на главную страницу

10 Апреля 2008 года

Юбилей

Четверг

Ведущий

Заслуженный военный штурман,
кандидат военных наук полковник Валентин ДУДИН.



10 апреля исполняется 90 лет заслуженному военному летчику Герою Советского Союза маршалу авиации Ивану Ивановичу ПСТЫГО. Его биография - фрагмент пути ВВС нашей Родины в их динамичной истории за истекший век.


     18-летним крестьянским пареньком Иван Пстыго был отобран (в числе 47 человек из проходивших комиссию нескольких тысяч призывников) в Энгельсское авиационное училище. По его окончании лейтенанта Пстыго назначили командиром Су-2 в 211-й бомбардировочный авиаполк, расположенный на аэродроме Котовск у границы с Румынией. И свой первый боевой вылет он совершил днем 22 июня 1941 г. по колонне войск наступавших захватчиков. Затем было тягостное отступление - сначала к Дону, а потом до Сталинграда. И вот там окрепшая советская авиация наглядно показала фашистам, что такое «черная смерть» - штурмовик Ил-2, на который Иван Пстыго переучился в конце первого военного года. Десятки танков, автоколонн, переправ врага уничтожили группы «горбатых», которых водил молодой комэск. Победы, конечно, давались нелегко - его трижды подбивали, но и он сбил три немецких истребителя. Позже, уже став командиром полка, он водил своих орлов над Белоруссией, Польшей и, наконец, над самой Германией, выполнив более ста боевых вылетов.
     После Победы, окончив Высшие курсы, подполковник Пстыго был назначен на Дальний Восток, где успешно командовал авиационными группами, дивизией и корпусом, переучился на реактивную технику и получил первичное генеральское звание.
     Завершив 9-летнюю службу в ДВО, он был зачислен слушателем Академии Генштаба, а по ее окончании и после непродолжительной службы в ВВС ЛВО его в 1958 г. назначили первым заместителем командующего BВC Группы советских войск в Германии - могучей авиационной группировки, включавшей в себя более 30 авиаполков разных родов авиации.
     Тогда войска НАТО были подальше от наших границ, но их самолеты неоднократно «чиркали» территорию ГДР. И наши истребители МиГ-21, которые первым из строевых летчиков освоил сам Пстыго, под его руководством быстро отучили незваных гостей от этих «шалостей», сбив подряд несколько нарушителей.
     В 1960 г. Иван Иванович получает назначение командующим ВВС ГСВГ. В течение шести лет он успешно руководил этим мощным объединением, которое первым в стране получало новую авиатехнику.
     В 1957 г. генерал-полковника Пстыго назначают заместителем главкома ВВС по боевой подготовке. На этом посту он максимально использовал свой огромный командный и фронтовой опыт, продолжая при этом личные полеты. Он снова первым освоил новый истребитель МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла, возглавляя госкомиссию по его приемке.
     К сожалению, полеты наших ВВС, налетывавших тогда не один миллион часов в год, сопровождались значительной аварийностью. Для ее снижения в 1977 г. была создана Центральная инспекция безопасности полетов (предшественник нынешней Службы безопасности полетов авиации ВС РФ), первым начальником которой назначили маршала авиации Пстыго. Он тщательно отобрал в ее состав наиболее подготовленных летчиков, штурманов, инженеров и других авиационных специалистов из всех видов и родов военной авиации страны. При успешном руководстве этим коллективом ему удалось в течение шести лет добиться существенного снижения аварийности - почти на треть.
     После окончания по предельному возрасту действительной службы в 1983 г. маршал Пстыго не изменил активного отношения к жизни, и конечно, к авиации. Он много пишет - о полетах, о войне, об исторических событиях в стране и в мире, встречается с друзьями-ветеранами, а также с бывшими подчиненными, многие из которых службу под его командованием считают лучшим периодом своей жизни.
     Все они желают Ивану Ивановичу здоровья и активности на благо нашей Родины и ее авиации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex