на главную страницу

9 Апреля 2008 года

История Отечества

Среда

Вам пенсию спиртным или картошкой?

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     При императоре Александре Втором в некоторых случаях размер пенсии исчислялся водкой. Пенсионер мог получить до восьми ведер алкоголя с правом его дальнейшей реализации. Тогдашнему государству, обладавшему исключительной монополией на производство спиртных напитков, подобная практика была выгодна. Пенсионеру - тоже, поскольку спрос на водку в России был стабильно высоким.
     Факт этот среди многих других приводится в только что открывшемся в Биробиджане Музее истории пенсионного дела. В экспозиции собраны материалы, охватывающие почти трехсотлетний период от петровской России до начала XXI столетия.
     Одним из первых документов был подписанный Петром Первым «Морской устав», согласно которому государственная пенсия могла быть назначена матросам, получившим инвалидность на службе или в бою, а также погибшим за Отечество. В последнем случае пенсию получала семья героя.
     В музее хранятся свидетельства того, как некоторые местные жители, вернувшиеся с фронтов Гражданской войны или из партизанских отрядов, получали пенсию натуральным продуктом - картофелем, мукой, чем-то еще.
     Если бы в наше время, скажем, отставной майор вместо начисленных ему 5-6 тысяч рублей получал непосредственно от государственного производителя по себестоимости водку, которую потом имел бы право продавать в ларьке, то он моментально пополнил бы ряды состоятельного российского сословия.
     Впрочем, водку можно заменить любым другим продуктом, получаемым опять же по себестоимости. И это было бы вполне справедливо, имея в виду, что кадровый военнослужащий, по идее, пожизненно остается государевым человеком. Такой подход к обеспечению корпуса отставных офицеров сразу на целый порядок повысил бы престиж военной службы.
     Робкие попытки поставить уволенных в запас офицеров на должную социальную высоту, к сожалению, так и окончились попытками. В начале 90-х годов, например, шел разговор об относительно крупных земельных наделах, которые выделялись бы отставным офицерам. Увы, сколь-нибудь широкой практикой это не стало. Земли много, а распорядиться ею некому. Государство в этих вопросах вело себя крайне непоследовательно, не предпринимая никаких усилий для доведения начатого до конца.
     В деле пенсионного обеспечения своих граждан Россия, увы, не лучшее место среди развитых стран. Так, в Евросоюзе самой «жадной» казной считается британская казна. Однако и она тратит в процентом отношении на выплату пенсий больше, чем российская. Английский пенсионер получает сумму, составляющую 30,8 процента от среднего размера заработной платы. В пересчете на американскую валюту базовая пенсия в Великобритании - около 800 долларов. В среднем же по Евросоюзу государственная пенсия составляет 60 процентов от среднего заработка.
     Лучшим временем для российского пенсионера, утверждают сотрудники открытого в Биробиджане музея, считаются 80-е годы ХХ столетия. Тогда средний размер государственного пособия составлял 75 процентов от средней заработной платы. То есть держался на уровне экономически развитых стран. Сегодня в России этот показатель равен 25 процентам.
     Подсчитано: если пенсию отставного подполковника Российской армии по ее покупательной способности (с учетом таких базовых данных, как квартплата, цены на мясо, хлеб, алкоголь) приравнять к пенсии советского подполковника середины 80-х годов прошлого века, то она должна составить нынешних 18 тысяч рублей. Соответственно полковник, если бы ему платили сумму, эквивалентную заветным 250 советским рублям, нынче получал бы 22 тысячи рублей.
     Такая вот складывается арифметика. Неутешительная.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex