на главную страницу

26 Марта 2008 года

История Отечества

Среда

Подвиг Архипа ЛЮЛЬКИ

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



В минувшее воскресенье, 23 марта с.г., исполнилось 100 лет со дня рождения Архипа Михайловича Люльки – гениального российского ученого и конструктора, выдающегося организатора, первооткрывателя двухконтурного реактивного двигателя. 2008 год авиационное сообщество объявило годом академика А.М. Люльки.
Жизненный путь Архипа Михайловича – одного из основателей конструкторской школы НПО «Сатурн» и отечественного двигателестроения в целом – это яркая часть истории турбореактивных двигателей России, а творческие достижения авиаконструктора – достояние всего человечества. Именно поэтому 100-летие академика Люльки отмечает вся мировая научная общественность.


     Архип Михайлович Люлька (1908–1984) родился в с. Саварка Киевской губернии в многодетной крестьянской семье. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. С 1933 по 1939 год преподавал в Харьковском авиационном институте. Уже там в 1937 году Люлька начал работу над проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Двигатель предполагалось установить на истребитель ХАИ-2, работа, однако, опережала технические возможности того времени.
     В тот же период конструктор разработал проект ТРД с осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в Ленинграде. Там же А.М. Люлькой был создан первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. В апреле 1941 года Архип Михайлович получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.
     Война отодвинула планы создания авиационного реактивного двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом заводе в Челябинске. С 1943 года он продолжает работу над ТРД. 30 марта 1946 г. было образовано ОКБ-165 по разработке и созданию отечественных турбореактивных двигателей, а Люлька был назначен руководителем этого предприятия. С этой даты начинается история ОКБ «Сатурн».
     Под руководством А. Люльки был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. Впоследствии КБ А.М. Люльки создает целый ряд удачных реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно из них семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110), АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению руководства страны двигатели, созданные в ОКБ А.М. Люльки, стали именоваться инициалами конструктора – АЛ – Архип Люлька.
     В следующих модификациях конструктор оснащает АЛ-7 форсажной камерой: двигатель АЛ-7Ф предназначен для первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1. Двигатель получился настолько удачным, что авиаконструкторы пробуют оснастить им свои новые самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1, Микояна – И-7У и И-75, Лавочкина – Ла-250.
     Самолеты Ил-54, С-1 и Т-3 участвуют в параде, а на С-1 впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза превышающая скорость звука.
     Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации АЛ-7Ф-1, АЛ-7Ф-2 внедряют в серийное производство сразу на нескольких заводах.
     С 1950 по 1960 год профессор А.М. Люлька преподает в МАИ. В 1957 году он становится генеральным конструктором ОКБ-165. Ему передано и ОКБ-45, работавшее до того над двигателями В.Я. Климова.
     В 1965–1970 годах в стенах ОКБ появляется новое поколение двигателей – семейство АЛ-21Ф. Кроме этого, там же рождаются проекты малоразмерных газотурбинных и жидкостных ракетных двигателей.
     В начале 1970-х годов А. Люлька обратился к реализации своего изобретения – схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на которое он получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.
     В 1976 г. коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф для установки на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот двигатель – вершина творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986 по 1988 год было установлено более 30 мировых рекордов.
     Из выступления Архипа Михайловича Люльки перед коллективом созданного и возглавляемого им ОКБ «Сатурн» в 1978 году по случаю своего 70-летия:
     «Нас теперь называют пионерами создания отечественного турбореактивного двигателя. Прежде всего это обязывающее определение и, конечно, очень приятное. В нем есть что-то от нашей молодости, которую забыть нельзя.
     Наше конструкторское бюро, его замечательные люди прошли большой и очень нелегкий путь от первых опытов и конструкторских проработок в области реактивного двигателестроения до становления и полного утверждения ТРД как основной двигательной установки на современном самолете любого типа и назначения. Это была эпоха энтузиастов, выбравших совершенно самостоятельный путь.
     Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями в Советском Союзе, а я и сейчас не вижу предела их возможностей. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И то, что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации – создание отечественного турбореактивного двигателя!»
     Двигатель АЛ-31Ф, разработанный в 1976–1985 годах НПО «Сатурн» под руководством генерального конструктора академика А.М. Люльки, а на этапе государственных испытаний – под руководством Генерального конструктора В.М. Чепкина (возглавлявшего ОКБ с 1984 по 2000 год), и сегодня признан одним из лучших двигателей мира для самолетов фронтовой авиации. АЛ-31Ф устанавливается на истребители Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.
     Генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин:
     «Мы всегда должны помнить, что усилиями Люльки Архипа Михайловича, усилиями его соратников были созданы великие двигатели марки «АЛ», которые производились и производятся тысячами штук, которые стоят на вооружении российских ВВС и армий десятков стран мира. Двигатель АЛ-31 бесспорно стал техническим бестселлером ХХ века. Сегодня мы празднуем 100-летие Архипа Михайловича, но в это время тысячи двигателей, созданных им, ежедневно поднимают в небо сотни самолетов таких глобальных стран мира, как Россия, Индия, Китай.
     Есть такое понятие – конструкторская школа. У Архипа Михайловича Люльки была сформирована собственная школа, школа создания суперсовременных реактивных двигателей для боевых самолетов. Наследие – это знания, как теоретические так и практические, которые были накоплены десятилетиями, связанные с завязкой двигателя, его компоновкой, закладкой, доводкой, интеграцией силовой установки в летательный аппарат.
     Естественно, приумножение этих знаний, приумножение традиций школы Архипа Михайловича Люльки – это, конечно, перевод тех знаний на современные рельсы. Сегодня совершенно другие информационные и технологические возможности как в стране, так и в мире, и все это очень активно используется НПО «Сатурн» при создании современных двигателей.
     Самая главная задача, которая стоит перед нашей компанией, – создавать не менее удачные образцы двигателей, вводить их в эксплуатацию, обеспечивать новыми силовыми установками следующее поколение самолетов ОКБ Сухого. Мы создаем сегодня вместе с нашим партнером – Уфимским моторостроительным производственным объединением новый двигатель для ОКБ Сухого для самолетов пятого поколения. Недавно поднят в небо нашими двигателями 117С и успешно проходит летные испытания совершенно новый самолет – многофункциональный истребитель Су-35. И мы не сомневаемся, что все задачи, которые стоят перед компанией в рамках обеспечения ОКБ Сухого современными силовыми установками, будут выполнены.
     Вот это и есть главное сегодня – модернизировать существующее производство, сохранять школу, отбирать лучших людей, чтобы они потом вырастали в таких же генеральных конструкторов. Это и есть наилучший способ сохранения наследия великого конструктора – Архипа Михайловича Люльки».
     Страна должным образом отметила заслуги конструктора: в 1975 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден многими орденами и медалями СССР, был лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР.
     После смерти Архипа Михайловича в 1984 году его имя присвоили предприятию, которое он возглавлял с 1946 года, а также площади Москвы рядом с его ОКБ и опытным заводом.
     В начале ХХI века Научно-технический центр им. А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод, которые были созданы и долгое время возглавлялись Архипом Михайловичем Люлькой, вошли в состав ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн». Дело генерального конструктора продолжается. Коллектив НПО Сатурн» работает над проектами новых авиационных двигателей, которым по традиции присваивается марка «АЛ» – Архип Люлька.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex