на главную страницу

9 Апреля 2008 года

История Отечества

Среда

Хмельницкий и Мазепа

Геннадий САНИН, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.



     В знаменитой поэме «Полтава» А.С. Пушкин, глубоко изучивший имевшиеся тогда труды и опубликованные Д.Н. Бантыш-Каменским источники по истории Украины, дал блестящий анализ личности гетмана Мазепы. Поэма интересна еще и тем, что в ней несколькими строками сопоставлены личные качества и политические взгляды двух антиподов украинской и русской истории – Богдана Михайловича Хмельницкого и Ивана Степановича Мазепы:
     Забыв отчизны давний плен,
     Богдана счастливые споры,
     Святые брани, договоры
     И славу дедовских времен.

     ЗАДУМЫВАЯ ЭТУ СТАТЬЮ, я намеревался проследить и сопоставить жизнь, личные качества и политические взгляды двух украинских гетманов, которые выросли, казалось бы, из одного социального слоя, но с разными результатами подошли к последней жизненной черте. Оценка личностей Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы всегда была политизирована, и не случайно, так как речь идет о принципиально важном вопросе всей истории России и Украины – о благотворном влиянии воссоединения на исторические судьбы братских народов, о процессе превращения России в великую европейскую державу, о ее роли в исторических судьбах народов Европы и Азии. Как писал еще в 1831 году А.С. Пушкин в стихотворении «Бородинская годовщина»:
     Куда отдвинем строй твердынь?
     За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
     За кем останется Волынь?
     За кем наследие Богдана?
     Признав мятежные права,
     От нас отколется ль Литва?
     Наш Киев дряхлый, златоглавый,
     Сей пращур русских городов,
     Сроднит ли с буйною Варшавой
     Святыню всех своих гробов?

     Оценки отечественными историками личности и политики Богдана Хмельницкого хорошо известны. Что же касается Мазепы, то представляется верным наблюдение нашей современницы Т.Г. Таировой-Яковлевой: «О Мазепе слышали все – даже те, кто очень далек от проблем Гетманщины. При этом в России о нем знают в основном по поэме А.С. Пушкина (боюсь, что даже многие историки), а на Украине – по купюрам гривен. «Изменник» или «герой» – других красок, кроме черной и белой, для Мазепы обычно не используют, а в детали и подробности вникают очень редко».
     Если не принимать во внимание заведомо ненаучные, явно тенденциозные публицистические статьи в прессе, написанные в подчеркнуто антирусском духе, то для современной украинской историографии характерны призывы дать «правдивый, объективный, взвешенный, основанный на фактах, а не на эмоциях» анализ деятельности этого гетмана, которого тем не менее априорно называют великим. Причину измены Мазепы и его перехода под протекторат Швеции объясняют тем, что Москва не выполнила условий «Мартовских статей» Богдана Хмельницкого, не защитила Украину от посягательств внешних врагов и не поддержала планов объединить Левобережную и Правобережную Украину под его булавой (договор казачьего Войска запорожского с Москвой о царской военной помощи казакам в борьбе против Речи Посполитой принято именовать «Мартовскими статьями», или «Статьями Богдана Хмельницкого»; обсуждение статей было начато 8 января 1654 года на Переяславской раде, и 27 марта 1654 года они были одобрены царем Алексеем Михайловичем. – Ред.).
     Аналогичные призывы к научной объективности, а фактически к оправданию измены Мазепы, к созданию образа борца за «независимую» Украину звучат и у вышеназванного санкт-петербургского историка Таировой-Яковлевой (автора небесспорной книги «Мазепа», вышедшей в прошлом году в издательстве «Молодая гвардия». – Ред.).
     ПОЛЕМИКА вокруг личности Хмельницкого и Мазепы идет главным образом в плане украинской государственности. Вопрос о формировании и эволюции украинской государственности в настоящее время исследуется весьма активно и, надо сказать, весьма тенденциозно. Долгое время он был чуть ли не запретной темой и до конца 1980-х годов фактически не исследовался. В тезисах ЦК КПСС по поводу 300-летия воссоединения Украины с Россией лишь констатировалось, что в годы Освободительной войны 1648-1654 годов шел процесс складывания государственности: «Богдан Хмельницкий, ...правильно понимая ее задачи и перспективы, видел невозможность спасения украинского народа без его объединения с великим русским народом, настойчиво добивался воссоединения Украины с Россией».
     В это же время утвердилось мнение о том, что к 1654 году сложились лишь элементы украинской государственности. Один из ведущих историков Украины XVII века А.И. Баранович писал: «Создание в ходе освободительной войны военных и административно-судебных органов на освобожденных украинских землях было в то же время и процессом складывания элементов украинской государственности. Однако в тот период этот процесс не мог завершиться созданием суверенного украинского государства. В тех исторических условиях Украине угрожало поглощение или шляхетской Польшей, или султанской Турцией и единственно правильным путем, обеспечивающим прогрессивное развитие украинского народа, было воссоединение с русским народом в едином Русском государстве. Богдан Хмельницкий, выдающийся государственный деятель и полководец, именно в этом направлении и проводил свою политику». Аналогичные оценки сохранились и в историографии 1960 - 1970-х годов.
     Начало активного исследования проблем формирования украинского государства было положено статьей А.И. Гуржия и В.А. Смолия «Становление украинской феодальной государственности», написанной в 1990 году. Авторы утверждают, что постепенное возрождение украинской государственности началось на базе казачества, ибо после того, как в XIV – XVI веках земли Украины оказались под властью Литвы, а затем и Речи Посполитой, прежняя феодальная элита общества утрачивала национальные черты, ополячивалась и принимала католицизм. В ходе Освободительной войны на Украине сложились не элементы государственности, а полностью сформировалось государство в основных своих функциях. Такой вывод представляется вполне обоснованным, учитывая как развитость структуры всех ветвей власти на Украине, так и ее контакты с сопредельными странами, а прежде всего условия пребывания Украины в составе России, зафиксированные «Мартовскими статьями» Богдана Хмельницкого.
     На примере Хмельницкого и Мазепы мы можем видеть, как у двух политических деятелей, вышедших корнями из одной социальной среды, формируется разный склад характера, разные жизненные ценности. Зиновий-Богдан Михайлович Хмельницкий родился в декабре 1595 году в небольшом украинском городке Чигирин. Городок стоял у самой южной границы тогдашней Украины – на краю ничейного Дикого Поля, в необозримых степных просторах которого проложили свои страшные «шляхи» крымские, ногайские, буджатские и другие разбойничьи отряды. В окрестностях Чигирина, в этом опасном для жизни месте, вырастали и формировались сильные характеры степных витязей-казаков.
     СВЕДЕНИЯ о роде Хмельницких скудны и противоречивы. Наиболее вероятно, что Хмельницкие вышли в XVI веке из Перемышльской земли, где некий шляхтич Станислав Хмельницкий владел селом Германовка под Львовом. В начале XVII века Михаил – отец Богдана – был служилым шляхтичем при дворе коронного гетмана Речи Посполитой Жолкевского, а позднее перешел на службу к корсуньско-чигиринскому старосте Даниловичу. Занимаемая им должность подстаросты была довольно высокой, ибо староста Данилович редко бывал в своей округе, и Михаилу Хмельницкому приходилось заниматься всеми делами – от хозяйства до суда и командования войсками.
     Сведений о роде Мазепы еще меньше. Неизвестна даже более или менее точная дата его рождения. Н.И. Костомаров называет и 1629-й, и 1644 год, отмечая, что обе эти цифры «не вполне точны». Вероятно, правильнее осторожно датировать рождение Мазепы примерно 1640 годом. Польский король Сигизмунд-Август в 1572 году пожаловал предку Ивана Степановича – шляхтичу Мазепе-Калединскому – село Мазепинцы на Волыни, за что тот должен был нести королевскую службу по Белоцерковскому староству. Как и Хмельницкие, Мазепы принадлежали к известному православному шляхетскому роду – возможно, более знатному, чем Хмельницкие, ибо имели родовой герб «бонч» (Хмельницкие родового герба не имели) и связи при королевском дворе.
     И Богдан Хмельницкий, и Иван Мазепа получили традиционное для богатых и знатных украинских шляхтичей образование. Хмельницкий начал учебу в Киевской православной школе. Около 1608 года отец Богдана Хмельницкого, используя свои связи со знатными магнатскими фамилиями Речи Посполитой, устроил сына в недавно основанный иезуитами львовский коллегиум. За семь лет юноша прошел полный курс наук, изучив грамматику, латинский язык, риторику, поэтику, философию, богословие. Кроме того, Богдан хорошо владел немецким и французским языками, о чем свидетельствовал знавший Хмельницкого французский посол в Варшаве де Брежи.
     Иван Мазепа учился в Киево-Могилянской коллегии, которая позднее стала академией. Коллегия была создана в 1632 года киевским митрополитом Петром Могилой, объединившем «гимназиум» Киево-Печерской лавры и Братской Киевской православной школы. Точные годы обучения Мазепы в Киево-Могилянской коллегии неизвестны, но их можно примерно определить путем «обратного отсчета времени». В 1659 г. Мазепа был направлен с королевским поручением к гетману Ивану Выговскому, а до этого он перебрался из Киева в Варшаву и три года путешествовал по Европе, обучаясь в университетах Голландии, Италии, Германии и Франции. Следовательно, закончить обучение в коллегии он мог около 1656 года.
     Итак, оба юноши были из знатных украинских шляхетских семей, оба в начале жизненного пути получили весьма приличное образование, оба имели хорошие связи в высших кругах, а значит, и хорошую основу для придворной карьеры.
     ДАЛЬНЕЙШИЕ судьбы Хмельницкого и Мазепы оказались, однако, диаметрально противоположными. Неся опасную службу на границе с Диким Полем, Михаил Хмельницкий водил дружбу с казаками, пользовался у них уважением как смелый и опытный военачальник. Когда в 1615 году его Богдан окончил львовский коллегиум, он оставил сына при себе, чтобы тот вдобавок к книжной премудрости набрался жизненного опыта, научился владеть конем и саблей, постиг казацкую науку. А наука была весьма серьезной. С 1615 по 1644 год татары 33 раза обрушивались на земли Украины и Польши с крупными вторжениями, не считая заурядных мелких набегов.
     В неудачной Цецорской битве в 1620 году Михаил Хмельницкий погиб, а Богдан попал в турецкий плен. Выкупленный матерью и казаками, он через два года записался в реестровые казаки Чигиринского полка, окончательно связав судьбу с казачеством.
     В Хмельницком постепенно зрело недовольство политикой национального и религиозного угнетения, проводимой Речью Посполитой на Украине, но вплоть до 1637 года он не участвовал в восстаниях казаков и крестьян, хотя, видимо, и сочувствовал им. Исторической справедливости ради надо отметить, что в тот период он не разделял возникавших уже тогда планов перехода Украины в подданство российского царя, к чему призывал, в частности, глава украинской православной церкви киевский митрополит Иов Борецкий. В челобитной царю Михаилу Федоровичу в 1624 году владыка просил защитить православных на Украине.
     Когда в 1632 – 1634 годах Россия попыталась вернуть захваченный Польшей в ходе Смутного времени Смоленск, чигиринский сотник Хмельницкий оказался в числе тех нескольких тысяч казаков, которые пришли в армию короля Владислава IV. Он отличился особой храбростью и умением, за что был представлен королю и получил из рук Владислава IV саблю.
     21 год спустя, в 1655 году, в разговоре с русскими дипломатами Хмельницкий сожалел об этом. Он говорил царским посланцам, что его отец не раз заповедовал сыну никогда не поднимать оружия против России, а, напротив, соединиться с ней и верно служить русскому царю. Тогда, в 1634 году, он нарушил отцовскую заповедь, и «сабля сия порочит Богдана».
     К 1637 году это был уже вполне зрелый, сорокадвухлетний казак, уважаемый воин и администратор, к тому же весьма образованный человек, почему и выбрали его реестровые казаки генеральным войсковым писарем, вторым после гетмана должностным лицом, ведавшим войсковой канцелярией и внутренними делами казаков. Рост недовольства и протеста у Хмельницкого скорее всего начался после введения в Украине так называемой «Ординации» 1638 года, которая ограничивала и ликвидировала право выбирать войсковую администрацию – выбирать разрешалось не выше сотника. Это был удар и лично по Хмельницкому: генеральный войсковой писарь вновь становился чигиринским сотником.
     Тем не менее Хмельницкий сохранял верность присяге и продолжал честно служить королю. Не только на Украине был известен этот казак. Его хорошо знали в Варшаве, его несколько раз принимал сам король: Владислав IV втайне от польского сената и сейма планировал организовать казацкий поход на Турцию и спровоцировать султана на объявление войны Польше. В этом король был заинтересован, ибо во время войны получал право увеличить наемное войско (Владислав намеревался использовать его для подавления своеволия магнатов).
     Богдан Хмельницкий был близко знаком с французским послом в Польше де Брежи. Он даже навербовал для Франции казацкий отряд и в апреле 1645 года имел аудиенцию у принца Конде в Фонтенбло. Этот отряд участвовал в осаде Дюнкерка, а сам Богдан позднее не без гордости называл Конде «своим старым вождем».
     Готовить восстание казаков и крестьян на Украине Хмельницкий стал только после того, как в 1646 году, с ведома и при поддержке коронного гетмана Конецпольского, чигиринский подстароста Чаплинский напал и разорил родовое владение Хмельницкого – хутор Суботов и запорол насмерть его младшего сына. Хмельницкий безуспешно пытался вызвать Чаплинского на поединок, но тот не принял вызова. Сейм решил спор в пользу Чаплинского.
     В поисках справедливости Богдан обратился к королю. На аудиенции состоялся любопытный разговор, который позволяет предположить, что начавшееся в декабре 1647 года казацкое восстание произошло если и не по «подсказке» Владислава IV, то, во всяком случае, с его ведома. «Силе следует противопоставить силу, – говорил король. – Ты также воин. Если Чаплинский смог найти себе приятелей и товарищей, и ты можешь найти. Знаю я и об утеснениях казаков, но помочь вам не в силах. Пора бы, кажется, всем вам вспомнить, что вы воины; у вас есть сабли: кто вам запрещает постоять за себя? Я же со своей стороны всегда буду вашим благодетелем».
     «Такой откровенности, – писал Костомаров, – было достаточно, чтобы показать Хмельницкому, что он может и что должен делать. ...Хмельницкий выехал из Варшавы без удовлетворения, осмеянный, но с твердой решимостью освободить Украину от власти панства и, может быть, сделать казаков орудием преобразования Речи Посполитой».
     Таким образом, даже начиная восстание в декабре 1647 года, Хмельницкий фактически не изменял самому королю, да и Речи Посполитой: его целью была ликвидация Ординации (1638 г.), восстановление привилегий казачества, обуздание своевольства магнатов и усиление королевской власти...
     ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ у Мазепы был иным. После окончания учебы (примерно 1656 г.) в Киево-Могилянском коллегиуме он был направлен отцом «на воспитание» ко двору Яна Казимира, где был «покоевым».
     В 1666 году на Правобережье поднялось антипольское восстание казаков и крестьян, и гетманом вместо бежавшего в Польшу Павла Тетери избрали Петра Дорошенко. Мазепа тогда неожиданно покидает двор польского короля и переходит на службу к гетману. Так в трудный для Яна Казимира час поражений и неудач Мазепа изменил своему покровителю и переметнулся на сторону его врага. В дальнейшем измен в его жизни будет еще немало.
     Окончание следует.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex