на главную страницу

27 Марта 2008 года

Армия и общество

Четверг

«Мы были обязаны вернуться!»

Андрей ЛУНЁВ, Дмитрий ЗЕНИН.



     20 марта в Тверской области произошло серьезное авиационное происшествие. И если бы не мастерство подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова, пилотировавших в тот злополучный день учебно-боевой истребитель Су-27, катастрофа была бы неизбежна...
     Плановый полет проходил в штатном режиме, когда на высоте 11.000 метров отказала энергосистема самолета. Командир экипажа Роман Костенюк приказал второму пилоту Александру Сидорову идти на снижение.
     Но на высоте 2.000 метров в кабинах вдруг пропала радиосвязь с пунктом управления, а затем отказал и навигационный комплекс. И это при том, что вокруг была плотная и низкая облачность. В крошечных, появляющихся на доли секунд разрывах облаков офицеры успели «привязаться» к местности и вывести машину к аэродрому.
     

     
Подполковник Костенюк Роман Анатольевич. Заместитель командира истребительного авиационного полка. Родился 19 октября 1966 года в г. Ленинске, в Казахстане. В 1987 году окончил Ставропольское ВВАУЛ, в 2000 году - Военно-воздушную академию им. Гагарина. Военный летчик-снайпер. Налетал более 1.000 часов.

     

     Как летчикам удается дотянуть фактически обесточенный самолет до аэродрома и практически вслепую выйти к взлетно-посадочной полосе, одному Богу известно. Но при заходе на посадку возникает другая проблема - у стремительно теряющего управление истребителя не выпускаются шасси. Когда не удается выпустить их ни основным, ни запасным способами, счет идет уже на секунды. От мастерства и самообладания пилотов теперь зависит не только их судьба. Можно катапультироваться, но тогда лишенный управления самолет непременно угодит в аэродромные строения, в которых находятся люди, зацепит стоящие на рулежных дорожках истребители.
     В такие минуты настоящие профессионалы принимают верное решение за мгновения. И Костенюк с Сидоровым решают: садиться на брюхо! Точнее, на титановые катапультные устройства, на которых обычно крепятся авиационные ракеты.
     

     
Подполковник Сидоров Александр Викторович. Командир 1-й авиационной эскадрильи истребительного авиационного полка. Родился 6 сентября 1966 года в поселке Сосновоборск Пензенской области. В 1987 году окончил Качинское ВВАУЛ, в 2001-м - ВВА им. Гагарина. Военный летчик 1-го класса. Налет - более 1.000 часов.

     

     ...Прижавшись к земле, оставляя за собой ярко-оранжевый шлейф искр, самолет проносится по полосе и через несколько секунд замирает на ее краю. Откинув «фонарь» кабины, они наконец-то вдыхают полной грудью свежий морозный воздух. Отважные летчики не только спаслись сами и, может быть, спасли жизни своих товарищей, но еще и посадили дорогостоящий авиационный комплекс, как потом оказалось, практически без повреждений.
     - Подполковники Роман Костенюк и Александр Сидоров в критической ситуации проявили настоящее мастерство, - отметил смелые и решительные действия своих подчиненных командующий войсками Командования специального назначения генерал-полковник Юрий Соловьев. И ходатайствовал перед главкомом ВВС о награждении их орденом Мужества.
     Сказать, что летчикам было трудно, - значит не сказать ничего. Конечно, словами не передать, что испытали они там, в погибающем в заоблачной дали самолете. Минуты кажутся мгновениями, призом в смертельной схватке со стихией становится жизнь.
     - Страха не было, - вспоминая тот полет, говорит подполковник Роман Костенюк, - он пришел уже на земле. А в те минуты мы думали, что просто обязаны вернуться...
     

     
Коллектив «Красной звезды» поздравляет отважных пилотов с победой и желает, чтобы количество их взлетов всегда равнялось количеству посадок!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex