на главную страницу

16 Апреля 2008 года

Армия и общество

Среда

Встающие на крыло

Александр ЧЕБОТАРЕВ.
Фото автора.




     Лейтенант Алексей Титаренко привычно занимает место в кабине своего МиГ-29. Короткое время до взлета наполнено десятками доведенных до автоматизма действий, проверок аппаратуры и оборудования. Звучит команда, и Алексей запускает двигатель, начинает выруливать со стоянки на взлетно-посадочную полосу. Самолет замирает в исходной точке...
     Как только двигатель набирает максимальные обороты, Титаренко плавно отпускает термошину. Сила освобожденной тяги вдавливает тело летчика в кресло - крылатая машина начинает свой изящный бег с ускорением по «бетонке». Как только набирается заданная скорость, ручка берется на себя, и земля стремительно уходит из-под самолета. В сердце пилота приходит непередаваемое чувство человека, начинающего путь в воздушный океан. Еще несколько мгновений, и с набором высоты города и села, дороги и пролески начинают приобретать очертания географической карты. Подобно отцу, подполковнику Александру Титаренко, Алексей направляет свой МиГ в бескрайнее небо. Полет проходит в нормальном режиме. На «трансзвук» - на сверхзвуковую скорость - самолет переходит без видимого напряжения, тренированный организм спокойно справляется с перегрузкой. Полетное задание выполнено. Пора возвращаться на аэродром...
     Командир «поющей» второй эскадрильи учебного центра боевого применения ВВС подполковник Юрий Трамбицкий немногословен. Действительно, его эскадрилью до сих пор называют «поющей», поскольку еще недавно три летчика «после боя» брали в руки музыкальные инструменты и даже выступали с концертными программами. Но офицерам пришло время расти по службе. На смену пришли лейтенанты Алексей Титаренко, Евгений Бурухин, Игорь Мищенко. Сейчас, шутит Юрий Григорьевич, впору заявку подавать в Краснодарское высшее военное авиационное училище: мол, требуются гитаристы, скрипачи, виолончелисты с дипломами летчиков-истребителей.
     Концерты концертами, а полеты полетами. Когда в эскадрилье из 12 летчиков трое лишь в прошлом году надели офицерские погоны, забот у командира хоть отбавляй. В ноябре молодые пилоты пришли в учебный центр. А уже в декабре состоялся их первый полет. С начала года налет составил от 17 до 19 часов. Всего же после выпуска лейтенанты провели в воздухе до 30 часов. Много это или мало?
     - Если сравнивать с советскими временами, то, наверное, общие показатели налета выглядят весьма скромными. Но я бы не стал идеализировать тот, уже ушедший в историю период, - отвечает на вопрос командир эскадрильи. - Сейчас мы применяем более совершенные методики обучения. Каждый летный час насыщен до предела заданиями. В принципе нынешнего налета достаточно для качественной подготовки молодых летчиков. Если все будет проходить, как сейчас, без сбоев, то лейтенанты Титаренко, Бурухин и Мищенко до конца года сдадут экзамен на квалификацию и получат 3-й класс.
     Подполковник Трамбицкий немало повидал на своем служебном веку. Переломный период начала 1990-го застал его в Красноводске, в Туркмении. Тогда было явно не до боевой учебы: приходилось спасать самолеты от «приватизации». Родные МиГи перегоняли в Россию с личного разрешения президента независимого государства...
     Впрочем, пережили, выдержали все трудности. Сейчас появилась возможность летать, учить молодежь, готовить надежную смену.
     - Наш центр располагает универсальными возможностями для подготовки авиации, - начальник Учебного центра боевого применения полковник Игорь Габисов вкратце объясняет предназначение своей части. - С одной стороны, в течение всего года мы обеспечиваем боевую подготовку коллег из других регионов. С другой, сами занимаемся боевой учебой, держим свою часть воздушного щита на южном направлении. Средний налет летчиков в части немалый. Застой в боевой подготовке уверенно преодолевается. Для молодого офицера, особенно выпускника училища, служба в центре - это возможность заниматься полноценной боевой работой, расти как летчику истребительной авиации.
     И офицеры растут, повышая мастерство. К примеру, командир звена старший лейтенант Владимир Градусов - уже летчик 1-го класса.
     Старший летчик-инструктор старший лейтенант Александр Ивашкин менее чем за полтора года после выпуска получил классность, выполнил боевые упражнения - стрельбу ракетой «воздух—воздух», по наземным целям, несет боевое дежурство. Александр в разговоре посетовал: дескать, в здешних краях погода весной, летом и осенью уж больно хороша. А для сдачи экзаменов на более высокий класс необходимы полеты в сложных метеоусловиях. Вот и приходится буквально как манны небесной ждать тумана да низкой облачности для полетов.
     Заместитель командира эскадрильи капитан Сергей Трунин сейчас готовится к поступлению в военно-воздушную академию. Его налет за прошлый год составил более 100 часов.
     Передают опыт, грамотно учат и воспитывают вчерашних выпускников авиаучилищ, готовя себе достойную боевую смену, опытные асы - два брата-близнеца: заместитель начальника Центра по летной подготовке полковник Игорь Цебулько и заместитель по воспитательной работе полковник Вячеслав Цебулько.
     О технической сметке и работоспособности старшего инженера майора Владимира Желтко рассказывают легенды.
     Возможно, подобная картина наблюдается только здесь, где на узком участке «фронта» сконцентрированы все ресурсы и первоклассные летные кадры?
     Несколько дней назад в центр для выполнения программы боевой подготовки с Севера России прилетел полк дальних истребителей-перехватчиков. За считаные часы МиГи стремительно пересекли с севера на юг всю европейскую часть России. Кстати, как моряк, был удивлен, что авиаторы называют свои самолеты кораблями. Впрочем, по размерам и боевым возможностям МиГ-31 действительно представляет собой грозный и непобедимый боевой воздушный корабль.
     - МиГ-31 - строгая машина, требует особых навыков пилотирования, не прощая ошибок, - говорит командир полка полковник Владимир Куценко. - В руках же профессионала, мастера она способна творить чудеса пилотирования...
     Когда я попросил назвать лучших офицеров части, полковник Куценко произнес, не задумываясь:
     - Из летчиков отмечу старшего лейтенанта Марселя Юнусова. Высококлассные специалисты - штурман майор Алексей Забегаев, техник корабля старший лейтенант Юрий Коноплев. Вообще, подготовка молодых летчиков на смену опытным пилотам - в полку одна из первейших задач...
     Вчера были полеты, а сейчас летчики занимаются по программе наземной подготовки, изучают теорию, тренируются. В перерывах между занятиями появляется время для спокойной беседы. Молодые авиаторы рассказывают о том, что здесь, в части, сбываются их самые смелые мечты летать на современных, лучших в мире самолетах, становиться в строй полноценных боевых летчиков. Словом, они счастливы, обретая крылья, ведь только в полете живут самолет и его пилот. Кстати, завтра над прикаспийской степью вновь зазвенят турбины боевых авиационных комплексов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex