на главную страницу

16 Апреля 2008 года

Геополитика

Среда

Китай: в будущее своим путем

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В начале этого года в Сингапуре вышел сборник статей «Китай, движущийся в будущее», авторы которого - видные западные китаеведы дали оценку современной ситуации в этой великой азиатской державе, обладающей самой динамичной экономикой в мире. Поэтому неудивительно, что основное внимание авторы уделили именно китайской экономике, стремясь раскрыть «приводные ремни» ее развития и оценить ее влияние на международную экономическую жизнь. Как отметил корреспондент ИТАР-ТАСС в Пекине Андрей Кириллов, некоторые положения и выводы, возможно, кому-то покажутся спорными, но эта работа позволяет составить представление о западном видении будущего КНР.


     ЗАПАДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ изложили в сборнике свои оценки относительно будущего новой мировой державы. Перечислим некоторые из них: Китай гораздо более гибок, чем многие предполагают; видение мира китайскими лидерами весьма отличается от западного; страна никогда не пойдет по пути, предлагаемому другими государствами; несмотря на рыночную ориентацию, правительство КНР будет играть чрезвычайно большую роль в экономике. «Китай претерпевает изменения беспрецедентной силы и масштаба. Он проявляет себя особым, независимым, сложным, способным к адаптации. При этом он остается обремененным внутренними противоречиями, которые заставляют его сильно меняться», - отмечается в предисловии к материалам сборника.
     «Роль Китая на международной арене возрастает в последнюю четверть века драматически, - пишет, в частности, Джон Хоффманн. - В одной за другой отраслях Китай захватывает определяющие - если не доминирующие - позиции как производитель, конкурент, как место приложения инвестиций... Начиная с одежды, обуви, домашней утвари и кончая бытовой электроникой, Китай становится жизненно важным производителем. Что касается стали, алюминия, цемента, мобильных телефонов и домашней электротехники, то Китай уже стал ведущим рынком в мире. Из экономики, которая некогда экспортировала только простые товары, он превратился в экспортера автомобилей. Сбытовой рынок, ранее нацеленный на низкокачественные, дешевые товары, быстро становится одним из самых продвинутых потребителей мировых брендов товаров класса люкс. Китай продвигается на всех фронтах...». Эта пространная цитата дает весьма точную оценку экономических перспектив и возможностей Китая.
     Другой эксперт - Майкл Энрайт также прогнозирует дальнейший рост экономики Китая. По его мнению, ориентированная на экспорт экономика Китая «будет продолжать расти и углубляться по мере развития все новых сборочных производств, добавления новой стоимости в существующие производства и по мере того, как объемные инвестиции превратят Китай в нетто-экспортера в ряде отраслей тяжелой промышленности и промышленности материалов, где он ранее выступал в роли нетто-импортера. Китай будет оставаться одним из важнейших мировых центров приложения прямых иностранных инвестиций, а также сам будет становиться все более существенным международным инвестором, в частности, в области ресурсов».
     Западные аналитики указывают и на нерешенные проблемы Китая, в том числе в социальной сфере. «Побочным» эффектом роста китайской экономики является его негативное воздействие на окружающую среду. В Поднебесной находится 16 из 20 самых загрязненных городов мира, а возникающие в связи с этим проблемы со здоровьем населения обходятся стране ежегодно в десятки миллиардов долларов. Одна из наиболее болезненных социальных проблем - неизбежность перемещения в ближайшие 15-20 лет более чем 300 млн. человек из сельских областей в города и урбанизированные районы.
     Разумеется, ситуация в Китае оценивается авторами сборника в «западной системе координат». С их точки зрения, китайскому руководству следовало бы выступить с инициативами «во внутренних политических реформах». Пока же, сетуют эксперты, власть «вместо того, чтобы провести либерализацию политической системы, проводит политические кампании для укрепления жизнеспособности КПК» (Коммунистической партии Китая. - Ред.). При этом она исходит «из веры в то, что если партия сохранит компетентность и некоррумпированность, она сможет более эффективно решать проблемы страны»...
     ВЗАИМОСВЯЗЬ СИТУАЦИИ в многомиллионном Китае с развитием человечества в целом бесспорна. Одна из общемировых проблем, вызванных быстрым экономическим развитием Китая, - обострение конкуренции в сфере ресурсов. Это фактор, значение которого в мировой политике будет усиливаться в ближайшие годы. Потребность Поднебесной в энергоносителях продолжает расти. Она составляет не менее 7,6 млн. баррелей нефти в сутки (около 380 млн. тонн в год). При этом значительная часть потребляемых объемов «черного золота» завозится из-за рубежа.
     Наша справка. По оценкам экспертов, к 2020 году потребности Китая в нефти достигнут 450-500 млн. тонн, а зависимость от зарубежных поставок превысит 60 процентов. В 2006 г., по данным Главного таможенного управления КНР, Китай импортировал 145 млн. тонн сырой нефти и 36 млн. нефтепродуктов.
     Сегодня представителей китайских энергетических компаний можно встретить буквально во всех богатых углеводородным сырьем странах. Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC получила разрешение на геологические изыскания даже на североамериканском континенте - в Канаде. Она займется исследованием нефтяных песков провинции Альберта.
     Многие годы, поясним, разработка канадских нефтеносных песков считалась нерентабельной из-за высокой себестоимости получаемого «черного золота», но рост цен на мировом рынке изменил ситуацию. Помимо китайцев в Канаде «зашевелились» и британцы. Нефтяная компания «Бритиш петролеум» решила инвестировать в проект разработки нефтеносных песков 10,5 млрд. долларов. Половина из этой суммы - 5 млрд. долларов - пойдет на создание совместного предприятия с работающей уже там компанией «Хаски Энерджи», принадлежащей китайскому предпринимателю Ли Кашингу. Кстати, по оценкам специалистов, пески Канады содержат больше углеводородов, нежели все разведанные запасы Саудовской Аравии.
     Разумеется, основные «опорные точки» китайских компаний в «третьем мире» - в странах, стремящихся проводить внешнеполитический курс без оглядки на рекомендации из США (Венесуэла, Иран, Судан и т.д.). В конце прошлого года Иран подписал с китайской компанией Sinopec договор на 2 млрд. долларов. Предусматривается разработка одного из крупнейших месторождений страны - Ядараван (на юго-западе страны). Его запасы оцениваются в 12-18 млрд. баррелей. Предполагается, что через четыре года китайцы станут ежедневно добывать 85 тыс. баррелей нефти в день. Возможно, что у проекта будет и вторая фаза, в рамках которой добыча увеличится на 100 тыс. баррелей. Китайская компания пошла на соглашение с иранцами, хотя известно, что США грозят иностранным компаниям санкциями за сотрудничество с Тегераном. Весной прошлого года в конгресс США был внесен законопроект, запрещающий американским государственным пенсионным фондам инвестировать в акции иностранных компаний, вложивших более 20 млн. в энергетический сектор Ирана (среди таких компаний - англо-голландская «Шелл», французская «Тоталь», малайзийская «Петронас»).
     С Венесуэлой Китай учредил совместный инвестиционный фонд в 6 млрд. долларов с целью развития экономического сотрудничества (первые взносы в фонд соответственно составили 2 и 4 миллиардов). Приоритетное значение в экономических отношениях придается Пекином сотрудничеству в энергетической сфере и реализации крупных проектов на венесуэльской территории при китайском техническом содействии. Государственная нефтегазовая корпорация «Петролеос де Венесуэла» и китайская CNPC заключили соглашение об увеличении поставок венесуэльской нефти в КНР и участии китайской корпорации в оценке запасов углеводородного сырья в крупнейшем в мире нефтеносном поясе реки Ориноко. Поставки нефти в Поднебесную возрастут к 2010 году с 300 тыс. до 1 млн. баррелей в день (пока около половины добываемой в Венесуэле нефти экспортируется в США).
     Но морской маршрут транспортировки нефти из Венесуэлы (как и Ирана) весьма уязвим с военной точки зрения, да и администрация США не оставляет надежды отстранить Уго Чавеса от власти. Видимо, поэтому в Пекине считают целесообразным максимально географически диверсифицировать источники импорта энергоносителей. В опубликованном Национальной комиссией по развитию и реформе Китая списке стран для приоритетного инвестирования в энергетические проекты числятся Кувейт, Катар, Оман, Ливия, Нигер, Норвегия, Марокко, Эквадор и Боливия. Правительство КНР готово гарантировать страхование инвестиций национальных компаний в нефтяной и газовый комплекс этих государств.
     Китайская корпорация CNPC решила, в частности, построить нефтеперерабатывающий завод вблизи столицы Чада города Нджамена и организовать там переработку добываемой в Африке нефти. CNPC получила право на ведение разведки и добычи нефти в семи перспективных на нефть регионах Чада. И закономерно, что китайские руководители являются частыми гостями на Черном континенте. КНР - один из крупнейших партнеров африканских стран, с каждым годом увеличивающий инвестиции и экономическую помощь. В обмен на это китайские компании получают преференции в области разработок и добычи нефти. В 2005 год из Африки китайцы вывезли 38 млн. тонн нефти (30 процентов от общего объема импорта «черного золота»). В последующем эти объемы еще более увеличились. Общий же товарооборот КНР с Африкой достиг 50 млрд. долларов, а китайские капиталовложения превысили 6 млрд. долларов.
     ОСОБЫЕ НАДЕЖДЫ в Пекине возлагают на нефть из России и Казахстана. Пока потребление российской нефти в Поднебесной невелико. «Черное золото» поступает в Китай в основном по Транссибирской магистрали (в 2007 г. - около 10 млн. тонн). Эшелоны с нефтью следуют через пограничный переход Забайкальск - Маньчжурия; кроме того - через станцию Наушки на российско-монгольской границе.
     

     Наша справка. В настоящее время реализуется договор между компанией «Роснефть» и CNPC о поставках в Китай в 2005-2010 гг. 48,4 млн. тонн нефти по железной дороге.
     

     Не исключено, что нефть из России будет поступать в Китай и через казахстанский нефтепровод Атасу - Алашанькоу. До Атасу российская нефть может быть доставлена по трубопроводу Омск - Чарджоу. Этот маршрут (Омск-Атасу-Алашанькоу) эксперты считают более перспективным, чем железнодорожный (из-за высоких транспортных тарифов последнего).
     Удовлетворить часть нефтяных потребностей Китая будет способен строящийся нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). По проекту максимальная пропускная способность ВСТО (с учетом ответвления на Китай мощностью в 30 млн. тонн) - 80 млн. тонн. Относительно его ресурсной базы высказываются различные суждения - от оптимистических до сдержанных. Некоторые эксперты отмечают, что пока ресурсная база позволяет прокачивать лишь 25-30 млн. тонн - этого в принципе хватит на первую очередь трубопровода. И проблема не только в нехватке новых месторождений, но и сохраняющемся технологическом отставании России (коэффициент извлечения нефти составляет в нашей стране 0,3-0,35, в то время как у развитых стран - 0,5-0,7).
     

     Наша справка. Проект ВСТО позволит России выйти с большими объемами углеводородного сырья на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это наиболее динамично развивающийся сегмент мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Основные потребители, помимо Китая, - Япония, Южная Корея, Индия, Индонезия, Австралия. Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в регионе к 2010 г. возрастет до 1.510 млн. тонн, к 2020 г. - до 1.970 млн. тонн, а к 2030 г. - до 2.205 млн. тонн.
     

     Строительство ВСТО идет не без проблем. Запуск первой очереди нефтепровода состоится не ранее четвертого квартала 2009 года. Перенос сроков ввода ВСТО в эксплуатацию связан, по официальной версии, с экстремальными условиями строительства. По состоянию на март с.г. строительство ВСТО было закончено на 46 процентов, тогда как ранее было запланировано, что к данному сроку проект будет готов на 67 процентов. Напомним, что изначально запустить нефтепровод в эксплуатацию планировалось в конце 2008 года.
     Для обеспечения загрузки ВСТО России придется дополнительно прирастить сырьевую базу (требуется увеличить запасы в объеме не менее 1,5 млрд. тонн нефти к 2020 году). Предполагается, что к 2015 году добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может возрасти до 40 млн. тонн в год, а к 2025 - до 80 млн. тонн нефти в год.
     

     Наша справка. Некоторые трудности с реализацией проекта ВСТО связаны с тем, что пока не достигнуты договоренности с китайской стороной о цене на российскую нефть. Это мешает концептуально определиться со строительством трубопровода. Пока строится участок от Тайшета до Cковородино с пропускной способностью в 30 млн. тонн. Мощность нефтепорта Козьмино (строительство еще не начато) составит 15 млн. тонн, а остальные 15 млн. тонн должны поставляться в Китай. Однако для этого надо принять решение на уровне правительства о прокладки трубы от Сковородино в Китай. Но до достижения договоренности о цене на нефть это, очевидно, преждевременно.
     

     ГАРАНТИРОВАННОЕ обеспечение экономики страны энергоресурсами - один из приоритетов для китайского руководства. В русле этих усилий находится работа по созданию стратегических запасов нефти, что, как считается, поможет уменьшить влияние колебаний мировых цен на нефть на внутренние цены и избежать рисков в случае приостановки импортных поставок нефтепродуктов. Для координации работы по формированию стратегических запасов нефтепродуктов в Китае создан специальный центр под эгидой Государственного комитета КНР по развитию и реформам.
     Строительство первых хранилищ стратегических нефтезапасов было начато еще в 2004 году в городах Далянь, Циндао, Нинбо и Чжоушань. В настоящее время объемы накопленных запасов оцениваются в 2-3 млн. тонн. К 2010 году стратегические запасы нефти составят в Китае 12 млн. тонн (эквивалентно месячному импорту нефти Китаем), а к 2020 году их объем будет равен 3-месячному импорту.
     Для диверсификации структуры энергопотребления Китай, традиционно широко использующий уголь, ныне делает ставку на развитие газовой отрасли. В прошлом году спрос на газ составил в Поднебесной приблизительно 70 млрд. кубометров, что значительно (на 27 процентов) больше по сравнению с предыдущим годом. В 2007 году корпорация CNPC должна была добыть 54 млрд. кубометров природного газа, а к 2010 году объем добычи газа возрастет почти до 66 млрд. кубометров.
     Обратить свои взоры на «голубое топливо» китайцев отчасти вынуждает экологическая ситуация, о чем уже говорилось выше. Еще в 2006 году заместитель руководителя Государственного управления по охране окружающей среды КНР Пань Юэ обнародовал данные, свидетельствующие, что Китай может столкнуться с экологическим кризисом, который поставит под угрозу экономический рост страны. Ежегодный ущерб экологии оценивается в 8-13 процента от объема национального дохода. Потери от вреда, причиненного окружающей среде, могут свести на нет экономические достижения страны. Пекин тревожит, что ухудшение экологии влияет на здоровье нации. Ныне четверть населения страны потребляет воду низкого качества, а треть горожан дышит крайне загрязненным воздухом.
     В этом году Китай приступит к строительству второго национального газопровода, который соединит северо-западные районы страны с южными, испытывающими дефицит энергоресурсов (первый проект - вступивший в эксплуатацию трубопровод «Запад-Восток», по которому газ поступает из Синьцзяна в восточный мегаполис Шанхай). CNPC ведет переговоры с Казахстаном и Туркменией о закупках газа в этих странах для его дальнейшей транспортировки из Синьцзян-Уйгурского автономного района в провинцию Гуандун. Одновременно намечено организовать добычу «голубого топлива» на национальной территории - в Таримском бассейне, расположенном на северо-западе КНР. Потенциальные запасы - 8,4 трлн. кубометров (четверть всех запасов природного газа в стране), разведанные запасы - 658 млрд. кубометров.
     Пекин ведет переговоры относительно импорта газа и с Москвой (камнем преткновения на них является вопрос ценообразования). Так или иначе Китай в ближайшие годы станет, судя по всему, одним из крупнейших потребителей энергоресурсов из России, что повлияет и на геополитическую ситуацию в мире, и на «геометрию» развития отношений между нашими странами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex