-52 летчик-инструктор Александр Юрасов продемонстрировал комплекс фигур высшего пилотажа. Помимо Яка, в авиапарке аэроклуба чешские самолеты «ZLIN-142», «Морава L-200» и даже французский вертолет GAZELLE. «Мы не только партнеры, но и непосредственные участники авиационного праздника, – гордо сообщил летчик-инструктор аэроклуба «Кубинка» Андрей Борисевич. – Можем выполнять сложные комплексы пилотажа, в том числе и на отрицательных перегрузках, так называемые перевернутые полеты».
     За всем, что происходит в небе, с пристрастием наблюдают ветераны, стоявшие у истоков освоения авиационной техники. Правда, многим из них приходилось демонстрировать мастерство, чтобы выжить в реальном бою. «Мы выполняли звеном мертвые петли, перевороты, боевые развороты», – вспоминает участник Великой Отечественной и войны в Корее Герой Советского Союза генерал-майор авиации в отставке Сергей Крамаренко.
     В июне 1942-го он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и сразу попал на фронт. В марте 1944 года при освобождении советскими войсками города Проскурова в машину младшего лейтенанта Крамаренко угодил фашистский снаряд. С перебитыми ногами, весь в ожогах летчик попал в плен. Выручили из неволи советские танкисты, вскоре прорвавшие фронт. После излечения молодого офицера хотели комиссовать, но он убедил докторов, что сможет летать на истребителях. И в конце лета 1944 года, опираясь на палочку, вернулся в родной полк, которым командовал Герой Советского Союза полковник Павел Чупиков. Мастеров воздушного боя в полку было немало. В их числе Иван Кожедуб, к тому времени уже дважды Герой Советского Союза. Сергей Крамаренко был у него ведомым.
     Всего за годы войны Сергей Макарович сбил 13 немецких самолетов. Победу встретил в Берлине. За участие в боях награжден двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды.
     «Сейчас летчики нашего полка летают на сложнейшей авиационной технике, – говорит с гордостью генерал Крамаренко. – Никто в мире не осмеливается на реактивных истребителях совершать такой пилотаж. Радует, что мастерство офицеров постоянно растет. Уверен, что с поступлением новой техники программы высшего пилотажа будут еще более усложняться».
     «Я этого дня ждал целый год, – присоединяется к разговору фронтовик 82-летний подполковник в отставке Владимир Юров. – В составе 237-го полка я прослужил 30 лет. Прошел путь от техника самолета до инженера эскадрильи. На таких вот праздниках мы встречаемся с сослуживцами, вспоминаем былое, обмениваемся новостями».
     Заслуженный военный летчик России, летчик-истребитель гвардии полковник Анатолий Омельченко, шесть лет возглавлявший ЦПАТ, также прибыл на юбилей родной части. «В центре служат лучшие асы Советского Союза, России – пилоты, слава которых долетала до всех уголков мира», – говорит Анатолий Иванович.
     ЦПАТ ведет историю с 22 марта 1938 года. В тот день в местечке Горелово, что в Ленинградской области, для выполнения ответственных заданий советского правительства и военного командования из летчиков, воевавших в небе Испании, на базе 70-й, 58-й истребительных авиационных эскадрилий и 33-й отдельной разведывательной эскадрильи был сформирован 19-й истребительный авиаполк 54-й легкой авиационной бригады, вооруженный самолетами И-15 бис, И-153 , И-16. Боевой путь полка начался с оказания помощи народам Западной Украины и Белоруссии. Затем была война с белофиннами.11 апреля 1940 года Боевое Знамя полка украсил орден Красного Знамени. 87 офицеров части получили награды.
     Великую Отечественную войну 19-й иап встретил у стен Ленинграда. В 1942 году воевал в составе Волховского, Воронежского и Юго-Западного фронтов, в 1943 году – на 1-м Украинском фронте.
     За проявленную доблесть и мужество при освобождении Проскурова (ныне Хмельницкий) приказом Верховного Главнокомандующего от 3 апреля 1944 года полку присвоено почетное наименование Проскуровский. 9 августа того же года указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награжден орденом Александра Невского.
     Учитывая большие заслуги личного состава полка, 19 августа 1944 года он был преобразован в 176-й гвардейский.
     В 1945 году за участие в прорыве обороны противника в составе 1-го Белорусского фронта полк награждается орденом Кутузова III степени.
     «Воздушные охотники» – так называли пилотов полка во время Великой Отечественной войны.
     Войну летчики-истребители закончили в поверженном Берлине.
     Летчики полка первыми в СССР стали осваивать одиночный и групповой пилотаж на реактивных истребителях. 1 мая 1946 года воздушные асы впервые прошли над Москвой в строю парадного расчета. А в 1961 году авиаторам части было оказано высокое доверие сопровождать возвращающегося в Москву после космического полета Юрия Гагарина.
     В начале 1991 года из лучших военных летчиков авиабазы были созданы группы высшего пилотажа: «Русские витязи» на самолетах Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29.
     В отличие от зарубежных групп, использующих для высшего пилотажа специально подготовленные самолеты, российские асы выполняют сложнейшие воздушные фигуры на обычных боевых машинах, отличающихся от серийных лишь раскраской. На них нанесены российский флаг и эмблемы пилотных групп.
     Авиационные группы «Стрижи» и «Русские витязи» побывали с визитами в Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Италии, Малайзии, где демонстрировали высочайшее летное мастерство и передовые достижения российского авиастроения. Вот и на этот раз в честь юбилея центра на подмосковной авиабазе Кубинка летчики порадовали гостей непревзойденным пилотажным мастерством.
     Пять истребителей Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» и четыре истребителя МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» под управлением командиров групп гвардии полковников Игоря Шпака и Виктора Селютина прошли четким ромбом над аэродромом. В едином строю летчики продемонстрировали высший пилотаж.
     Чего только стоит уникальная бочка из девяти истребителей, одновременно выполняющих продольное вращение! Так летать не может никто в мире. Это достижение российских летчиков даже занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
     Гости авиашоу с замиранием сердца наблюдали и за исполнением других, не менее захватывающих воздушных элементов. Взмыв в небо и набрав высоту, летчики выполнили петлю Нестерова. Следом были продемонстрированы полуперевороты, стрела, горка, змей, фонтан. Небо разрывалось от форсажного рева, солнце слепило глаза, а зрители с восторгом встречали новую фигуру воздушных виртуозов – уникальный роспуск пилотажного порядка «тюльпан». Завораживал и мастерски выполненный элемент «зеркало» – проход пары самолетов с выпущенными шасси, когда ведущий совершает полубочку и начинает «перевернутый» полет. При пролете перед зрителями кратковременно создается впечатление зеркального отражения самолета ведомого.
     Криками «Ура!» и бурными аплодисментами сопровождался встречный и одиночный пилотаж. С восхищением гости наблюдали за выполнением уникального элемента «колокол»: скорость многотонной машины снижается до 300, 200, 100 км/ч, и вот скорость... 0! Истребитель буквально зависает на несколько секунд в воздухе, при этом его стабилизатор раскачивался из стороны в сторону, напоминая язык колокола.
     После показа программы высшего пилотажа с представителями СМИ и гостями праздника встретились командующий 16-й воздушной армией генерал-майор Александр Белевич, начальник ЦПАТ гвардии полковник Игорь Ткаченко и летчики авиационных групп.
     Александр Белевич отметил, что увиденным остались довольны не только многочисленные гости, но и командование воздушной армии.
     «В силу объективных причин в составе пилотажных групп появились новые летчики взамен троих ушедших пилотов. Еще двое поменяли места в пилотажном строю. Однако обновленные группы показали слаженную работу», – отметил командарм.
     Между тем для воздушных асов это был не только праздник, но и тренировка перед парадом Победы. Ведь через неделю уже начинается активная подготовка к нему.
     «Над Красной площадью мы не будем демонстрировать фигур высшего пилотажа», – пояснил начальник центра полковник Игорь Ткаченко, добавив, что пять самолетов Су-27 и четыре МиГ-29 пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» пролетят над сердцем России ромбом.
     Отвечая на вопрос «Красной звезды» о возможности применения опыта пилотажных групп в разработке новых авиационных приемов и способов ведения воздушного боя в строевых частях ВВС России, генерал Белевич отметил, что хотя в войсках такие фигуры высшего пилотажа не отрабатываются, однако они могут применяться в воздушных боях – как ближних, так и дальних.
     «Отработка таких упражнений в Центре показа проходит в соответствии с определенной методикой пилотирования сверхзвуковых самолетов на предельных режимах, – добавил к словам командующего гвардии полковник Ткаченко. – Впрочем, эта методика может быть применена и в строевых частях».
     На вопрос об обновлении авиационного парка генерал Белевич сообщил, что перевооружение воздушной армии на новую модернизированную авиатехнику проходит в соответствии с Государственной программой перевооружения 2007 – 2015 годов. А вот относительно обеспечения жильем воздушных асов центра командующий 16-й воздушной армией сказал, что такая проблема существовала долгие годы. «Но не позже мая все летчики ЦПАТ наконец-то получат жилье», – пообещал генерал.
     Завершилось уникальное выступление пилотажных групп. Российские пилоты вновь продемонстрировали исключительное мастерство и удивительные возможности отечественной боевой авиационной техники. «Красная звезда» поздравляет личный состав 237-го Центра показа авиатехники с юбилеем, желает пилотам и впредь оттачивать и демонстрировать профессионализм только в мирном небе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex