- Виктор Михайлович, какие задачи решает этот законопроект?
- Во-первых, устраняется внутреннее противоречие в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», заключающееся в том, что, с одной стороны, граждане уже обязаны сниматься и ставиться на воинский учет при выезде не только с места жительства, но и с места пребывания (действующая редакция), с другой - установлено, что военные комиссариаты осуществляют воинский учет только по месту жительства. Во-вторых, устраняется ошибка, допущенная в пункте 2 статьи 10 названного федерального закона, касающаяся срока выезда с места жительства или места пребывания, при котором у граждан возникает обязанность сообщить в военный комиссариат о своем выезде с места жительства или места пребывания в период проведения призыва, а также устанавливается минимальный срок выезда, при котором такая обязанность возникает.
- Расскажите подробнее о сроках, установленных новым законом, поскольку этот аспект вызвал наибольшую дискуссию в средствах массовой информации и обществе.
- Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» уже установлено, что граждане, состоящие на воинском учете (включая и тех, кто подлежит призыву), выезжающие на новое место жительства или место пребывания более чем на 3 месяца, обязаны сняться с воинского учета и встать на воинский учет по прибытии на новое место.
То есть такие граждане должны не просто сообщить о своем выезде, а лично явиться в военный комиссариат для снятия с воинского учета, а по месту прибытия лично явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Эта норма действует с 1998 года и никогда вопросов не вызывала.
В то же время, как это зафиксировано в действующей редакции пункта 2 той же статьи, граждане, подлежащие призыву, выезжающие в период призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат.
Другими словами, в пункте 2 статьи 10 попросту допущена техническая ошибка, исказившая смысл этой нормы.
Совершенно очевидно, что речь в этом пункте, являющемся исключением из общего правила, должна была изначально (при проектировании нормы в 1998 году) вестись не о сроке более 3 месяцев, а о сроке менее 3 месяцев. Учитывая это, законопроект, устраняя указанную ошибку, распространяет пункт 2 статьи 10 на граждан, подлежащих призыву, которые в период призыва выезжают с места жительства именно на меньший, чем 3 месяца, срок (столько длится призыв граждан на военную службу). В противном случае эта норма лишена смысла.
Но если мы говорим о сроке, меньшем, чем три месяца, то не можем не сказать и о том, а каков при этом должен быть минимальный срок выезда: день, два, три или 2 месяца. Поэтому законопроект устанавливает этот минимальный срок выезда - 15 дней, а в случае если до окончания призыва остается менее 15 дней, этот срок будет равным или меньшим срока, оставшегося до окончания призыва.
- А на кого распространяется указанная норма?
- На граждан в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете и при этом не пребывающих в запасе, т.е. на граждан, подлежащих призыву. Под действие нормы не попадают граждане, которые освобождены или имеют отсрочку от призыва на военную службу.
- Объясните суть данной обязанности и когда она возникает.
- Указанные граждане должны лично сообщить в военный комиссариат о своем выезде, если такой выезд осуществляется в период проведения призыва и составляет от 15 дней до 3 месяцев, а в случае если до окончания призыва остается менее 15 дней, - на срок, равный или меньший срока, оставшегося до окончания призыва.
- В какой форме граждане обязаны сообщить о своем выезде?
- О своем выезде граждане обязаны сообщить лично. Форма такого сообщения в федеральном законе не оговаривалась изначально (с 1998 года) и законопроектом специально не оговаривается. Поэтому граждане могут сообщать в военный комиссариат о своем выезде как угодно: непосредственно придя в военный комиссариат, либо в письменной форме, либо по телефону. Этим данная норма принципиально отличается от процедуры снятия с воинского учета, при которой гражданин обязан лично явиться в военный комиссариат.
- Обязаны ли граждане сообщать о месте, куда они выезжают?
- О месте, куда граждане, подлежащие призыву, выезжают в период призыва, они по закону сообщать не обязаны. Речь идет только о периоде отсутствия гражданина по месту жительства.
- Может ли военный комиссариат запретить выезд гражданина за пределы призывного гарнизона?
- Не может. Законопроектом такого права военным комиссариатам не дано. В противном случае это было бы нарушением конституционного права гражданина на свободу передвижения. Речь идет об уведомительном, а не о разрешительном порядке.
- Для чего вообще необходима такая информация военным комиссариатам?
- Информация о гражданах, выезжающих в период призыва, военным комиссариатам нужна для определения количества граждан, которых можно призвать на военную службу в текущий период призыва, изменения даты призыва конкретного гражданина.