на главную страницу

26 Марта 2008 года

История Отечества

Среда

Чудо «Морского сборника»

Капитан 1 ранга Виктор ОСТАПЕНКО,
главный редактор журнала «Морской сборник».




     27 марта старейшему в мире военному журналу исполняется 160 лет. В 50-х годах прошлого века на экраны страны вышел фильм о моряках парусного флота «Вокруг света на «Витязе». Там вернувшийся из трехлетнего плавания офицер, пожимая руку встречавшему его в Кронштадте товарищу, первым делом спрашивал его: «А что нового в «Морском сборнике»? С той далекой поры минуло немало лет, но и поныне наши моряки после долгих походов задают этот традиционный вопрос.
     Сегодня журнал «Морской сборник» – официальный ежемесячный журнал Военно-морского флота Российской Федерации. Но «Морской сборник» – это не просто журнал, каких сегодня немало. «Морской сборник» – это срез отечественной истории, вместивший в себя все ее перипетии за последние полтораста лет и даже больше. «Морской сборник» – это летопись нашего флота, охватывающая все стороны его жизни, и без этого журнала невозможно познать ни вчерашний, ни сегодняшний день флота Отечества.
     «Морской сборник» был создан в далеком 1848 году высочайшим указом императора Николая Первого. Автором же идеи создания журнала был выдающийся российский мореплаватель, один из первооткрывателей Новой Земли адмирал Федор Федорович Литке, а первым редактором журнала – боевой офицер капитан 1 ранга барон Богдан Александрович фон Глазенап. Большую роль в формировании направленности журнала сыграл и тогдашний шеф Морского ведомства великий князь Константин Николаевич. С тех пор каждый месяц, невзирая на войны и революции, журнал выходит вот уже почти сто шестьдесят лет.
     «Морской сборник» знали и ценили практически все руководители нашего государства. Доподлинно известно, что каждый свежий номер «Морского сборника» неизменно появлялся на рабочих столах всех российских императоров от Николая Первого до Николая Второго. Постоянными читателями журнала были и руководители Советского государства. Известно, что каждый новый номер «Морского сборника» в обязательном порядке просматривали И. Сталин и Л. Брежнев.
     На сегодняшний день «Морской сборник» по праву считается старейшим журналом России и одним из старейших военных журналов мира. Специалисты считают, что в настоящий момент в мире не существует ни одного периодического издания, которое бы на протяжении 160 летни разу не прерывало своего издания хотя бы на месяц, за исключением «Морского сборника».
     Недаром российские моряки говорят, что у нашего флота есть две настоящие реликвии – это крейсер «Аврора» и легендарный журнал «Морской сборник». Именно они неразрывно связывают флот ХХI века с флотом былых эпох.
     Чего стоит лишь перечень имен главных редакторов «Морского сборника»! Среди них известные кругосветчики братья Иван и Николай Зеленые; воспитанник П.С. Нахимова Р. Скаловский; герой обороны Севастополя В. Мельницкий; мореплаватель В. Куприянов; соратник А. Колчака герой Русско-японской войны К. Житков; боевые офицеры Первой мировой В. Егорьев и С. Лукашевич; известные флотоводцы Великой Отечественной адмиралы В. Алафузов, Ю. Пантелеев И. Елисеев; Герой Советского Союза легендарный подводник вице-адмирал Г. Щедрин; известные подводники послевоенного атомного и ракетного флота контр-адмиралы В. Дыгало, А. Пушкин, Г. Агафонов.
     Всякий журнал имеет свой круг почитателей. Есть он и у «Морского сборника». Десятилетиями читатели приходят к журналу, как к старому доброму другу. Приходят, чтобы узнать что-то новое и рассказать что-то самое сокровенное, поделиться своими историческим изысканиями. Приходят просто для того, чтобы побывать в кругу единомышленников. Сколько уже лет его редакция является своеобразным клубом для тех, кто любит флот. Здесь собираются ветераны и мечтающая о морской романтике молодежь, знатоки морской истории и те, кто только хочет к ней приобщиться. А сколько тех, кто из поколения в поколение передает комплекты этого журнала, давно сроднившись с ним сердцем и душой.
     Возьмите номера «Морского сборника» времен Гражданской и Великой Отечественной войн. Вчитайтесь в скупую хронику тех дней, и былое предстанет перед вами в особенном свете! В каждой публикации свои подробности хроники происходившего, в каждом слове – колорит эпохи! Не знаю, есть ли более увлекательное занятие для историка флота, чем листать старые номера этого журнала. Вновь и вновь открываешь вроде бы уже знакомый номер и всякий раз находишь в нем что-то неизвестное ранее.
     В первые годы советской власти «Морской сборник» сосредоточивается на анализе боевого опыта минувшей мировой войны и на исторических работах. В двадцатых годах именно на страницах сборника происходила знаменитая дискуссия о том, каким быть будущему отечественному флоту – прибрежным (малым) или океанским (большим)? Тридцатые годы – это неизбежный для того времени официоз и призывные передовицы, а также проблемы освоения новой техники. В годы Великой Отечественной «Морской сборник» снова на боевом посту: репортажи с флотов и флотилий, очерки о тех, кто отличился в боях, анализ боевых операций. В послевоенное время страницы журнала отданы служению делу становления океанского ракетно-ядерного флота державы. Вновь, как в былое время, с его страниц веет соленым ароматом океанских походов, напряжением маневров и экзотикой визитов в далекие страны. Отразились на журнале и последние события в жизни страны. Он настойчиво пропагандирует национальную морскую идею, ищет и доводит до читателей примеры сохранения боеготовности флота в наше кризисное время. А то, каким будет «Морской сборник» дальше, зависит не только от тех, кто его выпускает, но и от тех, кто его читает.
     Значителен вклад журнала и в отечественную культуру. Именно здесь начал печатать свои первые научные статьи великий хирург Н. Пирогов. Именно сюда на исходе 50-х годов XIX века пришел мало еще кому известный литератор Александр Островский. На деньги журнала он поехал в командировку на Волгу и, выполнив задание, вернулся, кроме всего прочего, с почти готовой пьесой «Гроза». Тем самым А. Островский как бы шагнул с палубы «Морского сборника» в классику русской драматургии. Здесь получили путевку в жизнь, напечатав свои первые рассказы, великий фольклорист Владимир Даль и писатели-маринисты К. Станюкович, А. Писемский, В. Каверин, Н. Задорнов. «Морской сборник» открыл дверь в большую литературу не одному поколению отечественных маринистов. В журнале публиковали свои научные работы академики Э. Ленц, Л. Давыдов, А. Александров; выдающиеся кораблестроители С. Джевецкий и И. Бубнов, А. Крылов и И. Спасский; химики Д. Менделеев и И. Чельцов; изобретатель радио А. Попов; выдающиеся гидрографы и океанографы И. Шокальский и Ф. Врангель; историки В. Головачев и Е. Аренс...
     Считали за честь сотрудничать с журналом педагог К. Ушинский и физик Б. Якоби, кораблестроитель А. Крылов и полярник О. Шмидт.
     В 60-е годах XIX века популярнейший журнал «Современник» напечатал удивительную статью, озаглавленную «Чудо «Морского сборника». В ней описывается, как случайный номер «Морского сборника», попав в руки одного армейского офицера, буквально переменил его в несколько дней, сделав грубияна и солдафона вдумчивым и заботливым командиром. Именно в «Морском сборнике» получили путевку в жизнь знаменитый роман А. Гончарова «Фрегат «Паллада» и не менее известный в свое время роман Д. Григоровича «Корабль «Ретвизан». Именно здесь впервые напечатали походные дневники простого матроса, презрев тем самым сословные предрассудки.
     «Морской сборник» – это также особая страница отечественной художественной маринистики. Борис Лавренев и Абрамович-Блэк, Леонид Соболев и Новиков-Прибой, Виктор Конецкий и Сергей Колбасьев, Виктор Гузанов и Владимир Шигин – вот лишь некоторые из имен, впервые зазвучавшие именно на страницах «Морского сборника». Именно «Морской сборник» оказался единственным, кто поддержал Валентина Пикуля в трудное для него время, предоставив, несмотря на неодобрение руководства, свои страницы для его рассказов.
     Отдельный рассказ – история выпуска номеров «Морского сборника». Когда в разоренном войной и революцией Петрограде не было средств на издание журнала, В. Ленин собственноручно написал распоряжение о выделении «Морскому сборнику» 75 тысяч рублей золотом, сумму по тем временам огромную... Когда после Гражданской войны большая часть морских офицеров оказалась в эмиграции, то там, где оказывалось хотя бы несколько моряков, сразу же начинался выпуск своего «Морского сборника». Журналы выпускались в Праге и Париже, в Сан-Франциско и Шанхае.
     А чем ныне живут сотрудники «Морского сборника»? Приняв эстафету у своих предшественников, они по-прежнему ежемесячно выпускают в свет номера журнала. Их сегодня волнуют те же проблемы, что и читателей «Морского сборника». А что отличает? Наверное, гордость за принадлежность к старейшему журналу, что является не только большой честью, но и огромной ответственностью. Сколько уже кануло в небытие изданий за время существования «Морского сборника», а он по-прежнему жив и готовится достойно завершить второе столетие своего существования. А это значит, что читать его будут еще долго.
     «Морской сборник» ныне, к сожалению, переживает не лучшие времена, разделяя со своими читателями и флотом все невзгоды державы. И пусть не так уж велик сейчас его тираж, марка 160-летнего издания все равно не канет в Лету. Недаром один из флотских поэтов так сказал о журнале:
     На броненосцах и корветах,
     В российской гавани любой
     Он был всегда желанен, этот
     Журнал в обложке голубой.
     Ума пытливого прожекты,
     Морских баталий дневники:
     В нем о вояжах кругосветных
     Не раз читали моряки.
     Что из того, что флот державы
     Покуда в гавани стоит?
     Мы знаем: даты нашей славы
     Навек впечатаны в гранит.
     Мы перечитываем снова,
     Преодолев свирепый шквал,
     Страницы «Сборника морского» -
     Наш верный вахтенный журнал!

     Сегодня «Морскому сборнику» сто шестьдесят. Много это или мало? Ответ, думается, однозначен, ибо настоящее «чудо» «Морского сборника», которому все мы свидетели, только начинается...
     После войны редакция журнала переехала в Москву. С 1940-х до 1960-х годов она размещалась в здании тыла ВМФ.
     В конце 1960-х годов решением главнокомандующего ВМФ С. Горшкова «Морской сборник» был переведен на улицу Чаплыгина. Вместе с международной правовой службой редакция занимала первый и второй этажи здания. В декабре 1999 года в связи с реформированием центральных органов управления ВМФ «Морской сборник» был возвращен в здание тыла ВМФ на улицу Спартаковскую, 2, где после капитального ремонта помещений занял левое крыло пятого этажа.
     Период 1990-х годов был одним из самых драматичных в жизни журнала. С 1996 по 1999 год на уровне Министерства обороны РФ неоднократно ставился вопрос о переподчинении, сокращении и даже ликвидации «Морского сборника». Благодаря активной деятельности главного редактора той поры контр-адмирала Г. Агафонова, его заместителя капитана 1 ранга Е. Водопьянова, твердой и принципиальной позиции командования ВМФ и военно-морской общественности старейший журнал России удалось сохранить. Правда, реорганизация редакции все же произошла. Она коснулась организационно-штатной структуры. Были сокращены отделы оперативного искусства и военно-морской теории, тактики и боевой подготовки, морской авиации. Работать стало сложнее, но журнал неизменно выходил с прежними, востребованными читателем рубриками и продолжал пользоваться высоким спросом. В 1996 году в редакции был образован отдел литературы, искусства, критики и библиографии; учрежден институт постоянных корреспондентов журнала на всех флотах, а в 1999 году – на ЛенВМБ.
     Среди главных редакторов «Морского сборника» послевоенного периода были легендарный подводник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза вице-адмирал Г.И. Щедрин, в прошлом командиры соединений и объединений атомных подводных лодок контр-адмиралы В. Дыгало, А. Пушкин и Г. Агафонов. С журналом связали свои имена бывший начальник разведуправления ВМФ вице-адмирал Ю. Иванов; известный подводник Великой Отечественной войны, бывший командир эскадры подводных лодок, а впоследствии – начальник управления кадров ВМФ вице-адмирал Ю. Бодаревский; ветеран Великой Отечественной войны и РЭБ капитан 1 ранга П. Мошкин; командиры атомных подводных крейсеров стратегического назначения братья-близнецы контр-адмирал О. Чефонов и капитан 1 ранга И. Чефонов.
     Традиционно в «Морском сборнике» много внимания уделяется вопросам истории Военно-морского флота. В этом большая заслуга «исторической группы» журнала. Отдел истории в разное время возглавляли известный историк ВМФ капитан 1 ранга В. Реданский и мэтр отечественной истории и журналистики В. Аникин. Отделом воспитательной работы руководили известные флотские воспитатели капитаны 1 ранга А. Данилин и П. Ветлицкий. Отдел морской авиации много лет успешно возглавлял известный летчик, командир полка стратегических ракетоносцев полковник В. Морозов.
     В состав редакции входили и известные отечественные писатели-маринисты, такие как капитан 1 ранга Борис Шереметьев, впоследствии секретарь Союза писателей России. В течение многих лет с журналом плодотворно сотрудничали и сотрудничают лучшие отечественные художники-маринисты: Г. Сотсков, А. Карелов, А. Лубянов, Б. Тюлькин, В. Солонин, А. Тербушев, отец и сын Самсоновы и другие.
     За последние годы вышло в свет несколько тематических номеров журнала, посвященных истории, нынешним проблемам и передовому опыту отдельных управлений ВМФ. Такие номера выходили к знаменательным юбилеям этих флотских учреждений. Сотрудники журнала оказывали помощь различным управлениям и общественным организациям в выпуске юбилейных и памятных изданий: «Будут кадры – будет флот» (для управления кадров ВМФ), «Военно-морское сотрудничество» (для управления военно-технического сотрудничества), книга памяти погибшего в авиакатастрофе командования ТОФ «Прерванный полет» и другие.
     В практику работы редакции вошли творческие встречи с читателями на флотах и на кораблях. Такие встречи были проведены в Севастополе, Кронштадте, Североморске, Видяеве, Астрахани. Эта традиционная связь с флотами продолжается и укрепляется.
     «Морской сборник» явился хорошей школой для руководителей многих известных в России и за рубежом изданий. Так, бывший первый заместитель главного редактора Е. Водопьянов впоследствии возглавил журнал «Провиант», И. Анфертьев – «Военно-исторический журнал», К. Собора – журнал геральдической ассоциации России «Марс», Ю. Макаров – журнал «Военный парад».
     Сотрудники «Морского сборника» – постоянные участники дальних походов кораблей российского ВМФ, учений, выполнения боевых и учебных задач в море.
     Участвовали сотрудники «Морского сборника» и в антитеррористической операции на Северном Кавказе в составе соединений морской пехоты. Дважды отправлялись в командировки в Чеченскую республику капитан 1 ранга А. Лоскутов и фотокорреспондент Ю. Пахомов. Во время второй командировки трагически погиб капитан 1 ранга Александр Лоскутов. Трагедия произошла в декабре 1999 года. Подвиг А. Лоскутова – героическая страница в истории журнала. За мужество, проявленное при выполнении служебного задания, капитан 1 ранга А. Лоскутов был награжден орденом Мужества (посмертно).
     Руководство и редакционный совет «Морского сборника» стремятся к тому, чтобы журнал читался «от корки до корки», публикуя последние новости с флотов, проблемные статьи о нынешнем состоянии и развитии ВМФ, научные сообщения, материалы о малоизвестных событиях нашей военно-морской истории, новинки отечественной маринистики.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex