на главную страницу

28 Марта 2008 года

Страна и мир

Пятница

«НЕЗАВИСИМОСТЬ» КОСОВО:
ОПАСНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Владимир КОЗИН, кандидат исторических наук.
(В 2001 году работал директором Регионального центра Миссии ОБСЕ в Косово (Приштина), является автором ряда исследований по проблеме косовского урегулирования.)



     Самопровозглашение 17 февраля 2008 года «независимости» Косово, являющегося неотъемлемой частью Сербии, в буквальном смысле продавленное ведущими странами Запада, создало крайне опасный прецедент для всей системы международных отношений и уже осложнило военно-политическую ситуацию не только в районе Западных Балкан.
     Этот шаг, без сомнения, войдет в хрестоматийные издания и в различные справочники по международному праву как пример имперского мышления, как проявление политики диктата и произвола в мировых делах. Вопреки воле подавляющего большинства населения Сербии и практически всех национальных меньшинств, населяющих Косово, этот край, территория которого составляет 15 % от всей сербской территории (т.е. примерно треть территории Бельгии), был объявлен отторгнутым от основной части этого суверенного государства, полноправного члена ООН и многих международных организаций и чья территориальная целостность и государственная граница после Второй мировой войны годы никем и никогда не оспаривались.
     На косовском «примере» был протестирован механизм для потенциальных аннексий других территорий, смонтированный по четкому, поэтапному плану. Сначала под видом преодоления последствий «гуманитарной катастрофы» или «этнических чисток» на определенной территории резко меняется национально-этнический состав путем «выдавливания» за пределы этой территории господствующей ранее там нации, которая заменяется на другую. Затем организуются международные переговоры «по политическому урегулированию» по эгидой какого-нибудь в определенном плане настроенного посредника, успешно «проваливающего» возможность достижения на них разумного компромисса, и, в конечном итоге, самопровозглашается «независимость» такой территории.
     Негативные последствия косовского прецедента заключаются также в том, что в крае легально действует 5-тысячный «Корпус по защите Косово» (КЗК), созданный на базе бывшей экспансионистской «Освободительной армии Косово» (ОАК) и сохранивший практически нетронутой всю свою организационно-штатную структуру. Складированные на базах НАТО в Косово оружие и боевая техника могут быть переданы корпусу практически в любое время. С правовой точки зрения к такому развитию трудно подкопаться, так как военно-техническое соглашение по Косово, подписанное в летом 1999 года, предусматривало не полное разоружение ОАК, а всего лишь ее «демилитаризацию», под чем западные представители понимали сохранение за этой военной группировкой оружия различных типов. Вскоре после самопровозглашения «независимости» края в Вашингтоне уже заговорили о том, что эти силы должны находиться под присмотром НАТО и готовиться инструкторами стран альянса.
     Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в результате сепаратистских шагов края дополнительный импульс могут получить боевики действующей в приграничной полосе между Косово и Македонией еще одной «Национальной освободительной армии» (она может в короткие сроки собрать под ружье до 18 тысяч человек). Воспользуются ими и наемники более воинственной «Албанской национальной армии», которая продолжает наращивать свои силы в районах Косово, примыкающих к Македонии, а также в приграничных зонах, расположенных на македонской территории, ориентируя свои потенциальные действия на Прешевскую долину.
     Провозглашение «независимости» Косово может привести к изменению границ. Многие аналитики полагают, что в результате такого решения в ближайшее десятилетие на Балканах могут появиться не «две, а даже три Албании». Причем «третья Албания» может возникнуть за счет радикального изменения демографической ситуации в Македонии в пользу местных албанцев, которые уже сейчас составляют до 1/5 от всего населения македонского государства.
     
При потворстве Запада

     Следует отметить, что косовоалбанские лидеры вынашивали идею самопровозглашения «независимости» края последние четыре десятилетия: первая демонстрация сторонников такой «независимости» от Югославии была инициирована ими еще в 1968 году. Их аппетиты заметно усилились после распада СФРЮ в начале 1990-х годов, в особенности после нелегального создания ОАК в 1996 году и массированных, никем не санкционированных, варварских бомбардировок авиацией НАТО бывшей Югославии в 1999 году. Пришедшее в результате февральских выборов 2002 года в Косово к власти националистически настроенное албанскоговорящее руководство во главе с Ибрагимом Руговой уже открыто стало высказываться в пользу скорейшего обретения «независимости». Еще более активно продолжил эту линию Фатмир Сейдиу, который подхватил знамя «независимости» после кончины Руговы.
     Ведущие страны НАТО всячески потворствовали такой «независимости» Косово, причем делали это на протяжении длительного периода времени, мотивируя свою «трогательную заботу» о судьбе косоваров тремя сомнительными доводами.
     Во-первых, утверждалось, что косовские албанцы, дескать, сильно пострадали в прошлом от режима Слободана Милошевича и предоставление им независимости помогло бы им забыть старые обиды (будто бы никогда не страдали от косовских албанцев сербы). Во-вторых, заявлялось, что предоставление Косово «независимости» под контролем международных воинских контингентов и гражданских специалистов позволило бы в будущем избежать в крае столкновений на национально-этнической основе (что, к сожалению, уже случилось несколько раз после принятия «приштинской декларации» 17 февраля). В-третьих, сторонники «независимости» края неизменно делали акцент на «уникальности» косовского случая, хотя он уникален только в одном смысле - в методах захвата «независимости» против воли суверенного государства, в которое этот край входит.
     Еще в 2001 году тогдашний глава Миссии ОБСЕ в Косово посол Нидерландов Даан Эвертс сделал недвусмыленное заявление, не исключавшее возможности провозглашения независимости края. Вслед за ним по этому поводу выступил и тогдашний командующий КФОР французский генерал Марсель Валентэн. Согласно сделанному им тогда заявлению, независимость края является «вариантом на будущее» и она могла бы быть провозглашена в ходе некоего процесса «регионализации Балкан».
     С помощью ряда ведущих стран Запада с июня 1999 года по февраль 2008 года в Косово был «де-факто» создан разветвленный механизм независимого государственного образования: автономные от Сербии исполнительные, законодательные и судебные органы, таможенная служба и пограничные части для охраны границы; с помощью ряда натовских стран и Албании были подготовлены косовоалбанские кадры для будущей дипломатической службы края. Был утвержден национальный флаг, до 17 февраля сего года практически повторявший албанский.
     С 1999 года там явочным порядком в качестве основной денежной единицы без согласия Сербии была введена немецкая марка. А с января 2002 года, то есть тогда, когда многие европейские страны только рассматривали вопрос о переходе к евровалюте, на косовской территории был введен и евро - уже вместо марки ФРГ (югославские, затем сербские динары имели и сейчас имеют ограниченное хождение только в сербских анклавах).
     
В планах США и НАТО

     Запад никогда не скрывал, что «независимое» Косово обязательно должно войти в ЕС и НАТО.
     2 февраля 2007 года Германия, которая тогда председательствовала в ЕС, сделала специальное заявление, где открытым текстом указала на возможность принятия края в «евроатлантические структуры», то есть в ЕС и НАТО, причем отдельно от Сербии. Как справедливо отметил в журнале «Джейнс дифенс уикли» аналитик из Вашингтона Джонатан Л.Хейес, если бы косовский парламент не получил молчаливого (а может быть, и ясно выраженного. - В.К.) согласия ряда ведущих стран НАТО, а именно США, Великобритании, Германии, Франции и Италии, воинские контингенты которых составляют 2/3 от 16-тысячного корпуса КФОР, то Приштина «возможно, и не провозгласила бы независимость».
     Наибольшую активность в поддержке усилий Приштины по отделению от Сербии проявили США, в современной политике которых на международной арене практически ничего не изменилось по сравнению с периодом «холодной войны».
     Линия Вашингтона в отношении Косово была выстроена на фундаменте постулатов, изложенных президентом Джорджем Бушем, который заехал в край на несколько часов после завершения своего европейского турне в июле 2001 года. Джордж Буш заверил посетивших его представителей основных международных миссий в крае в том, что американское военное присутствие на Балканах, являющееся неотъемлемым элементом обеспечения безопасности в регионе, в будущем «не ослабнет и не сократится».
     Как представляется, целенаправленная тайная и явная поддержка косовской «независимости» со стороны Вашингтона не являлась и не является главной целью его нынешней и будущей балканской политики. Она давно была ориентирована и до сих пор ориентирована на закрепление здесь военно-стратегических позиций США. Самопровозглашение Косово «независимым государственным образованием» было лишь призвано облегчить ведение переговоров Пентагона с Приштиной о расширении на территории края американского военного и военно-технического присутствия.
     С территории Косово наиболее воинственные круги США намерены распространить сферу деятельности Североатлантического союза на Западные Балканы и сопредельные регионы с южноевропейского направления, а также хотят укрепить свою базовую инфраструктуру в регионе. Об этом говорит тот факт, что именно американцы построили в Косово одну из самых крупных своих военных и военно-воздушных баз в Европе - «Бондстил» (близ г. Уросевач/Феризай), усилив ее еще двумя комбинированными военными базами под Драгашем и Гниляном в восточной части края.
     Все эти объекты открывают Пентагону дополнительные возможности по контролированию ситуации в районе Черного и Средиземного морей, в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке. Военные объекты США в Косово дополняют сеть новых недавно развернутых пяти американских военных форпостов на территории Болгарии и Румынии в виде военно-морских и военно-воздушных баз.
     Стремясь как можно скорее и основательнее закрепить обретенную Косово «независимость», Джордж Буш уже через месяц после появления «приштинской декларации от 17 февраля» распорядился предоставить косовским лидерам не только экономическую, но и военную и военно-техническую помощь, а также некие «оборонные услуги». «Это будет способствовать укреплению безопасности США и установлению мира на всей планете», - помпезно прокомментировал глава Белого дома свое решение.
     
Обстановка по-прежнему сложная

     Подчеркну также, что, несмотря на солидную финансово-экономическую помощь, оказанную Косово ЕС и многими странами Запада на национальной основе за последние восемь лет (свыше 2 млрд. евро), край до сих пор не готов даже к какой-то форме «контролируемой» государственной самостоятельности, если исключительно гипотетически предположить, что на это пойдет сербское руководство.
     Обстановка в крае по-прежнему остается неспокойной, что признают все еженедельные доклады Ситуационного центра международных полицейских сил. Ни местные косовские власти, ни международные миротворческие и полицейские силы не в состоянии обеспечить надежную безопасность на всей территории края, в особенности за пределами компактного проживания неалбанских этнических групп населения. После провозглашения «независимости» там произошло даже снижение уровня безопасности. Ограниченная по характеру свобода передвижения нацменьшинств сохраняется только внутри 33 анклавов их проживания. Остающиеся в крае представители нацменьшинств подвергаются социально-экономической и правовой дискриминации. Зачастую без последствий остается незаконное приобретение этническими албанцами их собственности и недвижимости под давлением и с помощью угроз.
     Не решен вопрос о сопровождении нацменьшинств в Косово за пределами анклавов их проживания для удовлетворения элементарных нужд, в частности посещения родственников, больниц и учебных заведений. В результате чего местные сербы не могут в полном объеме пользоваться, например, доступом к учреждениям системы здравоохранения и образования, посещать своих родственников, выезжать за границу.
     Особенностью нынешней ситуации Косово является то, что за последние восемь лет к родным очагам в край вернулось только около 6 процентов внутренне перемещенных лиц и беженцев из 226 тысяч, бежавших из края
     (3 процента, по данным сербской православной церкви). Им просто некуда возвращаться, так как их разрушенные дома практически никто не восстанавливает, в то время как львиная доля средств на строительство нового жилого фонда, выделяемая западными странами, идет под заселение этнических албанцев.
     Требует решения вопрос о возвращении жилищ их законным владельцам либо о предоставлении им денежной компенсации за утраченное имущество. По данным Миссии ОБСЕ в Косово, до сих пор имеются 40 процентов неурегулированных случаев незаконного захвата жилых домов, ранее принадлежавших косовским сербам.
     Запредельными остаются масштабы организованной преступности, коррупции, незаконного перемещения людей и наркотических средств. По последнему показателю Косово превосходит все другие транзитные пути транспортировки нарковеществ на европейском континенте. По данным Интерпола, через край проходит до 90 процентов всех поставок наркотиков, предназначенных для нелегального распространения в Европе.
     
Россия - за продолжение диалога

     В этой связи возникает закономерный вопрос: а что делать дальше? Думается, что ООН и ее Совет Безопасности, ЕС, ОБСЕ, НАТО и другие международные и региональные организации должны еще раз тщательно взвесить, к какому балансу привело предоставление «независимости» Косово в этом сложном и многообразном полиэтническом и поликонфессиональном регионе Европы. Проблема является слишком серьезной, чтобы ее можно было бы игнорировать. Было бы контрпродуктивным манипулировать только на основе односторонних субъективных подходов судьбой этого многострадального края, испытавшего и турецкие нашествия, и натовские бомбардировки. Фиксация национального и религиозного превосходства одной нации за счет других наций и конфессий является весьма рискованной стратегией.
     При решении косовской проблемы должны быть тщательно учтены все реально существующие политические, юридические, экономические и иные факторы, которые объективно определяют общую нынешнюю и будущую ситуацию в крае. Сбалансированное решение по определению статуса Косово может быть основано только на принципе предоставления краю «существенной автономии» в составе Сербии по формуле «больше, чем автономия, но меньше, чем независимость», на основе решения, приемлемого как для косовских албанцев, так и для косовских сербов, а также для Сербии в целом. Рубикон «независимости» Косово, созданный некоторыми западными странами во главе с США, или иная альтернатива - «широкая автономия края в составе Сербии» - должны быть пройдены без трагических потрясений.
     Россия выступает за продолжение диалога между сторонами, открыта для обсуждения его формата и модальностей. В интересах стимулирования переговорного процесса, как и при разрешении других кризисных ситуаций, Москва предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования.
     Что касается «косовского сюжета», то, в какой бы форме он ни поднимался в Совете Безопасности в последующие месяцы, Россия намерена продолжать отстаивать свою позицию о нелегитимности самопровозглашенной «независимости» края как не соответствующей современному международному праву, противоречащей Уставу ООН и основным решениям Совета Безопасности, в частности резолюции 1244. Российская сторона будет и впредь подчеркивать незаконность предпринимаемых западными странами односторонних шагов по развертыванию в Косово гражданско-полицейской миссии ЕС в отсутствие санкции на это со стороны Совета Безопасности и согласия правительства Сербии.
     В случае необходимости Россия готова настаивать на рассмотрении косовского вопроса на консультативных заседаниях Совета или требовать созыва чрезвычайных официальных заседаний этого органа, как это было в феврале этого года. Естественно, что она намерена тесно координировать свои усилия на косовском направлении с Сербией и с другими странами мира, которые понимают всю пагубность «уникальности косовского прецедента».
     На снимке: Американская военная база «Бондстил» в Косово.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex