на главную страницу

17 Апреля 2008 года

Армия и общество

Четверг

БОЙ ШАБЛОНА НЕ ПРИЕМЛЕТ

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».



В Дальневосточном военном округе прошли полковые тактические учения с боевой стрельбой. Согласно легенде, погранзаставы не смогли предотвратить проникновение на территорию государства диверсионных групп, незаконных вооруженных формирований. В связи с этим было принято решение о выделении мотострелкового батальона с задачей блокировать район возможного прорыва и совместно с пограничниками нанести поражение противнику.
  Тактические действия войск включали два этапа. В первый день 1-й мотострелковый батальон, усиленный танковой ротой, при поддержке артиллерийского дивизиона осуществил блокирование противника и провел оборонительный бой. Во второй день 3-й мотострелковый батальон занял рубеж и обеспечил ввод в бой остальных сил полка, в результате чего был завершен разгром незаконных вооруженных формирований.

     Согласно полученным разведданным, мотострелковому полку под командованием подполковника Дмитрия Зеленкова предстоял бой с вооруженным формированием общей численностью до 700 человек. Помимо автомобильной и легкобронированной техники на вооружении банды находилось до 20 танков. Кроме того, по легенде учений, противник неожиданно атаковал находившиеся на полевом выходе подразделения ракетных войск и артиллерии ДВО и в ходе короткого боя в числе прочего вооружения захватил два оперативно-тактических комплекса «Точка У».
     Первый ощутимый удар неприятель нанес еще в ходе выдвижения мотострелкового полка в район сосредоточения. Диверсионно-разведывательная группа противника осуществила террористический акт на химобрабатывающем предприятии, и в результате значительный участок местности на пути наших войск оказался зараженным. В силу временных и географических условий перенести маршрут было уже невозможно. 12 километров личному составу полка пришлось преодолевать в средствах химзащиты на более чем 150 единицах гусеничной техники. Естественно, помимо сопутствующей тренировки по использованию средств защиты, военнослужащие получили дополнительную тренировку по спецобработке техники и справились с поставленными задачами.
     Мотострелковый батальон занял район обороны. Противника встретила армейская авиация - два звена транспортно-боевых вертолетов Ми-8. Однако ключевая роль в разгроме противника была отведена артиллерии. После нанесения огневого поражения технике и личному составу противника во взводных колоннах и на рубежах развертывания подразделений она продолжила уничтожение врага и перед фронтом обороны мотострелкового батальона. Несмотря на обилие внеплановых целей, комполка хорошо справился с поставленными задачами, умело ставил задачи начальнику артиллерии полка подполковнику Олегу Кушниру и командиру полковой артиллерийской группы подполковнику Евгению Филатову.
     Стоит отметить, что полковые тактические учения проходили на фоне полевого выхода артиллерии. Огневые задачи в ходе этапов с боевой стрельбой для артиллерийского дивизиона, противотанковой и минометных батарей являлись финальными, так сказать, логически завершающими боевую учебу на полевом выходе.
     С выходом на рубеж перехода в атаку бандформирования были встречены вооружением танков Т-80 и БМП-2, стрелковым оружием и гранатами. Сохранить высокую активность обороны позволили неожиданные вводные. Так, во время боя на правом фланге обороняющихся подразделений возникла угроза обхода и удара, и резерв в составе мотострелкового взвода вышел на огневой рубеж и уничтожил создавший опасность отряд противника. На левом фланге гранатометный взвод вовремя отреагировал на угрозу обхода и уничтожил противника огнем штатного вооружения.
     В ходе полковых тактических учений возникали и объективные сложности. К примеру, во время оборонительного этапа стояла по- настоящему весенняя погода, и интенсивный огонь «вертушек» привел к возгоранию обширной площади сухой прошлогодней травы. В результате зенитчики сначала не смогли поразить воздушную цель - ракета ударила по земле. Выручила старушка-«Шилка», сумевшая прошить мишень, не обращая внимания на дым и огонь воспламенившейся травы.
     На следующий день, когда было запланировано наступление, на полигон обрушился снег с дождем, что резко ухудшило видимость и проходимость по пересеченной местности. Побочным эффектом обильных осадков вкупе с сильными порывами ветра стала невозможность применения запланированной фронтовой и армейской авиации. Впрочем, в этот день ее поддержка и не понадобилась.
     Командующий войсками ДВО Герой России генерал-полковник Владимир Булгаков внес некоторые коррективы. Как выяснилось, в самом начале этапа наступления комбат на 20 минут утратил связь. Потеря связи, а значит, и управления подчиненными подразделениями, привела к неуправляемости первого батальона, нарушению боевых порядков, потере темпов наступления. В целом это могло закончиться нарушением требований безопасности и жертвами даже в мирное время.
     Обладающий боевым опытом генерал-полковник Булгаков, конечно, не смог закрыть глаза на столь сильные провалы в организации управления подразделением. В результате первая попытка наступления была признана несостоявшейся и этап перенесен на более поздние сроки. Согласно вводной командующего войсками ДВО, авиационный и артиллерийский удары противника нанесли поражение первому и второму эшелону мотострелкового полка, атака наших войск захлебнулась. Требовался немедленный вывод подразделений полка в район восстановления боеспособности.
     Для обеспечения выполнения необходимого комплекса мероприятий рубеж сдерживания занял 3-й мотострелковый батальон. В течение трех суток командование соединения и полка провели восстановление боеспособности 1-го и 2-го мотострелковых батальонов. В рамках мероприятий осуществили подготовку вооружения и техники, доукомплектование подразделений личным составом. Таким образом, к назначенному времени посвежевшие батальоны были готовы повторить попытку по окончательному уничтожению противника.
     Особое внимание командование полка уделило подготовке средств связи. 20-минутная потеря управления в 1-м батальоне, которая привела к переносу этапа, произошла по техническим причинам. За три дня была еще раз проверена работоспособность и осуществлена настройка радиостанций, проведены занятия по порядку пользования объектовыми радиостанциями, и, как вскоре выяснилось, совершенно не напрасно.
     За пять минут до начала наступления радиосеть командира полка оказалась заблокирована неизвестным передатчиком, а значит, работа на основной частоте для руководства учения, комполка и комбатов стала невозможна. Подполковник Зеленков подал установленный сигнал, и в течение трех минут все абоненты радиосети перешли на запасную частоту. Комполка отметил уверенные действия начальника связи полка майора Евгения Головкина и командира роты связи капитана Вячеслава Хаменок. В дальнейшем управление оставалось устойчивым.
     За 43 минуты до времени «Ч» началась артиллерийская подготовка наступления. В ходе огневых налетов осуществлялось поражение целей на переднем крае, в глубине обороны противника, по вновь выявленным целям. Танковая рота широко использовала сосредоточенный огонь, выполняла задачи на максимальной дальности. В свою очередь 3-й мотострелковый батальон вел огонь прямой наводкой по танкам и боевым машинам пехоты на переднем крае обороны противника.
     Трех огневых налетов по 12 минут каждый оказалось достаточно для сведения боевого потенциала противника к минимуму. В указанное время 1-й и 2-й батальоны с выдвижением из глубины перешли в наступление. Соответственно с выходом подразделений на рубеж перехода в атаку артиллерия полка приступила к поддержке наступающих войск. По мере продвижения батальонов вперед артиллеристы переносили огонь в глубину обороны противника.
     Стоит отметить, что подразделения противника по легенде не являлись частями регулярной армии, а значит, не обладали четкой организационно-штатной структурой, привычной схемой тактических действий. Лишь условный характер ротных и взводных опорных пунктов во время наступления мотострелкового полка вызывал значительные сложности в применении артиллерии, в действии мотострелков и танкистов.
     Неприятель пытался сопротивляться, но понес большие потери, и соотношение сил и средств сложилось в нашу пользу. Первый и второй мотострелковые батальоны достаточно быстро выполнили ближайшие задачи - завладели ротными опорными пунктами, ввели в бой роты вторых эшелонов. Затем, преследуя отходящего противника, подразделения атакой в пешем порядке уничтожили вторые эшелоны вражеских сил.
     - Во время боя большие потери понес наступающий на левом фланге первый мотострелковый батальон, - пояснил подполковник Зеленков. - Согласно вводной, он потерял до 50 процентов техники и личного состава и оказался ограниченно боеспособен.
     Для развития успеха при поддержке артиллерии на левом фланге был введен в бой второй эшелон - 3-й мотострелковый батальон. А
     1-й батальон отведен для перегруппировки сил и средств. Именно на этом этапе противник окончательно сломался и начал отступать, что больше было похоже на паническое бегство. К 16.00 мотострелковый полк вышел на рубеж государственной границы, тем самым выполнив задачу дня.
     Командир соединения полковник Вячеслав Ситчихин признался, что итогами учения не удовлетворен. Хотя полк начал занятия по новой программе и еще не отработал тематику ротных и батальонных тактических учений, это, по словам комдива, не является оправданием большого количества недостатков, прежде всего в управлении командирами всех степеней и непосредственно в тактических действиях подразделений, ведь полк укомплектован военнослужащими по контракту и должен быть готов к выполнению схожей задачи в любое время.
     Во время учений отличились 2-й и 3-й мотострелковые батальоны под командованием подполковника Ивана Иванова и майора Алексея Чапайкина. Комдив выделил также действия артиллерийского дивизиона подполковника Евгения Филатова, танкового батальона подполковника Олега Сергеева, минометной батареи капитана Сергея Лифантьева. Кстати, именно эти подразделения по итогам поражения целей получили хорошие оценки. Они существенно увеличили огневую мощь обороняющихся и наступающих подразделений.
     Действия остальных подразделений оказались в значительной мере более слабыми, а главным аутсайдером стал командир 1-го мотострелкового батальона майор Николай Иванов. В результате мотострелковый полк получил оценку «удовлетворительно».
     Конечно, задача полком была выполнена, но в случае реальных боевых действий такие промахи обернулись бы большими потерями. Так что личному составу полка, и особенно 1-го мотострелкового батальона, теперь предстоит работа над ошибками.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex